г. Самара |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А55-13216/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.04.2022 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Статус" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2021 по делу N А55-13216/2021 (судья Степанова И.К.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Статус" (ИНН 6315637669, ОГРН 1116315004629), г.Самара, к Администрации городского округа Самара, г.Самара, третьи лица: Департамент градостроительства по Самарской области, г.Самара, Администрация Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара, г.Самара, Администрация Советского внутригородского района городского округа Самара, г.Самара, Департамент экономического развития, инвестиций и торговли администрации городского округа Самара, г.Самара, акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" (ИНН 6316138990, ОГРН 1086316010373), г.Самара,
об оспаривании действий,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Статус" - Ивлиев С.А. (доверенность от 21.01.2022),
от Администрации городского округа Самара - Зайцева А.С. (доверенность от 21.09.2021),
от Департамента экономического развития, инвестиций и торговли администрации г.о.Самара - Моисеева С.И. (доверенность от 10.12.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - ООО "Статус", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями:
- о признании незаконными действий Администрации городского округа Самара (далее - Администрация) по исключению нестационарного торгового объекта (НТО), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0109001:3 площадью 3,50 кв.м, по адресу: г.Самара, ул.Урицкого, 30, из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара (утв.Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара"; далее - Схема N 377); об Администрации включить этот НТО в схему размещения НТО (дело N А55-13216/2021);
- о признании незаконными действий Администрации по исключению НТО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0903002:32 площадью 69,00 кв.м, по адресу: Самарская область, г.Самара, ул.Стара-Загора, в районе дома N 39, из Схемы N 377; об обязании Администрации включить этот НТО в схему размещения НТО (дело N А55-13418/2021).
Арбитражный суд Самарской области объединил дела N N А55-13216/2021 и А55-13418/2021 в одно производство с присвоением единого номера - А55-13216/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства по Самарской области (далее - Департамент градостроительства), Администрация Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара, Администрация Советского внутригородского района городского округа Самара, Департамент экономического развития, инвестиций и торговли администрации городского округа Самара (далее - Департамент экономического развития), акционерное общество "Самарагорэнергосбыт".
Решением от 29.11.2021 по делу N А55-13216/2021 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "Статус" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация и Департамент экономического развития апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
ООО "Статус" представило возражения на отзыв.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В соответствии со ст.158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 30.03.2022 на 20.04.2022.
В судебном заседании представитель ООО "Статус" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представители Администрации и Департамента экономического развития апелляционную жалобу отклонили, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, возражениях на отзыв, заслушав представителей участвующих в деле лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии со ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Схемой N 377, протоколом от 05.11.2019 о результатах аукциона на право заключения договора на размещение НТО на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (извещение от 25.09.2019), Департамент градостроительства и ООО "Статус" заключили договор на размещение НТО от 18.11.2019 N 23нто на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0109001:3 площадью 3,50 кв.м, расположенном по адресу: г.Самара, ул.Урицкого, 30, сроком на 5 лет.
В письме об отказе от договора на размещение нестационарного торгового объекта от 05.04.2021 N Д05-01/956 Департамент градостроительства сообщил ООО "Статус" о том, что в соответствии с Постановлением Администрации от 13.05.2020 N 354 "О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" (далее - Постановление N 354) НТО, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0109001:3 площадью 3,50 кв.м, расположенном по адресу: г.Самара, ул.Урицкого, 30, исключен из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о.Самара.
В соответствии со ст.39.36 ЗК РФ, Схемой N 377, протоколом от 13.03.2019 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора на размещение НТО на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, Департамент градостроительства и ООО "Статус" заключили договор на размещение НТО от 21.03.2019 N 3нто на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0903002:32 площадью 69,00 кв.м, расположенном по адресу: г.Самара, ул.Стара-Загора, в районе дома N 39, сроком на 5 лет.
В письме об отказе от договора на размещение НТО от 05.04.2021 N Д05-01/954 Департамент градостроительства сообщил ООО "Статус" о том, что в соответствии с Постановлением N 354 НТО, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0903002:32 площадью 69,00 кв.м, расположенном по адресу: Самарская область, г.Самара, ул.Стара-Загора, в районе дома N 39, исключен из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о.Самара.
