г. Челябинск |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А47-8915/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Баканова В.В., Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сачковой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДомСервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.01.2022 по делу N А47-8915/2021
В судебном заседании принял участие представитель:
акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Урмансова Наиля Каримовна (доверенность N 56АА2405989 от 20.12.2019, сроком по 08.09.2022, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Домсервис" (далее - истец, ООО "ДомСервис", податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к акционерному обществу "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - ответчик, АО "ЭнергосбыТ Плюс") об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды за предыдущие три года путем уменьшения стоимости электроэнергии на общедомовые нужды в последующие месяцы; обязании принимать у общества с ограниченной ответственностью "ДомСервис" показания ИПУ и ОДПУ на бумажном носителе и производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании данных показаний.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.01.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ДомСервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к следующему.
По мнению истца, судом первой инстанции не учтено, что требование о перерасчете заявлено за три предыдущих года, в связи с чем следовало проверить обстоятельства исполнения ответчиком возложенных на него обязательств по съему показаний приборов учета потребителей за весь спорный период.
Поскольку сторонами до сих пор не урегулированы разногласия относительно объема и стоимости потребленной многоквартирными домами электрической энергии, поставленной на содержание имущества, истцом заявлены требования об утверждении судом иного порядка снятия показаний приборов учета.
В материалах дела отсутствуют доказательства правомерности начисленной ответчиком суммы на электроэнергию на ОДН в спорный период, в связи с чем оснований для отказа в иске не имелось.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "ЭнергосбыТ Плюс" (Гарантирующий поставщик) и ООО "ДомСервис" (Исполнитель) заключен договор энергоснабжения N б/н от 16.12.2016 г., зарегистрированный под N 72341 от 01.01.2017 (далее - договор) в целях покупки электрической энергии для содержания общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД) в редакции протокола разногласий от 12.05.2017 г.
Перечень МКД, в отношении которых осуществляется поставка электрической энергии на нужды содержания общего имущества, указан в Приложении N 2 к договору.
Согласно п. 1.1 договора АО "ЭнергосбыТ Плюс" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Исполнителю, а Исполнитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В силу п. 1.2 договора Исполнитель приобретает у Гарантирующего поставщика электрическую энергию (мощность), потребляемую при содержании общего имущества (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества) в многоквартирном доме, а также для собственного потребления в принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройствах (далее - объектах).
Порядок определения объемов электроснабжения стороны согласовали в разделе 4 договора.
В силу п. 4.2 договора объем электрической энергии (мощности), поставляемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется как разница между объемом общедомового потребления и объемом индивидуального потребления, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством.
Определение объемов общедомового потребления в многоквартирном доме, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета осуществляется с использованием таких приборов учета.
При этом, исходя из пункта 4.2. показания общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) ежемесячно снимает сетевая организация (в период с 23-го по 25-е число текущего месяца).
Снятие показаний общедомовых приборов учета МКД осуществляется сетевой организацией ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" в соответствии с условиями договора.
Как установлено судом первой инстанции, при заключении договора разногласия сторон не касались условий о порядке расчетов объема поставленной электрической энергии.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 694 от 21.12.2020 с требованием произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества МКД за 2020 г., однако требование осталось им без ответа и удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца. При этом при формулировании требования, основания иска должны соответствовать его предмету.
Положения статьи 12 ГК РФ, включая ее абзац восьмой, содержат перечень способов защиты гражданских прав, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре подразумевает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Исковые требования мотивированы неверным определением ответчиком объема подлежащей оплате электрической энергии на нужды содержания общего имущества многоквартирных домов и ее стоимости.
С позиции истца, показания индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) и ОДПУ, которые на протяжении шести месяцев истцом ежемесячно снимались и передавались в адрес АО "ЭнергосбыТ Плюс" в бумажном виде, не учитываются при начислении платы за электроэнергию, потребленную при содержании и использовании общего имущества.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Следовательно, с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
Как следует из пункта 31 Правил N 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.
Следовательно, по общему правилу, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Пунктом 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета) (подпункт е(1)); осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета (подпункт е"2).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом "е" пункта 32 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги вправе привлекать на основании соответствующего договора организацию для начисления платы за коммунальные услуги, доставки платежных документов потребителям.
Из материалов дела усматривается, что в целях осуществления возложенной на АО "ЭнергосбыТ Плюс" обязанности по съему показаний приборов учета потребителей, в силу подп. "е" п. 32 Правил N 354 АО "ЭнергосбыТ Плюс" заключило с ООО "ЭнергоСтрой" договор на оказание услуг по снятию показаний приборов учета бытовых потребителей (далее - договор от 10.02.2021 г.).
В рамках указанных договоров съем показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии потребителей АО "ЭнергосбыТ Плюс", в том числе и потребителей, проживающих в МКД находящихся в управлении ООО "ДомСервис", производит ООО "ЭнергоСтрой".
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, АО "ЭнергосбыТ Плюс" раз в три месяца совместно с ООО "ДомСервис" производит контрольный съем показаний ИПУ, как установлено из материалов дела последний совместный съем показаний приборов учета производился в июне 2021 года.
Обращаясь с иском, ООО "ДомСервис" мотивирует свои требования результатами инвентаризации, согласно которой размер переплаченной стоимости электрической энергии составил 34 113 руб. 38 коп.
По мнению подателя жалобы, данные инвентаризации, а также расчет, произведенный на основании этих данных, подлежат применению при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды в связи с тем, что объем электроэнергии, используемой для освещения мест общего пользования, напрямую зависит от количества осветительных приборов.
Оценивая данный довод, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 40 Правил N 354 установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме.
Для оплаты каждого вида коммунальных услуг на содержание общего имущества Правила N 354 устанавливают свой порядок расчета.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель. В случае, если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта.
В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как установлено подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил N 124 при наличии оснований, определенных данным пунктом, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего: а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vd = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Таким образом, довод истца о необходимости определять объем электрической энергии, поставленной в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, на основании данных инвентаризации осветительных приборов, является несостоятельным, поскольку противоречит приведенным выше нормам права.
Ответчиком в материалы дела представлены показания приборов учета (т.1 л.д.102-108), достоверность которых истцом документально не опровергнута.
С учетом изложенного оснований для обязания ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды за предыдущие три года путем уменьшения стоимости электроэнергии на общедомовые нужды в последующие месяцы, а также обязании принимать у истца показания ИПУ и ОДПУ на бумажном носителе и производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды на основании данных показаний, признается судом необоснованной и противоречащей действующему законодательству не имеется.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении иска отказано правомерно.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению по основаниям, приведенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования в суде первой инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.01.2022 по делу N А47-8915/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДомСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8915/2021
Истец: ООО "ДомСервис"
Ответчик: АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд