город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2022 г. |
дело N А53-31000/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.02.2022 по делу N А53-31000/2021
по заявлению Отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, начальника Отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области - старшего судебного пристава Рыжова Юрия Викторовича
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области, Отделу N 15 Управления Федерального казначейства по Ростовской области
при участии третьих лиц: Администрации Мясниковского района Ростовской области, судебного пристава-исполнителя Мясниковского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Кечеджиян М.Х., Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Кечеджиян Т.С., судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Сорокина Светлана Владимировна
о признании незаконными действий по отказу в принятии к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
начальник Отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области - старшего судебного пристава Рыжова Юрия Викторовича обратился с заявлением о признании незаконными действий Отдела N 15 Управления Федерального казначейства по Ростовской области по отказу в принятии к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с Администрации Мясниковского района Ростовской области исполнительского сбора, оформленного письмом от 17.08.2021 N 58-115-40/753; об обязании устранить допущенные нарушения, приняв к исполнению постановление (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых определением от 17.11.2021).
Определением от 09.09.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Мясниковского района Ростовской области, судебный пристав-исполнитель Мясниковского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Кечеджиян Мнацакан Хунгианосович.
Определением от 17.11.2021 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Кечеджиян Тамару Саркисовну, судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Сорокину Светлану Владимировну.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2022 прекращено производство по делу в отношении Отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, в отношении Отдела N 15 Управления Федерального казначейства по Ростовской области. Заявление начальника Отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области - старшего судебного пристава Рыжова Юрия Викторовича удовлетворено. Признаны незаконными, как не соответствующие положениям статьей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действия Управления Федерального казначейства по Ростовской области выразившиеся в отказе, оформленном письмом от 17.08.2021 N 58-115-40/753, принять к исполнению постановления судебных приставов-исполнителей Отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области о взыскании с Администрации Мясниковского района Ростовской области штрафных санкций. Суд возложил на Управление Федерального казначейства по Ростовской области обязанность устранить допущенные нарушения: повторного рассмотреть заявление начальника Отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области - старшего судебного пристава Рыжова Юрия Викторовича от 30.07.2021 N 61062/21/б/н о принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей Отделения судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области о взыскании с Администрации Мясниковского района Ростовской области штрафных санкций.
Управление Федерального казначейства по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать в полном объёме, ссылаясь на то, что двухлетний срок предъявления постановления истёк до направления в управление.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на исполнении в отделении судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области находится исполнительное производство N 12078/16/61062-ИП об обязании Администрации муниципального образования "Петровское сельское поселение" Мясниковского района Ростовской области в течение 15 (пятнадцати) месяцев после вступления решения в законную силу: зарегистрировать право собственности на каптаж колодцев в сл. Петровка Мясниковского района Ростовской области; исполнить требования федерального законодательства об охране окружающей, природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: установить ограждение на каптажах родников водопровода сл. Петровка Мясниковского района Ростовской области, оборудовать дорожки к сооружениям твердым покрытием, установить водомерное оборудование.
В рамках исполнительного производства вынесено постановление от 31.08.2018 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
На исполнении в отделении судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области находится исполнительное производство N 16345/20/61062-ИП об обязании Администрации Мясниковского района Ростовской области представить (направить) техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества воды подземных источников водоснабжения - артезианских скважин в соответствие с установленными требованиями в организацию, осуществляющую водоснабжение и водоотведение по Мясниковскому району, а именно:
МУП "Мясниковское ВКХ" в срок до 01.03.2020.
В рамках исполнительного производства вынесено постановление от 16.07.2020 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
На исполнении в отделении судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области находится исполнительное производство N 17357/20/61062-ИП, предмет исполнения: Возложить на Муниципальное унитарное предприятие "Мясниковское водопроводио-каиализационное хозяйство" и Администрацию Мясниковского района Ростовской области обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства, а именно: обеспечить наличие на водоисточниках Мясниковского района Ростовской области проектов санитарной охраны санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов ЗСО требованиям действующего законодательства и утверждение проектов в установленном порядке на следующие скважины: - скважина N 1 -СС по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, с. Султан Салы, северо-восточная окраина; - скважина N 9517 по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, 5 м от северо-западной окраины с. Султан Салы; - скважина N 1569 по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, Александровка 2-я, восточная окраина ул. Социалистической; - скважина N 7724 по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, с. Большие Салы, западная окраина: -скважина N 24771 по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, с. Большие Салы, юго-западная окраина,
В рамках исполнительного производства было вынесено постановление от 23.07.2020 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Вышеуказанные постановления не оплачены должником.
Денежные средства на депозитный счет Мясниковского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области не поступали.