По мнению общества, действия Администрации по исключению указанных НТО из Схемы N 377 нарушают его права и законные интересы, поскольку препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности.
Исходя из ч.1 ст.3, ч.3 ст.3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), п.15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), п.1 ст.39.36 ЗК РФ, размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.01.2015 N 225-О, осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Положение ч.6 ст.10 Закона N 381-ФЗ, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8 часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой.
Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Кроме того, как указывает ООО "Статус", органы местного самоуправления не вправе принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
В соответствии со ст.17 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли обязаны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
По мнению ООО "Статус", необоснованное исключение объектов торговли из схемы размещения нестационарных торговых объектов, препятствующее его предпринимательской деятельности, подпадает под прямой запрет п.2 ч.1 ст.15 Закона N 131-ФЗ, в связи с чем не требуется дополнительно доказывать наступление или возможное наступление негативных последствий для состояния конкуренции на товарных рынках.
В соответствии с п.3.2.2 Приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года" при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения НТО необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес".
ООО "Статус" указало на то, что Администрацией не приняты во внимание условия договоров на размещение нестационарного торгового объекта от 21.03.2019 и от 18.11.2019, согласно которым обществу было предоставлено право на размещение НТО на указанных местах сроком на 5 лет с момента заключения договоров, и необоснованное исключение НТО из схемы размещения НТО не способствует стабильному осуществлению торговой деятельности и ее долгосрочному планированию.
На основании постановления Администрации от 27.11.2015 N 1373 "О внесении изменения в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" в схему включено место для размещения НТО - под временный киоск "Табак" на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0109001:3 площадью 3,50 кв.м по адресу: г.Самара, ул.Урицкого, 30 (п.22 Схемы N 377).
На основании постановления Администрации от 28.08.2014 N 1286 "О внесении изменения в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" в схему включено место для размещения НТО на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0903002:32 площадью 69 кв.м по адресу: г.Самара, ул.Стара-Загора, в районе дома N 39 (п.1845 Схемы N 377).
Департамент градостроительства и ООО "Статус" заключили договоры на размещение НТО от 18.11.2019 N 23нто (земельный участок по адресу: г.Самара, ул.Урицкого, 30) и от 21.03.2019 N 3нто (земельный участок по адресу: г.Самара, ул.Стара-Загора, в районе дома N 39).
Вместе с тем, в соответствии с п.1.1 и 1.19 Постановления N 354 из Схемы N 377 исключены п.22 и 1845.
В письмах от 05.04.2021 N Д05-01/954 и от 05.04.2021 N Д05-01/956 Департамент градостроительства сообщил ООО "Статус" о том, что согласно п.7.2 договоров и в соответствии со ст.450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Департамент имеет право досрочно в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров в случае исключения НТО из Схемы размещения НТО на территории г.о.Самара. В соответствии с п.7.3 договоров Департамент данными письмами уведомил ООО "Статус" об отказе от договоров, которые по истечении одного месяца со дня письменного уведомления будут считаться расторгнутыми.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Администрация указала на то, что НТО размещены на земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0903002:32 и 63:01:0109001:3 в нарушение требований п.2.2 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области (утв.Приказом Министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N 87-п; далее - Порядок N 87-п), пп.1 и 2 п.2 ст.11 Правил благоустройства, соответственно, подлежали исключению из схемы размещения НТО.
