г. Владивосток |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А51-19348/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Находкинский морской торговый порт",
апелляционное производство N 05АП-1997/2022
на решение от 17.02.2022
судьи Колтуновой Н.В.
по делу N А51-19348/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" (ИНН 2508001449, ОГРН 1022500697471)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
о признании недействительным решения по делу N 025/07/3.2-1053/2020 от 03.09.2020,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп",
при участии:
от акционерного общества "Находкинский морской торговый порт": Ткаченко В.В. по доверенности от 12.08.2021, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 15615);
от УФАС по Приморскому краю: не явились;
от третьего лица: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю о признании недействительным решения по делу N 025/07/3.2-1053/2020 от 03.09.2020.
Определением от 10.20.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп".
Решением суда от 17 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с судебным актом, АО "Находкинский морской торговый порт" обжаловало его в апелляционном порядке.
Общество настаивает, что действовало в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и документацией о закупке, а заявка ООО Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" отклонена правомерно на основании пункта 2 документации о закупке в связи с несоответствием требованиям документации, а именно содержанием в составе заявки сведений о ценовом предложении.
По мнению АО "НМТП", вывод суда о том, законодателем не предусмотрено право заказчика отклонять заявки участников при проведении запроса котировок в случае указания ценового предложения, следовательно, закупочная комиссия, приняв решение об отклонении заявки ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп", допустила нарушение части 21 ст.3.4 Закона о закупках, является ошибочным и противоречит нормам Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Положению о порядке закупок товаров, работ, услуг АО "Находкинский МТП".
Как считает заявитель, позиция УФАС по Приморскому краю и суда является формальной, не учитывающей содержание представленной документации, совокупность всех представленных обществом документов, возможных оснований для отклонения заявки на участие в запросе котировок, установленных документацией о закупке.
Общество поясняет, что требование закупочной документации о недопустимости указания в составе заявки сведений о цене, обусловлено обязанностью по соблюдению конфиденциальности о ценовых предложениях, предусмотренной пунктом 2 части 10 статьи 3.3 ФЗ N 223, распространяется на все конкурентные процедуры, за исключением прямо поименованных в законе, к которым запрос котировок не относится.
АО "НМТП" не согласно с доводом суда о нарушении обществом п.1, 2 ч.1 ст.3 ФЗ N 223 при разработке закупочной документации в связи с неуказанием в какой части должен быть заполнен договор, что породило, по мнению суда, неясность при подаче заявки на участие в закупке. Общество указывает, что форма заявки и необходимых к заполнению документов размещены на электронной площадке в составе документации. В составе документации проект договора и спецификация разделены на разные файлы. Участник заполняет оба файла, но проект договора прикладывает к документам заявки (в соответствии с требованием п. 10 Документации), спецификацию - к ценовому предложению. Кроме того, в случае неясностей ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" имело возможность обратиться в соответствии с п.2 ст.3.2 ФЗ N 223 с соответствующим запросом, однако не воспользовалось данным правом.
Заявитель жалобы просит решение суда отменить и удовлетворить требования АО "Находкинский МТП".
УФАС по Приморскому края в представленном отзыве против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Заказчиком АО "Находкинский морской торговый порт" 10.08.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, на изготовление и поставку металлоконструкций мачт для пушек пылеподавления УТ-1 (извещение N 32009390192).
Общее количество поданных заявок 9, допущено к участию 3, отклонены 6, в том числе отклонена заявка ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп".
Комиссией по закупкам было установлено, что участник ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" при подаче заявки через электронную площадку допустил нарушение порядка указания сведений в заявке в соответствии с частями 19 и 21 статьи 3.4 ФЗ N223, а именно подал ценовое предложение вместе с основной частью заявки, что отражено в проколе рассмотрения заявок от 20.08.2020.
В Приморское УФАС поступила жалоба ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" на действия комиссии заказчика АО "Находский морской торговый порт" при проведении запроса котировок в электронной форме на изготовление и поставку металлоконструкций мачт для пушек пылеподавления УТ-1 (извещение N 32009390192).
По результатам рассмотрения жалобы Приморским УФАС принято решение N 025/07/3.2-1053/2020 от 03.09.2020, в соответствии с которым жалоба ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" признана обоснованной, в действиях аукционной комиссии заказчика выявлено нарушение ч. 21 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание.
АО "Находкинский морской торговый порт", полагая, что решение N 025/07/3.2-1053/2020 от 03.09.2020 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Из материалов дела следует, что закупка осуществлялась заказчиком в соответствии с нормами ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ N223) на основании Положения о порядке закупок товаров, работ, услуг Акционерным обществом "Находкинский морской торговый порт", утвержденного Советом директоров (протокол N 113 от 20.11.2018) и размещенного на официальном сайте 28.11.2018 г. (далее -Положение о закупках).
Целями регулирования данного Федерального закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 (заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Как следует из решения антимонопольного органа, обществу вменяется нарушение ч. 21 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.
Согласно части 21 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
Из буквального толкования положений законодательства УФАС и суд первой инстанции сделали вывод, что указанной нормой определен закрытый перечень процедур (конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос предложений), при проведении которых заказчик имеет право отклонить участника по указанному основанию. Вместе с тем, заказчик осуществлял закупку путем проведении запроса котировок в электронной форме, однако право заказчика отклонять заявки участников при проведении запроса котировок в случае указания ценового предложения законодателем не предусмотрено. Следовательно, как посчитал суд первой инстанции, закупочная комиссия, приняв решение об отклонении заявки ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" на основании части 21 статьи 3.4 Закона о закупках, допустила нарушение части 21 статьи 3.4 Закона о закупках.
Поддерживая позицию УФАС по Приморскому краю, суд не учел следующего.
Законом N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ N 223 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки, Положениями о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 2 ФЗ N 223 Положение о закупке является документом. который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности.
Положение о порядке закупок товаров, работ, услуг Акционерным обществом "Находкинский морской торговый порт", утверждено Советом директоров (протокол N 113 от 20.11.2018) и размещенного на официальном сайте 28.11.2018.
Согласно п.1.8 Положения о закупках заявка на участие в закупке - это комплект документов, представляемый Претендентом на участие в закупке в порядке, предусмотренном документацией о закупке, в целях участия в процедуре закупки.
При подготовке документации о закупке в каждом случае заказчик заранее устанавливает требования к содержанию, форме, оформлению, составу и подаче заявки на участие в закупке (п.6.1.6 Положения о закупке).
В соответствии с извещением о проведении закупки процедура проводилась путем открытого запроса котировок в электронной форме у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" на сайте http://www.rts-tender.ru.
В п.2. Документации о закупке установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке: "Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. В случае содержания в первой части заявки на участие в запросе котировок сведений о ценовом предложении, данная заявка подлежит отклонению".
Участниками дела не оспаривается, что участник закупки - ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" разместил в первой части заявки ценовое предложение.
В п. 13 Документации, определены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке: одним из критериев для отклонения заявки является - несоответствие заявки на участие требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, в том числе по своему составу, оформлению, описанию предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о закупке.
Заявка участника была отклонена в соответствии с данным критерием, т.к. предоставление сведений о цене в первой части заявки, является несоответствием заявки требованиям документации, в части оформления.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 1843303 от 20.08.2020 г. ООО Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" отказано в допуске к участию в закупке на основании пункта 2 документации о закупке в связи с несоответствием требованиям документации, а именно содержанием в составе заявки сведений о ценовом предложении.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается, что заявитель в полном соответствии с положениями Федерального закона N 223 закрепил в документации о закупке условия о недопустимости указания участником в первой части заявки сведений о ценовом предложении, а также о том, что такое нарушение влечет отклонение заявки участника.
Антимонопольный орган и суд первой инстанции необоснованно не учли содержание представленной документации на проведении открытого запроса котировок в электронной форме, предусматривающей основание отклонения заявки участника в случае содержания в первой части заявки на участие в запросе котировок сведений о ценовом предложении.
Кроме того, отказывая АО "НМТП" в удовлетворении требований, оценив документацию о закупке, суд первой инстанции необоснованно дал оценку обстоятельствам, которые не указаны в качестве основания принятия соответствующего решения антимонопольного органа, являющего предметом настоящего спора, и пришел к выводу, что допущенные участником закупки ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" при подаче заявки нарушения обусловлены наличием в документации о закупке неясностей и пробелов, в частности отсутствие в закупочной документации конкретного указания на необходимость заполнения исключительно части контракта (без приложений к нему), что ведет к невозможности без нарушения Закона о закупках сформировать заявку и подать ее на участие в закупке, что имело место в рассматриваемой ситуации и привело к нарушению прав участника закупки ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп".
Коллегия апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда.
В соответствии с пунктом 2 Документации заявка должна состоять из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, который является предметом закупки. При этом не допускается указание в первой части заявки сведений о ценовом предложении - в случае содержания в первой части заявки на участие в запросе котировок сведений о ценовом предложении, данная заявка подлежит отклонению.
Заявка на участие в закупке должна содержать сведения и документы, перечисленные в п. 10 настоящей документации.
Пунктом 10 Документации указано что участник представляет в составе заявки подписанный и заполненный в соответствующей части проект договора, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке.
В составе документации проект договора и спецификация разделены на разные файлы. Участник заполняет оба файла, но проект договора прикладывает к документам заявки (в соответствии с требованием п. 10 Документации), спецификацию - к ценовому предложению.
Все документы (формы, заполненные в соответствии с требованиями настоящей документации, а также иные сведения и документы, предусмотренные настоящей документацией, оформленные в соответствии с требованиями документации), входящие в состав заявки на участие в закупке, должны быть предоставлены участником закупки через ЭТИ в отсканированном виде в доступном для прочтения формате (предпочтительнее формат *.pdf, формат: один файл - один документ).
Согласно Извещению и Документации о закупке прием заявок на участие в запросе котировок в электронной форме осуществляется с помощью технических и программных средств электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.rts-tender.ru/.
В соответствии с частью 12 статьи 3.3 ФЗ N 223 оператор электронной площадки обязан обеспечить равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней.
Согласно Регламенту работы электронной площадки ООО "РТС-Тендер" для корпоративных закупок, утвержденным приказом генерального директора ООО "РТС-Тендер" N 27-П/20 от 30.07.2020 и действующему на момент проведения рассматриваемой закупки (далее - Регламент) данный документ регулирует вопросы, связанные с порядком проведения процедур закупок товаров, работ, услуг - в электронной форме, а также участия в них с использованием электронной площадки.
Пунктом 19 статьи 3.4 ФЗ N 223 установлено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. В Регламенте продублировано данное положение (п.8.8), при этом при заполнении экранной формы Заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе в конкурентных закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательств (за исключением аукционов), Клиенту ЭП следует обеспечить раздельное от остальных документов прикрепление документов с ценовым предложением (при необходимости прикрепления таких документов), для чего документы с ценовым предложением прикреплять в соответствующий раздел формы Заявки "Ценовое предложение", учитывая при этом, что документы, прикрепленные в соответствующий раздел формы Заявки "Ценовое предложение", не будут доступны Заказчику до формирования итогового протокола по Закупке, в силу п. 2 ч, 10 ст. 3.3 ФЗ N223, в соответствии с которым Оператор обязан обеспечить конфиденциальность информации о содержании ценовых предложений Участников закупки и предоставлять Заказчику сведения о ценовых предложениях только при формировании итогового протокола по Закупке. Клиенту ЭП следует учитывать, что Заказчиком может быть отклонена Заявка на участие, если Клиент ЭП прикрепит документы в составе Заявки, которые должны быть представлены Заказчику до формирования итогового протокола, в раздел формы Заявки "Ценовое предложение", поскольку Заказчик получит доступ к этим документам только при формировании итогового протокола (п.8.9.1.).
Заявка на участие в процедуре закупки должна содержать документы, предусмотренные извещением и закупочной документацией (п.8.12).
В соответствии с частью 22 статьи 3.4 Федерального закона N 223 оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок на участие в запросе котировок в электронной форме - не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Таким образом, операторы торговых площадок не направляют ценовые предложения заказчикам при проведении запроса котировок, ценовое предложение и все документы, прикрепленные в данном разделе, направляются оператором ЭТП лишь после того, как заказчиком будут рассмотрены заявки участников закупки и принят соответствующий протокол о соответствии или несоответствии заявки участника закупки.
В соответствии с п.8.9.1 Регламента Клиенту ЭП (в т.ч. участнику закупки) следует обеспечить раздельное от остальных документов прикрепление документов с ценовым предложением, поскольку заказчиком может быть отклонена заявка на участие, если Клиент ЭП прикрепит документы в составе заявки, которые должны быть представлены заказчику до формирования итогового протокола.
Подавая заявку на участие в закупке, участник несет риск отклонения его заявки либо наступления иных неблагоприятных для участника последствий, связанных с несоблюдением требований Документации к порядку оформления включаемых в заявку документов и сведений.
Апелляционный суд считает, что отклонение заявки ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" вызвано действиями самого участника, который руководствовался не формами и условиями, размещенными в составе Документации, а своим субъективным пониманием этих положений.
Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 3.2 ФЗ N 223 любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и положением о закупке (в данном случае в соответствии с п.12.4 Положения о закупках общества), запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В случае неясностей ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" имело возможность обратиться с соответствующим запросом, однако не воспользовалось данным правом.
При установленных обстоятельствах, закупочная комиссия АО "НМТП" с учетом требований Федерального закона N 223, Положения о закупке и документации обоснованно отклонила заявку ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп" на участие в закупке на основании пункта 2 документации: несоответствие котировочной заявки по составу, содержанию, оформлению; в составе заявки предоставлены сведения о цене.
Коллегия не усматривает нарушение заказчиком требований Закона о закупках, в связи с чем требования общества о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по делу N 025/07/3.2-1053/2020 от 03.09.2020к подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене.
С учетом результата рассмотрения настоящего спора, судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные заявителем в суде первой и апелляционной инстанции, в общей сумме 4500 рублей, подлежат взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в порядке статьи 110 АПК РФ.
Кроме того, судом установлено, что заявитель при подаче заявления оплатил государственную пошлину по платежному поручению от 19.10.2020 N 348 в размер 6000 руб.
Учитывая, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3000 рублей (п.п 3 п.1 ст. 333.21 НК РФ), излишне уплаченная обществом государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату АО "Находкинский морской торговый порт" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.02.2022 по делу N А51-19348/2020 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по делу N 025/07/3.2-1053/2020 от 03.09.2020 как несоответствующее требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в пользу АО "Находкинский морской торговый порт" судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные заявителем в суде первой и апелляционной инстанции, в общей сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить из федерального бюджета АО "Находкинский морской торговый порт" излишне уплаченную по платежному поручению от 19.10.2020 N 348 государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19348/2020
Истец: АО "НАХОДКИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
Третье лицо: ООО "Консалтинговая компания "Инфосекьюрити Групп"