город Омск |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А70-12104/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2504/2022) общества с ограниченной ответственностью "Тюмень торф" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.01.2022 по делу N А70-12104/2021 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению "Тюмень торф" (ОГРН 1137232015502, ИНН 7202244806, адрес: 625000, город Тюмень, садовое некоммерческое товарищество Колос-2, улица садовая, дом 93) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН 1057200722061; 1057200722061, ИНН 7202137635; 7202137635, адрес: 625004, город Тюмень, улица Володарского, дом 45) о признании недействительным приказа от 09.04.2021 N 464-ОД о досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86138 ТР,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюмень торф" - Ляшенко Кирилл Александрович по доверенности от 26.11.2021 сроком действия по 31.12.2022;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Багдасарян Наталья Анатольевна по доверенности от 10.01.2022 N 3 сроком действия 31.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень торф" (далее - заявитель, Общество, ООО "Тюмень торф") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Департамент) о признании недействительным приказа от 09.04.2021 N 464-ОД о досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86138 ТР.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.01.2022 по делу N А70-12104/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что приказ о досрочном прекращении лицензии вынесен с нарушением процедуры, установленной Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ N 2395-1, Закон о недрах); каких - либо уведомлений о допущенных нарушениях лицензии ООО "Тюмень торф" не получало.
Департамент представил отзыв на жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Тюмень торф" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей Общества и Департамента, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Приказом Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 11.12.2019 N 0933-ОД ООО "ОЛДИ-КЭПИТАЛ" (с 13.10.2020 ООО "Тюмень Торф") было предоставлено право пользования участком недр "Большое Дровяное", расположенным в Нижнетавдинском районе Тюменской области на территории Тюневского муниципального образования, для геологического изучения, разведки и добычи торфа (лицензия от 11.12.2019 ТЮМ 86138 ТР).
Письмом от 27.12.2019 N 14777/19 ООО "ОЛДИ-КЭПИТАЛ" было уведомлено о готовности лицензии на пользование недрами ТЮМ 86138 ТР и возможности её получения.
Лицензия ТЮМ 86138 ТР была получена 30.12.2019 директором Общества.
Согласно пункту 3.5 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии) владелец лицензии обязан завершить работы по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и представить в Департамент недропользования и экологии Тюменской области на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых материалы и документы, подготовленные в соответствии с действующим законодательством, не позднее 9 месяцев со дня государственной регистрации лицензии, то есть до 27.09.2020.
Поскольку в установленный срок материалы и документы на экспертизу запасов полезных ископаемых в Департамент не поступили, то на основании статей 20, 21 Закона о недрах в связи с допущенными нарушениями существенных условий приказом Департамента от 16.11.2020 N 1253-ОД право пользования недрами по лицензии ТЮМ 86138 ТР было приостановлено.
Приказом Департамента от 16.11.2020 N 1252-ОД была возбуждена процедура досрочного прекращения права пользования недрами.
До установленного срока материалы и документы на экспертизу запасов полезных ископаемых не поступали, нарушения требований пункта 3.5 Условий пользования недрами Обществом не были устранены, в связи с чем приказом Департамента от 09.04.2021 N 464-ОД была досрочно прекращена лицензия ТЮМ 86138 ТР.
Полагая данный приказ недействительным, нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
19.01.2022 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр регулируются Законом о недрах.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства по выполнению указанного договора. На основании части 1 статьи 11 Закона о недрах о такой договор является неотъемлемой частью лицензии.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Пунктом 5 части 1 статьи 12 Закон о недрах (в редакции, действовавшей на дату приказа о досрочном прекращении лицензии) установлено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Статья 20 Закона о недрах (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого ненормативного акта) предусматривает, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2).
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (подпункт 10 пункта 2 статьи 22 Закона о недрах).
Законом о недрах и Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение N 118), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах выполнение условий, установленных лицензией.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, 27.12.2019 была зарегистрирована лицензия на пользование недрами ТЮМ 86138 ТР. Данная лицензия была получена 30.12.2019 директором Общества.
Разделы 3, 4 и 7 Условий пользования недрами по лицензии ТЮМ 86138 TP признаются существенными условиями лицензии, невыполнение которых является основанием для приостановления или досрочного прекращения права пользования участком недр в установленном порядке.
Согласно пункту 3.5 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии) владелец лицензии обязан завершить работы по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и представить в Департамент недропользования и экологии Тюменской области на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых материалы и документы, подготовленные в соответствии с действующим законодательством, не позднее 9 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
С учетом того, что датой государственной регистрации лицензии является 27.12.2019, то предусмотренные пунктом 3.5 Условий пользования недрами документы должны быть представлены не позднее 27.09.2020.
Из материалов настоящего следует, что 05.02.2020 Общество заключило с ООО "Геотэкс" договор N 5/20 на выполнения комплекса геологоразведочных работ месторождения торфа на участке недр "Большое Дровяное" в Тюменском районе Тюменской области на выполнения комплекса геологоразведочных работ геологоразведочных работ месторождения торфа. Срок выполнения работ по договору определен с момента подписания договора и до 31.08.2020.
Дополнительным соглашением от 13.10.2020 N 1 к договору стороны продлили окончание работ до 31.12.2020.
Письмом от 28.10.2020 Общество обратилось в Департамент с заявлением о продлении сроку пункта 3.5 Условий пользования недрами на 6 месяцев, ссылаясь на Указ Президента РФ от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и обстоятельства того, что работы на производстве в весенний летний период были приостановлены в связи пандемией.
