г. Владивосток |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А51-20219/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-2106/2022
на решение от 28.02.2022
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-20219/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФарПост ИТ" (ИНН 2540136225, ОГРН 1072540008980)
к Государственному учреждению - Приморскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439)
о признании незаконным приказа N 519 от 29.10.2020 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФарПост ИТ" (далее - заявитель, общество, страхователь, ООО "ФарПост ИТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, страховщик, Фонд, ПРО ФСС) от 29.10.2021 N 519 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу.
Решением суда от 28.02.2022 заявленные требования удовлетворены, приказ Фонда от 29.10.2021 N 519 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год признан незаконным, как не соответствующий Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Суд обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем издания приказа о предоставлении ООО "ФарПост ИТ" скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год, окончательный размер которой определить на стадии исполнения решения суда. Указанным решением с ПРО ФСС в пользу ООО "ФарПост ИТ" взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 28.02.2022 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что по смыслу пункта 4 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной пунктом 2 приказа Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, для установления скидки показатели (a, b, c) по виду экономической деятельности должны быть меньше нуля. Между тем, поскольку показатель общества "a" по коду ОКВЭД 63.12 равен нулю, то есть не соответствует условиям пункта 4 Методики, страхователю не может быть установлена скидка к страховому тарифу.
ООО "ФарПост ИТ" по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, от Фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в отсутствие представителей сторон.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО "ФарПост ИТ" зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 3 Государственного Учреждения - Приморского отделения Фонда социального страхования Российской Федерации под регистрационным номером 2500409782. Основной вид деятельности Общества (ОКВЭД) - 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения".
18.10.2021 общество обратилось к страховщику с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год в порядке, установленном Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524).
Приказом от 29.10.2021 N 519 "Об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонд отказал обществу в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве на 2022 год, указав в качестве причины на результат расчета скидки к страховому тарифу, при котором один из рассчитанных основных показателей, указанных в пункте 3 Правил N 524, больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Не согласившись с приказом Фонда от 29.10.2021 N 519, ООО "ФарПост ИТ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ от 29.10.2021 N 519 об отказе в установлении скидки по тарифу на 2022 год не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Фонда и в отзыве общества на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно статье 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Пунктом 1 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 524).
В соответствии с пунктом 2 Правил скидки и надбавки к страховому тарифу, соответствующему основному виду экономической деятельности страхователя, устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом. Размер скидки или надбавки не может превышать 40 процентов установленного страхового тарифа.
Пунктом 3 Правил N 524 предусмотрено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году:
а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года (пункт 2).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 524 скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
- осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с момента государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
- отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (пункт 8 Правил N 524).
Согласно пункту 10 Правил N 524 размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Данные, используемые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию (пункт 11 Правил N 524).
Из указанного следует, что заявителю может быть отказано в установлении скидки, если:
- он ведет финансово-экономическую деятельность менее трех лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
- у него есть задолженность по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки;
- в предшествующем финансовом году у него имеется страховой случай со смертельным исходом, произошедший не по вине третьих лиц;
- один из рассчитанных основных показателей больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности заявителя.
Постановлением Фонда социального страхования РФ от 28.05.2021 N 17 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2022 год" установлены значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2022 год.
Судом установлено, что основным видом деятельности ООО "ФарПост ИТ" является разработка компьютерного программного обеспечения (ОКВЭД 62.01).
По указанному виду деятельности установлены показатели:
1) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности и страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00;
2) количество страховых случаев по виду экономической деятельности и на тысячу работающих - 0,05;
3) количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности и на один несчастный случай, признанный страховых, исключая случаи со смертельным исходом - 55,44.
Основные показатели общества, определенные по итогам деятельности страхователя за 3 года, предшествующих текущему году, фактически составляют:
1) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00;
2) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих - 0,00;
3) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом - 0,00.
Из указанного следует, что основной показатель "а" согласно пункту 3 Правил N 524 и показатель "а" по соответствующему виду деятельности общества на 2022 год одинаковые и составляют 0,00.
Учитывая, что утвержденный показатель по соответствующему виду деятельности на 2022 год составляет 0,00 и заявитель объективно не может представить показатель ниже, чем установлено в Постановлении от 25.06.2020 N 107, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для отказа в предоставлении скидки у Фонда отсутствовали.
Недостоверность представленных обществом сведений судом апелляционной инстанции не установлена. Доказательства обратного Фондом в материалы дела не представлены.
Формальный подход заинтересованного лица, обозначенный в апелляционной жалобе, без учета принципов разумности и целесообразности, направленности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на обеспечение социальной защищенности застрахованных лиц, а также обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, препятствует страхователю в получении меры поддержки в виде скидки к тарифу страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве, носящей стимулирующий характер, способствующей принятию работодателем эффективных мер по улучшению условий и повышению безопасности труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ от 29.10.2021 N 519 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год не соответствует положениям Федерального закона N 125-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества как плательщика страховых взносов, возлагая на него обязанность производить уплату страховых взносов в большем размере, чем предусмотрено для него законом.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал спорный приказ незаконным.
В качестве способа обеспечения восстановления нарушенного права общества суд первой инстанции обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем издания приказа о предоставлении ООО "ФарПост ИТ" скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год, окончательный размер которой определить на стадии исполнения решения суда.
Апелляционная коллегия полагает, что избранная судом первой инстанции восстановительная мера соответствует предмету заявленного требования и обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оценив доводы апелляционной жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемых актов и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций, а направлены на иную оценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2022 по делу N А51-20219/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20219/2021
Истец: ООО "ФАРПОСТ ИТ"
Ответчик: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