ООО "Статус" в свою очередь сослалось на отсутствие оснований, предусмотренных п.1.7 Порядка N 87-п, для внесения изменений в Схему N 377. Нахождение НТО в охранной зоне водопровода не может служить основанием для исключения НТО из схемы размещения НТО, так как действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено такое основание для исключения НТО из Схемы как нахождение его в охранной зоне инженерных коммуникаций. Место размещения НТО было внесено в Схему N 377 Постановлением Администрации от 28.08.2014 N 1286, и при совершении данного действия уполномоченный орган проверял указанное НТО на предмет соблюдения норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства и других требований к размещению нестационарных объектов торговли, установленных действующим законодательством. Сведения об отмене, признании недействительным или незаконным в установленном порядке постановления Администрации от 28.08.2014 N 1286 отсутствуют. Нахождение НТО в охранной зоне водопровода было согласовано со всеми организациями, эксплуатирующими инженерные коммуникации (в том числе с собственником сетей водопровода) еще в 2002 году при разработке и утверждении проектной документации по размещению в указанном месте временного магазина "Продукты", о чем свидетельствуют проектная документация, разработанная в 2002 году ООО "Куйбышевский Промстройпроект" и содержащая визы согласований эксплуатирующих организаций, в том числе МП "Самараводоканал", технические условия МП "Самараводоканал" на присоединение к системам водоснабжения и канализации от 04.04.2002 N 5-01/386, технический отчет по топографо-геодезическим изысканиям на объекте "Мини-магазин по ул.Стара-Загора, 39 в Советском районе г.Самары", в котором содержится согласование плана подземных коммуникаций с эксплуатирующими организациями с подписями представителей эксплуатирующих организаций.
П.1 ст.39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
В соответствии с ч.1-3 ст.10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема разрабатывается и утверждается органом местного и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок включения в схему НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (утв.Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772), согласно п.2 которых включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В соответствии с п.1.3 Порядка N 87-п схема в городских округах разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов в разрезе районов городских округов. Схема в муниципальных районах утверждается органами местного самоуправления муниципального района на основании Схем, разработанных и утвержденных поселениями, входящими в состав муниципального района.
Администрации Железнодорожного и Советского внутригородских районов городского округа Самара представили обоснование своей позиции в части исключения спорных мест размещения НТО.
Органы местного самоуправления решают вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условия для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, услуг.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением ч.6 ст.10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правила ч.6 ст.10 Закона N 381-ФЗ направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения НТО, сокращения сферы торговых услуг.
Ч.6 ст.10 Закона N 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения НТО баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. Ч.6 ст.10 Закона N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему.
Данная правовая позиция согласуется с судебной практикой (в частности, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2021 по делу N А72-3324/2020, от 24.06.2021 по делу N А55-8970/2020, от 31.03.2021 по делу N А49-3273/2019).
Анализ положений ст.10 Закона N 381-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что ранее размещенные НТО включаются в Схему при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18 также указал, что данная норма (ч.6 ст.10 Закона N 381-ФЗ) не распространяет свое действие на НТО, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
Схема, равно как и внесение в нее изменений, утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления, типовая форма которого установлена приложением 1 к Порядку N 87-п (п.1.4 Порядка N 87-п).
Включенные в Схему НТО располагаются или могут располагаться на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, используемых на основании договора аренды или на основании договора на размещение НТО (п.2.5 Порядка N 87-п).
Согласно ч.4 ст.5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой на основании договоров аренды земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ч.5, 11, абз.2 ч.12 и ч.13 данной статьи.
Администрация, являясь органом местного самоуправления городского округа Самара, для решения вопросов местного значения городского округа Самара разрабатывает и утверждает Схему согласно пп.6.1 п.3 ст.25 Устава городского округа Самара.
Постановлением Администрации от 19.04.2013 N 377 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Место для размещения НТО - торгового павильона, расположенного по адресу: г.Самара, Советский район, ул.Стара-Загора, в районе дома N 39, включено в Схему постановлением Администрации от 28.08.2014 N 1286; место для размещения НТО - временного торгового киоска, расположенного по адресу: г.Самара, ул.Урицкого, 30, включено в Схему постановлением Администрации от 27.11.2015 N 1373.
П.1.7 Порядка N 87-п предусмотрено, что в случаях поступления информации о фактических изменениях, касающихся НТО, включенных в Схему, органами местного самоуправления вносятся в Схему соответствующие изменения. Внесение указанных изменений осуществляется не реже одного раза в три месяца.
