г. Москва |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А41-68357/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "ВЕСТА-Прогресс": представитель не явился, извещено;
от ГЖИ МО: представитель не явился, извещено;
от ООО "УК "Зеленый город": представитель не явился, извещено;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-Прогресс"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 18 февраля 2022 года по делу N А41-68357/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-Прогресс"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственность "УК "Зеленый город"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-Прогресс" (далее - общество, ООО "ВЕСТА-Прогресс") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ МО), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение ГЖИ МО об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления от 30.08.2021 N Р001-9114425165-47102697;
- обязать ГЖИ МО внести изменения в реестр лицензий Московской области, а именно сведения об управлении многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Раменское, шоссе Северное д. 16а в реестр лицензий ООО "ВЕСТА-Прогресс".
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственность "УК "Зеленый город".
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2022 года по делу N А41-68357/21 решение ГЖИ МО об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления от 30.08.2021 N Р001-9114425165-47102697 признано незаконным. В остальной части заявления отказано (т. 6 л. д. 136-140).
Не согласившись с данным судебным актом в части признания незаконным решения от 30.08.2021 N Р001-9114425165-47102697, ГЖИ МО обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой ГЖИ МО части от заявителя не поступило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ВЕСТА-Прогресс" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 23.05.2016 N 050001246, предоставленной ГЖИ МО.
По результатам собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Северное шоссе, д. 16а, протоколом общего собрания МКД от 04.07.2021 ООО "ВЕСТА-Прогресс" избрана управляющей компанией, по управлению многоквартирными домами и заключен договор управления многоквартирным домом.
08 июля 2021 года посредством Портала государственных и муниципальных услуг Московской области (https://uslugi.mosreg.ru/) подано заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, с приложением пакета документов, часть документов, ранее 07.07.2021 на бумажном носителе представлена непосредственно заинтересованному лицу.
08 июля 2021 года ГЖИ МО вынесено решение о приостановлении рассмотрения заявления на срок, не превышающий 30 рабочих дней со ссылками на подпункт "в" пункта 10 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
30 августа 2021 года ГЖИ МО принято решение N Р001-9114425165- 47102697 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления на основании подпункта "г" пункта 5 Порядка, в связи с отсутствием документов, установленных подпунктами "а", "д", "ж" пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - Требования), так как по мнению заинтересованного лица:
- протокол общего собрания собственников помещений о выборе управляющей организации и утверждении условий договора в полном объеме, с приложениями являющимися его неотъемлемой частью не размещен в системе ГИС ЖКХ;
- допущено ненадлежащее уведомление собственников о проведении общего собрания (т. 5 л. д. 29-30).
Полагая, что решение ГЖИ МО от 30.08.2021 N Р001-9114425165-47102697 является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ВЕСТА-Прогресс" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным решения ГЖИ МО от 30.08.2021 N Р001-9114425165-47102697 в связи со следующим.
В части 1 статьи 192 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
На основании части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 указанного Порядка (пункт 6 Порядка).
Как следует из материалов дела, в адрес ГЖИ МО поступило заявление ООО "ВЕСТА-Прогресс" о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Северное шоссе, д. 16а, на основании протокола собрания собственников спорного МКД от 04.07.2021.
При проверке полноты и достоверности сведений, указанных в заявлениях Госжилинспекцией Московской области установлено, что заявление не соответствуют требованиям подпункта "г" пункта 5 Порядка N 938/пр, подпунктов "а", "д", "ж" пункта 20 Приказа N 44/пр, а именно:
- не размещена информация в системе в ГИС ЖКХ (заявителем не размещены приложения к протоколу общего собрания собственников помещений);
- не представлены документы подтверждающее надлежащее уведомление собственников помещений в МКД о проведении общего собрания собственников помещений.
В обосновании заявленных требований общество указывает, что основания указанные в оспариваемом решении заявителем не нарушены.
Согласно пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
В силу пункта 4 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в ЖК РФ, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В силу пункта 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1.1. статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора.
Как следует из материалов дела, 19 апреля 2018 года собственники помещений МКД избрали способ уведомления собственников о проведении общего собрания, путем размещения информации на информационных стендах в подъездах домах и на сайте управляющей компании, вопрос N 17 протокола общего собрания собственников помещений МКД от 19.04.2018 N 1/18. Данный протокол с пакетом документов был представлен заинтересованному лицу 07.07.2021, что подтверждается описью представленных документов.
Кроме того, информация о предстоящем общем собрании была размещена на стенде, что подтверждается: актом о размещении сообщения о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 13.04.2021 и фотографиями стендов.
Подпунктом "г" пункта 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно Приказу Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ, предусмотрен Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр.
Согласно Приказу от 29.09.2015 N 368/691/пр в составе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства "в системе" подлежат размещению электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы (пункт 2.1 Состава сведений).
В материалы дела представлена информация с ГИС ЖК, подтверждающая размещение в системе как протокола общего собрания и в разделе "информация о результатах голосования" приложений к протоколу общего собрания собственников помещений, в том числе касающееся уведомления о предстоящем собрании.
Размещение в системе ГИС ЖКХ приложений к протоколу общего собрания подтверждается материалами дела,
Таким образом, довод ГЖИ МО, изложенный в оспариваемом отказе во внесении изменений в Реестр лицензий обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку размещение информации в не той вкладке, в которой, по мнению ГЖИ МО, она должна быть размещена, в отсутствие конкретного нормативного регулирования со стороны Минстроя не является основанием для отказа во внесении изменений в Реестр лицензий.
Кроме того, в качестве отказа во внесении изменений в Реестр лицензий ГЖИ МО в оспариваемом отказе указан подпункт "е" пункта 5 Порядка, согласно которому органом осуществляется проверка заявления и документов на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
При этом ссылок на признаки ничтожности общего собрания в оспариваемом отказе отсутствуют, а его законность проведения была предметом рассмотрения в Раменском городском суде Московской области по делу N 2-6363/21.
Решением Раменском городском суде Московской области от 18 ноября 2021 года по делу N 2-6363/21 отказано в признании незаконным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Раменское, Северное шоссе, д. 16а, проведенное в период с 25.04.2021 по 30.06.2021 и оформленного протоколом от 04.07.2021 N 1/2021, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ГЖИ МО об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления от 30.08.2021 N Р001-9114425165-47102697 является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2022 года по делу N А41-68357/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68357/2021
Истец: ООО "ВЕСТА-ПРОГРЕСС", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД"
Ответчик: ГЖИ по МО
Третье лицо: ГЖИ по МО