г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А40-280281/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н.,
судей Кузнецовой Е.Е., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Судостроительный завод "МОРЕ",
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.02.2022 по делу N А40-280281/21,
по иску Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ОГРН: 5167746175977, ИНН: 7722377866)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Судостроительный завод "МОРЕ" (ОГРН: 1149102062328, ИНН: 9108004208)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Шилов В.В. по доверенности от 07.02.2022,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "МОРЕ" о взыскании штрафа в размере 1 200 000 руб. с учетом принятого судом уменьшения в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 18.02.2022, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения обязательств по двум государственным контрактам, заключенным между Росгвардией и АО "Судостроительный завод "Море", в адрес войсковой части 6942 поставлены восемь единиц специальных скоростных катеров серии "Сарган" проекта 1100-М, в том числе: по контракту от 29.04.2019 N 1919180201502007722377866/0195400000219000103_327325 поставлено две единицы по цене 60 000 000 руб. за единицу, общая сумма контракта 120 000 000 руб.; по контракту от 08.05.2019 N 1920180201612007722377866/0195400000219000139_327325 поставлено шесть единиц по цене 60 000 000 руб. за единицу, общая сумма контракта составила 360 000 000 руб.
В соответствии с п. 2.1., 4.1.1, 4.1.2., контракта цена включает в себя: стоимость товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой-погрузкой, размещением в местах хранения заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением контракта.
Поставщик обязан: обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом; обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В пункте 5.5. раздела V "Качество товара и гарантийные обязательства" контрактов указывалось, что при обнаружении дефектов катеров в период действия гарантийного срока (гарантийный срок эксплуатации 5 лет), возникших по независящим от заказчика причинам, поставщик обязан за свой счет устранить дефекты либо заменить товар ненадлежащего качества новым, в срок 30 рабочих дней с момента получения письменного уведомления от заказчика (в том числе посредством факсимильной связи с последующим направлением оригинала).
На изделия военной техники, изготовленные или прошедшие капитальный ремонт и поставляемые поставщиком заказчику, потребителю, получателю, на изделия военной техники, прошедшие средний ремонт и поставляемые потребителю подрядчиком, на выполнение поставщиком (подрядчиком) работы или оказание услуги по вводу изделий военной техники в эксплуатацию, а также на доработки изделий военной техники, проводимые поставщиком в процессе их эксплуатации распространяется действия ГОСТ РВ 0015-703-2019 (Далее - ГОСТ).
В соответствии с п. 3.1.1, 3.1.14., 3.1.16, 4.1 ГОСТ рекламация - письменное заявление потребителя (получателя) по установленной форме поставщику изделия военной техники (подрядчику) на обнаруженные в период действия гарантийных обязательств дефекты, несоответствия комплектности и (или) другие несоответствия поставленного изделия военной техники, выполненной работы (оказанной услуги) установленным требованиям, а также требования об их укомплектованности дефектного изделия военной техники или повторном выполнении работы (оказании услуги).
Предъявление и удовлетворении рекламации заключается в проведении комплекса мероприятий от момента выявлении дефекта изделия военной техники до внедрения мероприятий по устранению причин, вызвавших дефект. Целями, которого является, выявления дефекта изделия и устранения причин его возникновения; восстановление исправного изделия военной техники, его комплектности или повторное качественное выполнение работ (оказание услуг) в установленные сроки.
Заказчик: уполномоченный орган государственного заказчика государственного оборонного заказа, осуществляющий организацию проведения работ (оказания услуг) по разработке (производству и поставке) изделий военной техники, контроль выполнения работ, приему этапов и работ в целом.
Поставщик - это изготовитель изделия военной техники или ремонтное предприятие(организация, объединение) - исполнитель капитального ремонта, которые поставляет потребителям изготовленное им изделие ремонта, подвергнутое капитальному ремонту, а также выполняет работы(монтажные, наладочные и др.), обеспечивающие ввод изделия военной техники в эксплуатацию или доработки изделия в процессе его эксплуатации для устранения выявленных недостатков или улучшения эксплуатационных характеристик.
Кроме этого, согласно пунктам 4.9, 5.1.1, 5.1.6, 5.5.1, 5.5.3 рекламация предъявляют в форме рекламационного акта, составленного комиссией, созданной, как правило, у потребителя приказом руководителя предприятия, организации, объединения потребителя.
При предъявлении рекламации потребитель направляет уведомление о вызове поставщик. Вызов представителя поставщика обязательным(если иное не предусмотрено контрактом) и осуществляется: для участие в проверке технического состояния изделия по обнаруженному дефекту; для анализа и исследования причины возникновения дефекта; для организации проведении работ по устранению дефекта (восстановлению исправного состояния и комплектности) или замене на новое изделие, или повторного выполнения работ (оказание услуг).
Уведомление о вызове представителя поставщика должно быть направлено поставщику не позднее чем через 24 часа, а по изделию, требующему незамедлительного восстановления, немедленно после обнаружения дефекта. Иногородний представитель поставщика обязан, явится по вызову потребителя не позднее чем через 24 часа с момента получения уведомления, если иной срок не предусмотрен в контракте.
Истцом в материалы дела представлены уведомления о вызове ответчика.
Рекламация считают полностью удовлетворенной, если: изделие восстановлено (заменено), доставлено и передано потребителю (при необходимости - смонтировано и проверено); полностью выполнены поставщиком комплектность изделия, ЗИП и использованные комплектующие изделия потребителя; проведены исследования дефектного изделия; выполнены все мероприятия по реализации мер по устранению и недопущению причин возникновения выявленного дефекта изделия. Восстановление изделий, в которых выявлены дефекты, поставщик проводит, как правило, у потребителя.
Восстановления (ремонт) изделия производит в срок не более 20 суток после получения сообщения потребителя о выявленных дефектах изделия. В случаях, когда устранения дефекта требует заводского ремонта или когда восстановить (отремонтировать) изделия в установленный срок невозможно, совместным решением заказчика, поставщика и разработчика (при необходимости) устанавливают иной срок. По решению заказчика (по согласованию с поставщиком) изделие может быть восстановлено на ремонтном предприятии заказчика.
В течении 24 ч после восстановления изделия и восполнения комплектующих изделий (если иной срок не предусмотрен в контракте) потребитель с участием представителя поставщика составляет акт удовлетворения рекламации.
В соответствии с требованиями пункта 6.1. главы VI Контракта "Ответственность сторон" текстов контрактов за неисполнение их условий стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требованиями пункта 6.1 и подпункта "г" пункта 6 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 определено, что за каждый за каждый факт неисполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в сумме 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 контракта, поставщик уплачивает заказчику штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяется в соответствии с правилами и равен 100.000 руб.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
В данном Постановлении определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке: г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Порядок начисления штрафа, установленный условиями государственного контракта, соответствует положениям действующего законодательства в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд.
В силу пункта 1 статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с этим федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу поименованного федерального закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34); за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), начисляются штрафы (часть 8 статьи 34).
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приведенными выше законоположениями Правилами установлены фиксированные размеры штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 3), в том числе заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 4); с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (пункт 5); в случае, когда обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения (пункт 6).
В соответствии с требованиями статей 330, 331 ГК РФ условие о неустойке согласовано сторонами Главой 7 Контракта и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила N 1042).
Все катера "Сарган" с заводскими номерами 214, 216, 218, 219 поставлены в период с февраля 2020 года по февраль 2021 года.
В период эксплуатации на катере N 214 выявлено пять неисправностей (уведомления N 48, 49, 51, 54, 65), из них устранено с нарушением срока.
В период эксплуатации на катере N 216 выявлена одна неисправность (уведомление N 56) не устранено.
В период эксплуатации на катере N 218 выявлено пять неисправностей (уведомления N 61, 62, 63, 58, 57) не устранены.
В период эксплуатации на катере N 219 выявлена одна неисправность (уведомление N 46) устранено с нарушением сроков.
Таким образом, общая сумма штрафа по государственным контрактам, в связи с неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения составила 1 200 000 рублей (12 случаев * 100 000 рублей), с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
В адрес судостроительного завода неоднократно направлялись претензии об устранении недостатков в рамках гарантийных обязательств и оплаты штрафа от 24.08.2021 г. N 4072/25-2216, от 24.09.2021 N 4072/25-2270, от 15.11.2021 г. N 4072\25-2289.
В своих ответах, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "МОРЕ" указывало, что неисправности возникают не по вине завода, а в связи с систематически повторяющимися производственными дефектами оборудования иностранного производства, устранение которых требует значительного времени, в связи с привлечением сервисных специалистов изготовителей данного оборудования и с просьбой не применять штрафные санкции с АО "СЗ "Море" о нарушении срока исполнения гарантийных обязательств.
В связи с имеющимися дефектами, нарушениями сроков устранения недостатков по гарантийным обязательствам, в рамках проведения технического обслуживания и исполнения гарантийных обязательств по государственным контрактам, неоднократно проводились технические совещания, что подтверждается представленными в материалы дела копиями протоколов технических совещаний от 07.07.2021 г., 21.09.2021 г., 15.10.2021 г., где были указаны проблемные вопросы по выполнению гарантийных обязательств.
В силу требований статьей 309, 310 ГК РФ обязательства по договору должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Рассмотрев ходатайство ответчика о применении ст. 333 ГК РФ, суд посчитал необходимым снизить размер неустойки за спорный период просрочки исполнения обязательств на тридцать процентов до суммы 840.000 руб.
Доводы относительно необходимости списания неустойки с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 340, подлежат отклонению, поскольку в силу ч. 3 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о незаконности отказа суда первой инстанции, в удовлетворении заявленного ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц - судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку права данных лиц не затронуты и не нарушены состоявшимся по делу решением.
По своему существу доводы, изложенные в апелляционной жалобе заявителя, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, так как все изложенные в ней доводы уже были исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 18.02.2022 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022 по делу N А40-280281/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-280281/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "МОРЕ"