Приказом Департамента от 12.11.2020 N 1237-ОД Обществу было отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в лицензию в части продления сроков завершения работ по геологическому изучению и предоставлению материалов на государственную экспертизу запасов участка недр "Большое Дровяное".
Приказ Департамента от 12.11.2020 N 1237-ОД не был оспорен Обществом в судебном порядке.
Приказом Департамента от 16.11.2020 N 1252-ОД была возбуждена процедура досрочного прекращения права пользования недрами по причине того, что требований пункта 3.5 Условий пользования недрами не были выполнены, документы в срок до 27.09.2020 не представлены.
Как было ранее сказано, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами урегулированы в статье 21 Закона о недрах.
В силу положений статьи 21 Закона о недрах, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Из материалов дела следует, что письмом от 16.11.2020 N 12940/20 "О направлении копии приказов" Департамент уведомил заявителя о необходимости устранить нарушения существенных условий пользования недрами по лицензии по истечении 3 месяцев со дня получения уведомления (том 1 л. д. 35-36).
Направление указанного письма (с трек-номером почтового отправления 62500450004509) подтверждается представленной описью от 18.11.2020 с оттиском штемпеля АО "Почты России" (том 1 л. д. 43), квитанцией от 18.11.2020 об отправке почтового отправления (том 1 л. д. 44).
22.12.2020 письмо Департамента от 16.11.2020 N 12940/20 было возвращено отправителю за истечением срока хранения, что следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62500450004509 (том 1 л. д. 45), возвратившимся почтовым отправлением (том 1 л. д. 46-47).
Письмом от 24.02.2021 N 1921/21 Департамент повторно информировал Общество о принятии решения о приостановлении права пользования недрами и возбуждении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ТЮМ 86138 ТР. В письме Департамент обратил внимание на то, что уведомление от 16.11.2020 N 12940/20 направлялось в адрес Общества, не было им получено, однако в силу части 1 статьи 165.1 ГК РФ считается доставленным, в связи с чем срок устранения допущенных нарушений - 23.03.2021 (том 1 л. д. 48).
Направление письма от 24.02.2021 N 1921/21 (с трек-номером почтового отправления 62500450011378) подтверждается представленной описью от 24.02.2021 с оттиском штемпеля АО "Почты России" (том 1 л. д. 49), квитанцией от 24.02.2021 об отправке почтового отправления (том 1 л. д. 50).
Письмо от 24.02.2021 N 1921/21 возвратилось отправителю 30.03.2021, что следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62500450011378 (том 1 л. д. 51), возвратившимся почтовым отправлением (том 1 л. д. 52-53).
Доводы подателя жалобы о том, что на официальном сайте АО "Почты России" в отношении указанных почтовых отправлений не указана "попытка вручения", в силу чего процедура уведомления Общества нарушена, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как при наличии представленных в материалы дела описей и квитанций об отправке почтовых отправлений само по себе неотражение "попыток вручения" на сайте АО "Почты России" не свидетельствует о том, что уведомления не направлялись.
Напротив, из материалов дела следует, что ООО "Тюмень торф" располагало сведениями об уведомлениях. На странице 6 дополнения N 1 к заявлению (том 1 л. д. 6) ООО "Тюмень торф" самостоятельно указывает, что "Департамент за N 12940/20 от 16.11.2020 ответом на письма от 27.10.2020 и 28.10.2020 уведомил Общество о следующем_".
ООО "Тюмень торф" направляло в адрес Департамента письмо от 19.03.2021 N 3 (после вынесения приказа от 16.11.2020), в котором ссылалось на то, что при формировании заявки на аукцион испрашиваемый земельный участок находился в зоне сельскохозяйственного использования и в настоящее время находится на землях сельскохозяйственного использования, в связи с чем 09.06.2020 Общество направило в Администрацию Нижнетавдинского муниципального района заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки; проект землепользования и застройки находится на утверждении.
Из указанных обстоятельств следует, что Общество не исполняло требования пункта 3.5 Условий пользования недрами не по причине не получения уведомления от Департамента, а по иным обстоятельствам.
Указанным обстоятельствам была дана правовая оценка судом первой инстанции.
Судом было обоснованно указано на то, что о наличии ограничений в пользовании земельного участка в связи со статусом земель как сельскохозяйственных ООО "Тюмень торф" было известно при участии в аукционе и ознакомлении с аукционной документацией, содержащей сведения о категории земельного участка.
Указанные обстоятельства следует из пояснений Департамента, которые не оспорены заявителем, а также усматриваются из процессуальных документов представленных самим ООО "Тюмень торф" (том 1 л. д. 101, том 2 л. д. 8).
Недропользователь, заключая с уполномоченным органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязательства по его исполнению. Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, в соответствии со статье 2 ГК РФ действует самостоятельно и на свой риск. Невыполнение обязательств влечет за собой наступление определенных последствий, в данном случае предусмотренных частью 2 статьи 20 Закона о недрах в виде досрочного прекращения права пользования недрами.
Таким образом, поскольку ни в установленный срок, ни к дате принятия решения о досрочном прекращении лицензии, ни ко времени рассмотрения дела в суде материалы и документы на экспертизу запасов полезных ископаемых в Департамент не поступили, то в связи с допущенными нарушениями существенных условий приказом Департамента от 16.11.2020 N 1253-ОД право пользования недрами по лицензии ТЮМ 86138 ТР было правомерно приостановлено, а затем на основании приказа от 09.04.2021 N 464-ОД прекращено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюмень торф" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.01.2022 по делу N А70-12104/2021 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень торф" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 15.02.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12104/2021
Истец: Кокшаров Владимир Владимирович, ООО "Тюмень торф"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Нижнетавдинского района Тюменской области