г. Челябинск |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А76-25334/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления лесами Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.02.2022 по делу N А76-25334/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - Главного управления лесами Челябинской области -Щекалев Александр Анатольевич (предъявлен паспорт, доверенность от 19.07.2021, диплом).
Ответчик - Администрации Варламовского сельского поселения, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В судебное заседание представитель ответчика не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика.
Главное управление лесами Челябинской области (далее - истец, ГУ лесами Челябинской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к муниципальному учреждению "Администрация Варламовского сельского поселения" (далее - ответчик, МУ "Администрация Варламовского сельского поселения", Администрация) о взыскании 822100 рублей материального ущерба, причиненного лесному фонду.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.02.2022 (резолютивная часть решения объявлена 26.01.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, выразившееся в применении одновременно статьи 100 и 111 Лесного кодекса Российской Федерации, тогда как статья 111 Лесного кодекса Российской Федерации фактически определяет понятие защитные леса и выделяет категорию защитных лесов.
Кроме того, податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что сумма ущерба за вред, причиненный окружающей среде, подлежит взысканию в пользу Чебаркульского муниципального района в связи с тем, что Варламовское участковое лесничество относится к Чебаркульскому муниципальному району. Апеллянт отмечает, что Варламовское участковое лесничество Чебаркульского лесничества действительно находится в рамках административных границ Чебаркульского муниципального района, однако находится в лесном фонде и согласно статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.12.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:3140.
Помимо указанного апеллянт отмечает, что претензия о возмещении материального ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации ответчиком в добровольном порядке не исполнена, ущерб ответчик не признал, о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды (в данном случае лесного фонда) ответчиком в ходе досудебного разбирательства заявлено не было, в связи с чем, указание в решении суда на возможность подготовки проекта восстановительных мероприятий также является необоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, 26.04.2020 в квартале 11 выделах 9,16,15,21 Варламовского участкого лесничества произошел лесной пожар, в результате которого огнем повреждены лесные насаждения на общей площади 6,2 га., лесному фону причинен ущерб.
В соответствии с актом N 5 о лесном пожаре от 27.04.2020 причиной возникновения пожара послужил переход огня с иных категорий земель (л.д.16- 19).
По результатам проверки государственным лесным инспектором вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:23:1034002:105, на котором произошло возгорание, находится в муниципальной собственности Варламовского сельского поселения Чебаракульского муниципального района Челябинской области, что подтверждается выпиской ЕГРН (листы дела 14-15).
Постановлением от 23.03.2020 N 60 (листы дела 60-64) МУ "Администрация Варламовского сельского поселения" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Решением Чебаркульского городского суда Челябинской области от 16.04.2021 по делу N 12-22/2021 постановление от 23.03.2020 N 60 изменено, размера административного штрафа уменьшен до 250000 рублей.
Ссылаясь на то, что пожар, в результате которого лесному фонду причинен ущерб, возник по вине ответчика, истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании суммы ущерба в пользу ГУ лесами Челябинской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив факт причинения ущерба лесам в результате пожара, пришел к выводу о том, что поскольку Варламовское участковое лесничество относится к Чебаркульскому муниципальному району, сумма ущерба за вред, причиненный окружающей среде, подлежит взысканию в пользу Чебаркульского муниципального района, оснований для ее взыскания в пользу истца не имеется.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу норм пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда другому лицу необходимо установить в совокупности наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу положений пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Главой 13 Лесного кодекса Российской Федерации установлены последствия нарушения лесного законодательства в виде возможности привлечения виновного лица к административной, уголовной ответственности (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации), а также взыскания вреда, причиненного лесам (статья 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам: граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Пунктом 3 названного Постановления разъяснено, что с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Согласно приказу Рослесхоза от 28.12.2018 N 1079 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, администрируют доходы федерального бюджета, а также осуществляют проведение принудительного взыскания с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов.
В Перечне органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (Приложение N 1 к приказу от 28.12.2018 N 1079) поименовано ГУ лесами Челябинской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ГУ лесами Челябинской области является надлежащим истцом по искам о причинении вреда лесам.
Факт причинения вреда лесам в результате пожара, возникшего по вине ответчика, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом от 27.04.2020 N 5 о лесном пожаре (листы дела 16-19), постановлением о назначении административного наказания от 23.12.2020 N 60 (листы дела 60-64), согласно которому причиной лесного пожара послужил переход огня с земельного участка, который находится в муниципальной собственности Варламовского сельского поселения Чебаракульского муниципального района Челябинской области.
Указанное обстоятельство также подтверждено решением Чебаркульского городского суда от 16.04.2021 N 12-22/2021, решением Челябинского областного суда от 17.06.2021 по делу N 7-402/2021.
Расчет вреда выполнен Управлением на основании Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
Согласно представленному расчету размер причиненного лесам ущерба составляет 822100 рублей. Доводов в указанной части апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для переоценки выводов суда в указанной части апелляционная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, установив факт причинения вреда в результате виновных действий ответчика, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, при этом суд исходил из того, что в соответствии с Приказом ГУ лесами Челябинской области от 30.11.2018 N 704 Варламовское участковое лесничество относится к Чебаркульскому муниципальному району, в связи с чем сумма ущерба за вред, причиненный окружающей среде, подлежит взысканию в пользу Чебаркульского муниципального района, оснований для ее взыскания в пользу истца не имеется.
Кроме того, суд указал на отсутствие со стороны истца сведений о возможности и способах последующего зачисления денежной суммы в надлежащий бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, при этом полагает возможным руководствоваться следующим.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации регламентировано право собственности на лесные участки.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 1.1.2 Приказа ГУ лесами Челябинской области от 30.11.2018 N 704 установлено, что Варламовское участковое лесничество относится к Чебаркульскому муниципальному району.
Таким образом, Варламовское участковое лесничество Чебаркульского лесничества действительно находится в рамках административных границ Чебаркульского муниципального района, однако указанное лесничество входит в состав земель лесного фонда и в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находится в федеральной собственности.
Вопреки выводам суда первой инстанции, то обстоятельство, что Варламовское участковое лесничество Чебаркульского лесничества находится в рамках административных границ Чебаркульского муниципального района, свидетельствует лишь о его территориальном соотнесении и не свидетельствует о том, что указанное лесничество относится к собственности муниципального образования.
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.12.2020, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:314, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Варламовского участкового лесничества ОГУ "Чебаркульское лесничество", кварталы с 1 по 158 находится на землях лесного фонда и принадлежит Российской Федерации на праве собственности.
В данном случае из материалов дела следует, что пожар возник на земельном участке с кадастровым номером 74:23:1034002:105 (Челябинская обл., р-н Чебаркульский, 970 м на запад от перекрестка автодорог "Кочкарь-Варламово" и "Варламово-Шабунина"), который принадлежит на праве собственности МО "Варламовское сельское поселение" Чебаркульского муниципального района Челябинской области и распространился на земли лесного фонда в квартале 111 выделах 9, 15, 16, 21 Варламовского участкового лесничества Чебаркульского лесничества.
При этом квартал 111 Варламовского участкового лесничества Чебаркульского лесничества полностью входит в земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:3140, кварталы с 1 по 158, находится на землях лесного фонда и принадлежит Российской Федерации на праве собственности.
Таким образом, в результате пожара нанес ущерб лесному фонду Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что ГУ лесами Челябинской области осуществляет администрирование доходов по кодам бюджетной классификации в соответствии с Перечнем источников доходов местных бюджетов, администрируемых органами исполнительной власти Челябинской области, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 20 марта 2008 г. N 52-П "О порядке осуществления органами государственной власти Челябинской области, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении областными казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 25.08.2020 г. N 425-П).
В указанном Перечне имеются коды администраторов дохода. ГУ лесами Челябинской области присвоен код 033, по коду бюджетной классификации код: 1 16 11050 01 0000 140 предусматривает администрирование платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде (за исключением вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях), подлежащие зачислению в бюджет муниципального образования.
Администрирование доходов предусматривает контроль за поступлением поступающих платежей и распределением их в бюджеты различных уровней.
Таким образом, в данном случае именно ГУ лесами по Челябинской области является надлежащим истцом по делу и в связи с наличием у него полномочий по администрированию платежей по искам о возмещении вреда, взыскание ущерба причиненного лесному фонду в результате пожара, вопреки выводам суда первой инстанции должно производиться именно в пользу ГУ лесами по Челябинской области.
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалами дела подтверждена совокупность обстоятельств, необходимых для взыскания ущерба, исковые требования о взыскании с Администрации в пользу Управления 822100 рублей материального ущерба, причиненного лесному фонду, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3,4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.02.2022 по делу N А76-25334/2021 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ответчика - Муниципального учреждения "Администрация Варламовского сельского поселения", ОГРН 1027401994553, Челябинская область, Чебаркульский район, с. Варламово, ул. Ленина, д. 38, в пользу истца - Главного управления лесами Челябинской области, ОГРН 1077453000514, г. Челябинск, ущерб в сумме 822100 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25334/2021
Истец: Главное управление лесами Челябинской области
Ответчик: Администрация Варламовского сельского поселения