г. Саратов |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А57-14047/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2022 года по делу N А57-14047/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" (410005, г. Саратов, ул. им. С.Т. Разина, д. 80; ОГРН 1116450015571, ИНН 6452096034),
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114; ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998), государственный жилищный инспектор Саратовской области Колосова Елизавета Владимировна, Желтова Светлана Юрьевна, публичное акционерное общество "Т Плюс" (410028, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 124; ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
о признании незаконными предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 08.06.2021 N 19-05-05л,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилой квартал" (далее - ООО "УК "Жилой квартал", Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, Инспекция) от 08.06.2021 N 19-05-05л.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГЖИ Саратовской области, государственный жилищный инспектор Саратовской области Колосова Елизавета Владимировна, Желтова Светлана Юрьевна, публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс").
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2022 по делу N А57-14047/2021 в удовлетворении заявленных ООО "УК "Жилой квартал" требований отказано.
ООО "УК "Жилой квартал" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы не представлены.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что ГЖИ Саратовской области на основании распоряжения от 04.05.2021 N 513-05-07л (т.д. 1, л.д. 66-67) проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ООО "УК "Жилой квартал" с целью проверки соблюдения лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" в связи с обращением собственника квартиры N 176 в многоквартирном доме N 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова Желтовой С.Ю. (т.д. 1, л.д. 53-54).
В ходе проведения проверки рассмотрены документы, представленные ООО "УК "Жилой квартал" письмом от 20.05.2021 N 20-01/01 в соответствии с перечнем, указанным в пункте 13 вышеуказанного распоряжения.
ГЖИ Саратовской области было установлено, что многоквартирный дом N 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения. Согласно справке МУП "Городское бюро технической инвентаризации" от 06.06.2019 N 573 общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома составляет 10 437,4 кв.м.
Инспекцией установлено, что ООО "УК "Жилой квартал" в платежном документе за март 2021 года произведен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2019 года. Подробной информации о перерасчете, произведенного за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2019 года, ООО "УК "Жилой квартал" не представлено.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с требованиями пункта 42(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу по отоплению определенный по формуле 3 приложения N 2 к Правилам, составляет: в марте 2021 года - 61,93 руб./кв.м.
Вместе с тем, ООО "УК "Жилой квартал" произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за март 2021 года в размере: 57,38 руб./кв.м.
Кроме того, прокуратурой Кировского района г. Саратова с участием ГЖИ Саратовской области была проведена проверка ООО "УК "Жилой квартал" на предмет соблюдения обязательных требований при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе и за расчетный период декабрь 2019 года, в ходе которой было установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2019 года, определенный в соответствии с требованиями п. 42(1) Правил по формуле 3 приложения N 2 к Правилам, составляет 27,87 руб./кв.м.
Вместе с тем, ООО "УК "Жилой квартал" произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2019 года в размере: 49,79 руб./кв.м и перерасчет в платежных документах за март 2021 года от 04.04.2021 - 24,59 руб./кв.м и от 06.04.2021 - 21,83 руб.
Таким образом, по результатам проведенной проверки выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее -Постановление N 1110), выразившееся в нарушении Правил по многоквартирному дому N 43/55 по ул. Железнодорожная г. Саратова, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за март 2021 года производилось с нарушением требований пункта 42 (1) Правил:
- начисленный размер платы за коммунальную услугу по отоплению не соответствовал размеру, определенному по формуле 3 приложения N 2 к Правилам, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за вычетом произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды;
- начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2019 года, с учетом произведенного перерасчета в платежных документах за март 2021 года, производилось с нарушением требований п. 42 (1) Правил, а именно: начисленный размер платы за коммунальную услугу по отоплению не соответствовал размеру, определенному по формуле 3 приложения N 2 к Правилам, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за вычетом произведения объема количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 08.06.2021 (т.д. 1, л.д. 16-18, 62-64).
По результатам проверки ГЖИ Саратовской области выдано предписание от 08.06.2021 N 19-05-05л, которым на заявителя возложено выполнение следующих мероприятий: Произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2019 года, март 2021 года в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил, а именно: размер платы за коммунальную услугу по отоплению определить по формуле 3 приложения N 2 к Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за вычетом произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды; срок выполнения мероприятий установлен до 30.09.2021.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "УК "Жилой квартал" обратилось в суд с настоящими требованиями.
По мнению заявителя, в материалах проверки отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что начисление платы за коммунальную услугу платы по отоплению за период с октября по декабрь 2019 года, с января по декабрь 2020 года производилось Обществом не в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил, а именно: размер платы за коммунальную услугу по отоплению определить по формуле 3 приложения N 2 к Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за вычетом произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Кроме того, по мнению ООО "УК "Жилой квартал", расчет ГЖИ Саратовской области, отраженный в акте проверки, на основании которого государственный орган требует произвести перерасчет в оспариваемом предписании является неверным, поскольку в данном расчете объем тепловой энергии, указанный в расчете ГЖИ Саратовской области, не соответствует объему тепловой энергии, указанной в ведомостях Филиала "Саратовский" ПАО "Т Плюс", а также неверно указана площадь жилых и нежилых помещений, в соответствии с которыми и производится начисление платы за отопление собственникам помещений ООО "УК "Жилой квартал".
Площадь нежилых помещений в доме N 43/55 по ул. Железнодорожная в г.Саратове составляет 638,70 кв.м, начисления ресурсоснабжающая организация Филиал "Саратовский" "ПАО "Т Плюс"" Управляющей Компании делает с вычетом площади нежилых помещений. В связи, с чем расчеты ГЖИ Саратовской области являются ошибочными, так как площадь для начислений по услуге отопление должна браться: 10 437,40 кв.м - 638,70 кв.м = 9 798,50 кв.м в расчетах ГЖИ Саратовской области общая площадь составляет 10 437,40 кв.м, что свидетельствует о незаконности предписания.
Заявитель считает, что ГЖИ Саратовской области вынесла предписание о перерасчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за пределами 3 расчетных периодов, предусмотренных Правилами, и поэтому в этой части является неправомерным.
Кроме того, ООО "УК "Жилой квартал" считает, что предписание ГЖИ Саратовской области от 08.06.2021 N 19-05-05лне отвечает принципу конкретности и правовой определенности, не отвечает критерию исполнимости, а нарушения, вмененные обществу, надлежащим образом не отражены в акте проверки.
Также Общество указывает, что в адрес ООО "УК "Жилой квартал" никаких обращений и заявлений со стороны собственника не поступало, следовательно, назначение внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК "Жилой квартал" незаконно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 ЖК РФ).
Таким образом, ГЖИ Саратовской области наделена полномочиями на вынесение оспариваемого предписания, требования закона по организации и проведению внеплановой проверки Инспекцией соблюдены.
Довод Общества об отсутствии оснований для проведения проверки, в связи с тем, что в адрес ООО "УК "Жилой квартал" никаких обращений и заявлений со стороны собственника не поступало, судебной коллегией отклоняется, поскольку проверка проведена на основании обращения собственника непосредственно в ГЖИ Саратовской области.
Часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ определяет, что основаниями для проведения внеплановой выездной проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении данной проверки.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регламентирован Правилами N 354.
Согласно абзацу 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем признается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце двенадцатом пункта 6 настоящих Правил.
В целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия в жилом или нежилом помещении отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, установки индивидуальных источников тепловой энергии в помещении в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги представляет в адрес исполнителя копии документов, подтверждающих проведение такого переустройства. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению с учетом указанных документов с расчетного периода, в котором предоставлены подтверждающие документы.
В жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(4) и 3(5) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит один раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев 3-6 настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в случае, если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев 3-5 настоящего пункта.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
Согласно формуле 3 приложения N 2 к указанным Правилам, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
ТТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
В ходе проверки надзорным органом установлено нарушение ООО "УК "Жилой квартал" пункта 42(1) Правил N 354, а именно, в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определенный по формуле 3 приложения N 2 к Правилам, составляет: в марте 2021 года - 61,93 руб./кв.м.
В обоснование указанного довода ГЖИ Саратовской области приведен следующий расчет:
Расчет-ный период |
Показания ОДПУ (объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, Гкал |
Показания ОДПУ, (объем (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды), тн. |
Объем тепловой энергии на отопление, определенный в соответствии с требованиями п. 42(1) Правил, (V* показатель формулы 3), Гкал |
Общая площадь жилых и нежилых помещений (S06 - показатель формулы 3), кв.м |
Тариф, руб. (показатель формулы 3 Г) |
Размер платы определен-ный в соответствии с п. 42(1) Правил, руб./кв,м. |
1 |
2 |
3 |
4=2-3x0,05528* |
5 |
6 |
7 |
март 2021 г. |
376,068 |
1004,977 |
272,22 |
10437,4 |
2016,66 |
52,60 |
Примечание: * 0,05528 Гкал/куб.м. - норматив расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.04.2018 N 15/2.
Вместе с тем, ООО "УК "Жилой квартал" произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в размере: в марте 2021 года - 57,38 руб./кв.м.
Кроме того, прокуратурой Кировского района г. Саратова с участием Государственной жилищной инспекцией Саратовской области была проведена проверка ООО "УК "Жилой квартал" на предмет соблюдения обязательных требований при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе и за расчетный период декабрь 2019 года. В ходе которой было установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2019 года определенный в соответствии с требованиями п. 42(1) Правил по формуле 3 приложения N 2 к Правилам, составляет: 27,87 руб./кв.м.
В обоснование указанного довода ГЖИ Саратовской области приведены следующие расчеты:
Расчет-ный период |
Показания ОДПУ (объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, Гкал |
Показания ОДПУ, (объем (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды), тн. |
Объем тепловой энергии на отопление, определенный в соответствии с требованиями п. 42(1) Правил, (V* показатель формулы 3), Гкал |
Общая площадь жилых и нежилых помещений (S06 - показатель формулы 3), кв.м |
Тариф, руб. (показатель формулы 3 Г) |
Размер платы определен-ный в соответствии с п. 42(1) Правил, руб./кв,м. |
1 |
2 |
3 |
4=2-3x0,05528* |
5 |
6 |
7 |
декабрь 2019 г. |
204,287 |
939,665 |
152,34 |
10437,4 |
1909,72 |
27,87 |
Вместе с тем, ООО "УК "Жилой квартал" произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2019 года в размере: 49,79 руб./кв.м и перерасчет в платежных документах за март 2021 года от 04.04.2021 - 24,59 руб./кв.м и от 06.04.2021 - 21,83 руб.
В ходе рассмотрения настоящего дела, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции контррасчет в подтверждение позиции ошибочности расчета ГЖИ Саратовской области заявителем в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлен, равно как и не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что объем тепловой энергии, указанной в ведомостях Филиала "Саратовский" ПАО "Т Плюс", отличен от того объема, который учитывался ГЖИ Саратовской области при проведении расчетов и что данные сведения не были учтены уполномоченным органом.
Представленные ПАО "Т Плюс" в ходе судебного разбирательства по запросу суда первой инстанции документы и сведения не подтверждают позицию ООО "УК "Жилой квартал" и не опровергают выводов уполномоченного органа о наличии нарушений.
Кроме того, Обществом не представлено документального обоснования позиции о том, что Инспекция неверно указывает площадь жилых и нежилых помещений, в соответствии с которыми производится начисление платы за отопление собственникам помещений ООО "УК "Жилой квартал".
Таким образом, у ГЖИ Саратовской области имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Доводы заявителя о том, что ГЖИ Саратовской области вынесла предписание о перерасчете платы за коммунальную услугу по отоплению за пределами 3 расчетных периодов, предусмотренных Правилами, апелляционной коллегией отклоняется, поскольку предписание вынесено в отношении платы за декабрь 2019 года, март 2021 года.
Довод апеллянта о том, что перерасчет был произведен ООО "УК "Жилой квартал" в марте 2021 года, т.е. до выдачи ГЖИ Саратовской области предписания от 08.06.2021 N 19-05-05л, судебной коллегией отклоняется, поскольку подробной информации о перерасчетах, произведенных за коммунальную услугу по отоплению в платежных документах за декабрь 2019, март 2021 года, ни в ходе проверки, проведенной Инспекцией, ни в ходе рассмотрения настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанции ООО "УК "Жилой квартал" не представлено, а именно: не указаны основания перерасчета и за какие расчетные периоды произведены перерасчеты за коммунальную услугу по отоплению, данная информация также отсутствует в платежных документах в разделе "сведения о перерасчетах".
Кроме того, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, оспариваемое предписание является конкретным и исполнимым, поскольку содержит ясно выраженное требование произвести перерасчет платы в строгом соответствии с вышеуказанной формулой.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемое предписание не влечет нарушения прав Общества, поскольку потребитель в любом случае оплатит тот объем коммунальной энергии, который зафиксировал ИПУ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание ГЖИ Саратовской области от 08.06.2021 N 19-05-05л является законным и обоснованным, и в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и были обоснованно отклонены.
Доводы заявителя не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2022 года по делу N А57-14047/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14047/2021
Истец: ООО УК Жилой квартал
Ответчик: ГЖИ СО, Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: Горюнова А.М., Желтова Светлана Юрьевна, Колосова Е.В. государственный жилищный инспектор Саратовской области, ПАО "Т Плюс"