г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А21-12142/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6252/2022) акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2022 по делу N А21-12142/2021 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - Общество, АО "Янтарьэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - УФАС, Управление) от 20.10.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-1042/2021 которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением от 01.02.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие вины Общества во вменяемом ему административном правонарушении. Кроме того, Общество считает, что наложение штрафа в размере 1 000 000 руб. не отвечает целям административной ответственности, носит чрезмерно карательный характер, просит снизить размер штрафа ниже низшего предела санкции инкриминируемой статьи.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи, с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в УФАС Калининградской области поступило заявление по факту нарушения АО "Янтарьэнерго" (далее - Общество) сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, объектами которого являются блокированные жилые дома, расположенные по адресу: Калининградская обл., г.Гурьевск, ул.Лазурная.
Пунктами 5 договоров предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения договоров; в связи с чем, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 21.09.2020 и 30.09.2020, дата окончания -21.03.2021 и 30.03.2021 соответственно.
Сроки мероприятий нарушены по следующим договорам, неотъемлемой частью которых являются технические условия (далее - ТУ) (с указанием кадастровых номеров земельных участков, на которых расположены объекты): - N 4807/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:182), ТУ N Z-4807/20; - N 4808/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:183), ТУ N Z-4808/20; - N 4809/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:194), ТУ N Z4809/20; - N 4810/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:195), ТУ N Z-4810/20; - N 4811/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:196), ТУ N Z-4811/20; - N 4812/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:197), ТУ N Z-4812/20; - N 4836/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:190), ТУ N Z-4836/20; - N 4837/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:191), ТУ N Z-4837/20; - N 4838/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:192), ТУ N Z-4838/20; - N 4839/09/20 от 21.09.2020 (КН 39:03:010048:193), ТУ N Z-4839/20; - N 5069/09/20 от 30.09.2020 (КН 39:03:010048:184), ТУ N Z-5069/20; - N 5073/09/20 от 30.09.2020 (КН 39:03:010048:185), ТУ N Z-5073/20; - N 5075/09/20 от 30.09.2020 (КН 39:03:010048:186), ТУ N Z-5075/20; - N 5078/09/20 от 30.09.2020 (КН 39:03:010048:187), ТУ N Z-5078/20; - N 5080/09/20 от 30.09.2020 (КН 39:03:010048:188), ТУ N Z-5080/20.
Объекты по договорам - блокированные жилые дома, расположенные по адресу: г.Калининград, ул.Лазурная, на земельных участках с указанными кадастровыми номерами. Из технических условий следует, что сетевая организация должна осуществить следующие мероприятия: - от опор ВЛ 0,4 кВ (Л-1 от ТП 141-18) до участка застройки заявителя построить ВЛИ с СИП 0,4 кВ (трассу ВЛИ, марку и сечение определить проектом, протяженность 90 м). - щиты учета (ЩУ) установить на опоре N (уточнить при монтаже) ВЛ 0,4 кВ (Л-1) от ТП 141-18. От зажимов провода ВЛ 0,4 кВ до ЩУ по опоре выполнить монтаж СИП или КЛ расчетного сечения. Тип прибора учета в ЩУ определить техническим заданием; - при необходимости в РУ 0,4 кВ (Л-1) ТП 141-18 выполнить замену группы "рубильник-предохранитель" Заявитель осуществляет монтаж электросети от точки присоединения (п. 7) до ВРУ 0,4 кВ объекта СИП или ЮТ соответствующей пропускной способности (установлено пунктом 11.1 по всем ТУ аналогично).
По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями договора не осуществлено.
УФАС в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела АО "Янтарьэнерго" 20.10.2021 привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ согласно постановлению N 039/04/9.21-1042/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 1000 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 3 Правил N 861 организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 861, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Пунктами 5 договоров предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения договоров; в связи с чем, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 21.09.2020 и 30.09.2020, дата окончания -21.03.2021 и 30.03.2021 соответственно.
УФАС по Калининградской области установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями договора, не осуществлено.
Срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных в технологическом присоединении лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Обществом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.
Доказательств, подтверждающих, что Обществом предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в предусмотренные законом сроки, в материалы дела не представлено.
огласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Общество в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для своевременного соблюдения требований Правил N 861.
Поскольку Общество ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ и назначения Обществу штрафа в размере ниже низшего предела, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В данном случае Управление назначило Обществу наказание в виде штрафа в размере 1000 000 рублей, то есть в пределах санкции инкриминируемой части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Общества.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2022 по делу N А21-12142/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12142/2021
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
Ответчик: УФАС по К/О