Администрация Советского внутригородского района городского округа Самара направила в Департамент градостроительства заключение по проекту постановления Администрации городского округа Самара "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" с предложением дополнить проект постановления в части исключения из Схемы п.1845 (письмо от 21.01.2020 N 18/8-02/217).
По сведениям Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара, место размещения НТО (ул.Стара-Загора, в районе дома N 39) подпадает под запреты, установленные ст.11 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (утв.Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 N 444; далее - Правила благоустройства N 444): не допускается размещение объектов потребительского рынка на придомовой территории, на территориях, занятых зелеными насаждениями, ближе 3 м от ствола деревьев. При этом рассматриваемый земельный участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, а также в охранной зоне транспорта, что свидетельствует о наличии ограничений в использовании данного земельного участка.
Администрация Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара направила в Департамент градостроительства заключение от 27.01.2020 по проекту постановления Администрации городского округа Самара "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" с предложением дополнить проект постановления в части исключения из Схемы п.22.
Согласно сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (ИСОГД), земельный участок с кадастровым номером 63:01:0109001:3 площадью 3,50 кв.м по адресу: г.Самара, ул.Урицкого, 30, находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г.Самаре. При этом рассматриваемый земельный участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, а также в охранной зоне транспорта, что свидетельствует о наличии ограничений в его использовании.
В соответствии с п.2.2 Порядка N 87-п разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.
Согласно ст.104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечения сохранности объектов культурного наследия; охраны окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Ссылку ООО "Статус" на то, что исключение мест размещения НТО противоречит нормам ч.6 ст.10 Закона N 381-ФЗ, суд первой инстанции правильно признал несостоятельной.
Доводы ООО "Статус" о невозможности применения в отношении мест размещения НТО, включенных в Схему 28.08.2014 и 27.11.2015, положений Правил благоустройства N 444, подлежит отклонению, поскольку Правила благоустройства N 444 имеют нормы, аналогичные Правилам благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (утв.Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404; действовали с 14.06.2008 до 12.08.2019).
Таким образом, размещение НТО на земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0903002:32 и 63:01:0109001:3 (п.22 и 1845) с нарушением требований п.2.2 Порядка N 87-п, пп.1 и 2 п.2 ст.11 Правил благоустройства является основанием для их исключения из Схемы размещения НТО.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у Администрации правовых оснований для исключения из Схемы мест, на которых находились спорные НТО.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.11.2017 N 310-КГ17-16514.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые действия Администрации законными и обоснованными.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Статус" в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на то, что объекты по указанным адресам непрерывно эксплуатировались с 2003 года (ул.Стара-Загора) и 2009 года (ул.Урицкого), подлежит отклонению, поскольку эксплуатация осуществлялась до утверждения Схемы (19.04.2013) и иными лицами (ИП Талалайкин А.Б. и ИП Оганесян Э.Ю.), а не ООО "Статус". Эксплуатация объектов до утверждения Схемы сама по себе не является безусловным основанием для их включения в Схему.
Как указывает ООО "Статус", суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что основанием для исключения НТО из Схемы послужило их размещение в нарушение требований п.2.2 Порядка N 87-п и пп.1 и 2 п.2 ст.11 Правил благоустройства.
Суд апелляционной инстанции этот довод отклоняет.
Внесение изменений в Схему осуществляется в соответствии с Порядком N 87-п.
Согласно пп.2 п.3.1 Порядка N 87-п инициатором изменений Схемы может быть орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого утверждена или планируется к утверждению соответствующая Схема.
В соответствии с п.1.3, 1.4 и 2.1 Порядка N 87-п Схема в городских округах разрабатывается и утверждается уполномоченным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования органом местного самоуправления городских округов в разрезе районов городских округов.
П.2.2 Порядка N 87-п определено, что разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства правил благоустройства, установленных на территории соответствующей муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.
Согласно пп.1 и 2 п.2 ст.11 Правил благоустройства не допускается размещение объектов потребительского рынка: на придомовой территории, в арках зданий, на территориях, занятых зелеными насаждениями, на детских и спортивных площадках, автомобильных стоянках, в павильонах остановок общественного транспорта (за исключением сблокированных с павильоном), в охранных зонах подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; ближе 10 м от павильонов остановок городского пассажирского транспорта, от наземных и подземных пешеходных переходов, совмещенных с входами на станции метрополитена, 25 м - от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых организаций, 3 м - от ствола дерева, 1,5 м - от внешней границы кроны кустарника.
Довод ООО "Статус" о том, что предложения инициаторов изменений Схемы не являются мотивированными, в них отсутствуют причины и правовые основания, является несостоятельным, поскольку Порядок N 87-п не содержит требований, предъявляемых к содержанию предложений инициаторов изменений Схемы, а также порядок и обоснование их направлений.
Администрации Железнодорожного и Советского внутригородских районов городского округа Самара, реализуя полномочия, предоставленные им в силу п.5.1 ч.2 ст.23 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов", направили в Департамент свои заключения с предложением исключить из Схемы НТО п.22 и 1845.
Довод ООО "Статус" об отсутствии доказательств того, что при изменении Схемы уполномоченный орган запрашивал у общества какие-либо сведения относительно размещения НТО (например, информацию о согласовании размещения НТО с эксплуатирующими организациями), подлежит отклонению, так как такая обязанность уполномоченного органа Порядком N 87-п не установлена.
Кроме того, сама по себе документация о согласовании подключения НТО к инженерным коммуникациям, выданная организациями, эксплуатирующими инженерные коммуникации, не подтверждает согласование именно размещения НТО и не является разрешительной документацией на размещение НТО.
По мнению общества, размещение НТО на спорных земельных участках с нарушением п.2.2 Порядка N 87-п, пп.1 и 2 п.2 ст.11 Правил благоустройства опровергается постановлениями Администрации от 28.08.2014 N 1286 и от 27.11.2015 N 1373.
Между тем на момент включения спорных объектов в Схему действовал Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области (утв.Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 11.04.2011 N 31), согласно п.12 которого включение в Схему НТО, действующих и (или) предполагаемых к размещению на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется по согласованию с органом, уполномоченным на распоряжение данными земельными участками.
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в Схему являлось отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Кроме того, Порядок N 87-п утвержден 17.06.2019, и при изменении Схемы уполномоченный орган руководствовался именно этим порядком.
ООО "Статус" ссылается на то, что нахождение НТО в охранной зоне транспорта или инженерных коммуникаций не может служить основанием для исключения НТО из Схемы.
Между тем, как уже указано, нахождение земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций, транспорта свидетельствует о наличии ограничений в его использовании в силу ст.104 ЗК РФ и п.2 ст.11 Правил благоустройства N 444.
Следует также отметить, что в письмах от 05.04.2021 N Д05-01/956 (ул.Урицкого) и 05.04.2021 N Д05-01/954 (ул.Стара-Загора) Департамент градостроительства разъяснил ООО "Статус", что в соответствии с пп.3 п.2.1 Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута (утв.Постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426) владелец исключенного из Схемы НТО, по отношению к которому действует заключенный с таким владельцем договор на размещение НТО или договор аренды земельного участка для размещения соответствующего НТО, имеет право заключить договор на размещение НТО без торгов при условии, что иной НТО, указанный в заявлении на размещение НТО, включен в Схему того же муниципального образования и является равным по площади или имеет отклонение (в сторону уменьшения или увеличения) не более 10 процентов от площади НТО, исключенного из Схемы.
Как указывает Администрация, в Схему включены места для размещения НТО со статусом "не используется", в отношении которых ООО "Статус" вправе заключить договор на размещение НТО без проведения торгов. Доказательств обратного обществом не представлено.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "Статус".
На основании ст.104 АПК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 18.12.2021 N 1589 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2021 года по делу N А55-13216/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Статус" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13216/2021
Истец: ООО "Статус"
Ответчик: Администрация городского округа Самара
Третье лицо: Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара, Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара, Администрация Советского внутригородского района г.о.Самара, АО "Самарагорэнергосбыт", Департамент градостроительства по Самарской области, ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИНВЕСТИЦИЙ И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА, Департамент эконосического развития, инвестиций и торговли