В связи с тем, что Администрация Мясниковского района является учреждением и не имеет счетов, открытых в учреждениях Банка России или в кредитных организациях, Отделением судебных приставов по Мясниковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области вышеуказанные неисполненные, постановления о взыскании исполнительского сбора письмом от 30.07.2021 N 61062/21/б/н было направлено в адрес отдела N 15 Управления Федерального казначейства по Ростовской области для исполнения.
Письмом от 17.08.2021 за исх. N 58-115-40/753 отделом N 15 Управления Федерального казначейства по Ростовской области сообщено о том, что постановления службы судебных приставов о взыскании исполнительского сбора перенаправлены должникам для дальнейшего исполнения.
Не согласившись с действиями Управления Федерального казначейства по Ростовской области, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области обратилось в суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как предусмотрено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 указанной статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона, в порядке, установленном Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 7 Закона N 229-ФЗ).
Статьей 12 Закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами, выдаваемыми судами, и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган, осуществляющий в соответствии с Кодексом открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законом об исполнительном производстве предусмотрен внесудебный порядок исполнения требований исполнительных документов, в том числе постановлений судебного пристава о взыскании с должника расходов на совершение исполнительных действий. Судебный порядок их взыскания с бюджетных учреждений указанным законом не предусмотрен.
Положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с казенных учреждений расходов на совершение исполнительных действий, которые, согласно Федеральному закону N 229-ФЗ, подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.
При неисполнении казенными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительского сбора, постановлений по делу об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
Доводы Управления Федерального казначейства по Ростовской области о том, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с главой 24.1 Кодекса производится на основании судебных актов правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Из анализа положений главы 23 КоАП РФ, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также пункта 5 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающего бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ, относящей постановления административных органов к исполнительным документам, следует, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Судебным приставом-исполнителем установлено отсутствие у Администрации Мясниковского района счетов в банке или в иных кредитных организациях. Доказательств обратного Управления Федерального казначейства по Ростовской области не представлено. В связи с этим, постановления судебного пристава о взыскании штрафных санкций с администраций, источником финансовых ресурсов которых являются бюджетные средства, обоснованно направлены для исполнения в Управления Федерального казначейства по Ростовской области, которое обязано было принять меры для надлежащего исполнения исполнительного документа.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N 310-КГ15-4770.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о привлечении к административной ответственности подлежат исполнению Управлением, являющимся органом Федерального казначейства, в порядке статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 5-7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи.
При неисполнении должником требований, установленных указанным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как установлено судом первой инстанции, Управление Федерального казначейства по Ростовской области, получив исполнительные документы, ограничилось направлением их копий должникам, указав о необходимости представить платежные документы для их исполнения.
Из материалов дела следует, что никаких предусмотренных статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации мер в случае неисполнения исполнительных документов Управлением Федерального казначейства по Ростовской области не принято.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суд первой инстанции о том, что оспариваемое бездействие Управления Федерального казначейства по Ростовской области, выразившееся в неисполнении требований статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является незаконным, нарушает принцип обязательности постановлений судебного пристава-исполнителя, в нарушение действующего правового регулирования способствует освобождению должника по исполнительному производству от мер принудительного воздействия и, в конечном счете, к игнорированию требований судебного акта.
Доводы представителя Управления Федерального казначейства по Ростовской области о том, что бездействия со стороны Управления Федерального казначейства по Ростовской области не допущено, постановления направлены должнику для исполнения, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает иные меры в случае неисполнения должником направленных исполнительных документов, которые казначейством не приняты, что фактически свидетельствует об отказе Управления Федерального казначейства по Ростовской области в исполнении постановлений.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2022 по делу N А53-31000/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31000/2021
Истец: Мясниковское районное отделение судебных приставов УФССП России по Ростовской области, Начальник отделения - старший судебный пристав-исполнитель Мясниковского РОСП УФССП России по Ростовской области Рыжов Ю.В., начальник отделения ст.судебный пристав Мясниковского РОСП УФССП по РО Рыжов Ю.В., Отдел Федеральной службы судебных приставов по Мясниковскому району Ростовской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области
Ответчик: ОТДЕЛ N15 УФК ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Мясниковского района Ростовской области, Отдел N15 Управления Федерального Казначейства По Ростовской Области, СПИ МЯСНИКОВСКОГО РАЙОННОГО ОСП УФССП ПО РО - КЕЧЕДЖИЯН М.Х., СПИ ОСП по Мясниковскому району УФССП по РО Кечеджиян Т.С., СПИ ОСП по Мясниковскому району УФССП по РО Сорокина С.В, судебный пристав-исполнитель Мясниковского РОСП УФССП России по Ростовской области Кечеджиян М.Х., судебный пристав-исполнитель Мясниковского РОСП УФССП России по Ростовской области Кечеджиян Т.С., Судебный пристав-исполнитель Мясниковского РОСП УФССП России по Ростовской области Сорокина С.В., УФССП по РО, УФК по РО