г. Владивосток |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А51-19710/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей",
апелляционное производство N 05АП-2030/2022
на решение от 03.03.2022
судьи Фокиной А.А.
по делу N А51-19710/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (ИНН 2504000684, ОГРН 1022501899177)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2021 N 025/04/9.21-1236/2021 о назначении административного наказания (по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, штраф 100 000 руб.),
при участии в заседании: стороны не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - заявитель, предприятие, МУПВ "ВПЭС", лицо, привлеченное к административной ответственности, сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС по Приморскому краю, Приморское УФАС) и просит суд признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 28.10.2021 по делу об административном правонарушении N 025/04/9.21-1236/2021 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 03.02.2022 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с судебным актом, МУПВ "ВПЭС" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель жалобы считает, что оспариваемое решение вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы, изложенные в решении несоотвествуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Предприятие считает, что событие и состав сменяемого правонарушения не доказаны, в связи с чем основания для привлечения МУПВ "ВПЭС" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ отсутствуют. МУПВ "ВПЭС" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
УФАС по Приморскому краю по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции установил следующее.
16.11.2020 в адрес МУПВ "ВПЭС" поступила заявка (вх. N 1/13852) Батрака И.С. на заключение договора технологического присоединения к сетям сетевой организации жилого дома N 12 по ул. Милоградовская, г. Владивосток, кадастровый номер 25:28:040013:1977, находящегося в границах садоводческого товарищества "Луч" (далее - СТ "Луч"), с сопроводительным письмом председателя СТ "Луч" В.Н. Хохлова.
Согласно акту осмотра (обследования) электроустановок Батрака И.С. от 24.11.2020 объект заявителя не имеет подключений к электрическим сетям, находится (располагается) в границах СТ "Луч".
Письмом от 24.11.2020 N 1/2-16719 МУПВ "ВПЭС" ответило отказом на заявку Батрака И.С. о технологическом присоединении принадлежащего ему объекта в связи с отсутствием оснований для выдачи технических условий и заключения договора о технологическом присоединении, сославшись на то, что с учетом расположения объекта заявителя в границах садоводческого товарищества и в силу прямого указания пункта 8.5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, заявителем в данном случае может выступать только непосредственно СТ "Луч".
25.01.2021 Батрак И.С. обратился в Приморское УФАС с жалобой (вх. N 406) на необоснованный отказ МУПВ "ВПЭС" в подключении к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения данного обращения Управление отказало в возбуждении в отношении МУПВ "ВПЭС" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения, о чем вынесло определение от 12.03.2021.
Решением Правового управления Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2021 по жалобе Батрака И.С. определение Приморского УФАС от 12.03.2021 отменено, материалы обращения Батрака И.С. возвращены на новое рассмотрение в Приморское УФАС.
Рассмотрев повторно жалобу Батрака И.С. от 25.01.2021 N 406 и придя к выводу о том, что изложенные в жалобе обстоятельства свидетельствуют о необоснованном отказе МУПВ "ВПЭС" в приеме заявки на подключение объекта Батрака И.С. к электрическим сетям предприятия, Управлением было вынесено определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении N 025/04/9.21-1236/2021 и проведении административного расследования.
12.10.2021 Управлением в присутствии защитника МУПВ "ВПЭС" - юрисконсульта Кравченко К.А. был составлен протокол об административном правонарушении N 025/04/9.21-1236/2021, в котором действия МУПВ "ВПЭС" квалифицированы по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 28.10.2021 по делу об административном правонарушении N 025/04/9.21-1236/2021 МУПВ "ВПЭС" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, МУПВ "ВПЭС" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, заслушав пояснения представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
На основании пункта 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ являются, в том числе юридические лица.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.07.2009 N 6057/09, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, а являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Решающее значение для отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии является факт занятия производством (реализацией товаров) в условиях естественной монополии, а не условие включения такого хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественной монополии.
МУПВ "ВПЭС" осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по передаче электрической энергии в границах прилегания принадлежащих ему электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, следовательно, является субъектом естественной монополии.
В силу изложенного МУПВ "ВПЭС" является субъектом естественной монополии и, соответственно, на него распространяются установленные законодательством Российской Федерации ограничения в деятельности по передачи электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
В статье 3 вышеуказанного Федерального закона об электроэнергетике установлено, что услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Следовательно, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (часть 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ).
В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил установлена поэтапная процедура технологического присоединения, в которую, в том числе, включена подача заявки юридическим или физическим лицом и заключение договора
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (пункт 8 Правил N 861).
Правила технологического присоединения устанавливают единый порядок технологического присоединения как в случае нового присоединения, так и в случае увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 8 (5) Правил N 861 в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622, действующей в спорный период, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств, подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Указанный порядок обязателен для исполнения сетевыми организациями с 01.01.2019 и относится к специальным случаям технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
Согласно материалам дела, гражданином Батраком И.С. в МУПВ "ВПЭС" подана заявка на присоединение энергопринимающих устройств принадлежащего гражданину жилого дома N 12 по ул. Милоградовская, г. Владивосток, кадастровый номер 25:28:040013:1977, расположенного в границах действующего СТ "Луч". Заявка направлена в сетевую организацию сопроводительным письмом председателя СТ "Луч" Хохлова В.Н.
Устанавливая в действиях событие вменяемого обществу правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушение сетевой организации выразилось в нарушении пунктов 3, 6, 8(5) и 15 Правил N 861.
Однако апелляционный суд считает данный вывод суда ошибочным в силу следующего.
Порядок обращения и рассмотрения заявок на технологическое присоединение физических лиц в соответствии с пунктом 14 Правил N 861 в данном случае неприменим в силу прямого ограничения пунктом 8(5) указанных Правил по субъектному составу лиц, которые вправе подать обращение для объектов, находящихся в границах садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ.
Поскольку в соответствии с действующей в спорный период редакцией пункта 8(5) Правил N 861 физическое лицо ограничено в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества, то его заявка не подлежала исполнению со стороны сетевой организации (общества).
Довод суда о том, что заявка гражданина Батраком И.С. направлена в сетевую организацию сопроводительным письмом председателя СТ "Луч" Хохлова В.Н., не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку действующая в спорный период редакция пункта 8(5) Правил N 861 прямо предусматривала, что с заявкой на технологическое присоединение вправе было обратиться только СТ "Луч", и не предусматривала порядка обращения как сопроводительное письмо садоводческого товарищества к заявке физического лица.
Аналогичный правовой подход содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 14.04.2022 N 305-ЭС21-26462.
При указанных обстоятельствах, коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях МУПВ "ВПЭС" состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку основания для привлечения сетевой организации к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ отсутствуют, суд апелляционной инстанции признает незаконным и подлежащим отмене постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 28.10.2021 N 025/04/9.21-1236\2021 о назначении административного наказания.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ и статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2022 по делу N А51-19710/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 28.10.2021 N 025/04/9.21-1236/2021 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19710/2021
Истец: МУП ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА "ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю