город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2022 г. |
дело N А32-449/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ИП Мининой О.И.: представитель Карпицкий В.В. по доверенности от 09.03.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мининой Олеси Ивановны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.11.2021 по делу N А32-449/2021
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
к индивидуальному предпринимателю Мининой Олесе Ивановне
при участии третьих лиц: Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в городе Сочи, Управления Пенсионного фонда России в городе Сочи
о взыскании неправомерно полученной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Мининой Олеси Ивановны (далее - ИП Минина О.И., предприниматель) неосновательного обогащения в размере 72 780 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю в городе Сочи, Управление Пенсионного фонда России в городе Сочи.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2021 с ИП Мининой О.И. взыскано неосновательное обогащение в доход федерального бюджета в размере 72 780 руб.
ИП Минина О.И. обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым инспекции в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что количество работников в апреле не уменьшилось, сокращения работников не произошло, а значит условия для включения получателя субсидии в реестр для перечисления, формируемый ФНС России за апрель месяц 2020 года Мининой О.И. не нарушены. Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Недобросовестность в действиях предпринимателя Мининой О.И. при подаче заявления о предоставлении субсидии судом не установлена, а значит и оснований для возврата субсидии в качестве неосновательного обогащения у предпринимателя не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя четвертого судебного состава от 15.04.2022 в связи с отсутствием судьи Пименова С.В. ввиду пребывания в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю поступило ходатайство о замене стороны по делу по причине процедуры реорганизации.
Судом произведена замена Управления Пенсионного фонда России в городе Сочи на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю.
От ИП Мининой Олеси Ивановны поступило ходатайство о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела.
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю поступило пояснение по делу.
Суд протокольным определением приобщил представленное пояснение к материалам дела.
От ИП Мининой Олеси Ивановны поступило ходатайство, в котором просит признать доказательства и пояснения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю, представленные 19.04.2022 года, недопустимым доказательством и исключить его из числа доказательств по делу А32- 449/2021.
Суд приобщил представленное ходатайство к материалам дела.
В судебном заседании представитель ИП Мининой О.И. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.04.2022 объявлялся перерыв до 21.04.2022 до 09 час. 15 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После объявленного перерыва лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).
Указанными Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года (пункт 1 Правил).
Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр для перечисления, формируемого ФНС России, в том числе отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил.
Таким образом, для получения дополнительных мер поддержки субъектам МСП (как для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, так и для получения субсидий субъектам МСП) имеет значение вид экономической деятельности, информация о котором содержалась в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 01 марта 2020 года.
Согласно пункту 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2019 N 733 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации" (ранее пункт 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677), коды видов экономической деятельности по ОКВЭД определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно.
Фактическое осуществление налогоплательщиком деятельности, отнесенной к наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при условии, что основной вид деятельности, указанный в соответствующем реестре, к пострадавшим не отнесен, не является обстоятельством, с которым действующее законодательство связывает предоставление дополнительных мер поддержки субъектам МСП.
Каких-либо исключений в отношении фактического осуществления иных видов деятельности, отличных от включенного в ЕГРЮЛ/ЕГРИП основного кода ОКВЭД, Правилами не предусмотрено.
Согласно пояснениям ФНС, процесс предоставления субсидии осуществляется посредством обработки программным комплексом ФНС России сведений, в том числе переданных внешними источниками, без участия сотрудников налоговых органов. Принятие решения о выплате субсидии (или об отказе в выплате субсидии), а также формирование заявителям соответствующих исходящих документов (уведомление о выплате субсидии/сообщение об отказе в выплате субсидии) производится автоматизировано.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N409) организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в наиболее пострадавших сферах деятельности, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, которые включены по состоянию на 01.03.2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), предоставлены меры государственной поддержки в виде продления сроков уплаты налогов и страховых взносов, сроков представления налогоплательщиками налоговых деклараций, а также получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам.
Перечень отраслей российской экономики наиболее пострадавших сфер деятельности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в 5 наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Согласно пункту 2 Постановления N 409 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности наиболее пострадавших сфер деятельности определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020 года.
В соответствии с п. 4 Постановления N 576 размер субсидии определяется как произведение величин минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г, составляющей 12 130 руб. :
- на количество работников в марте 2020- в отношении организаций,
-на количество работников в марте 2020, увеличенное на единицу - в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда.
Количество работников получателя субсидии определяется налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда РФ данных из отчетности по форме "сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством РФ.
Ответственность за достоверность информации, указанной в п. 4 Постановления N 576 несет получатель субсидии.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 г.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным п. 3 Правил, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (ИП), указанно в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно ст. 86 Налогового кодекса РФ.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный п. 6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с п. 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателем субсидии (п.8 Правил).
Как следует из материалов дела, ИП Мининой О.И. 07.05.2020 подано заявление в налоговый орган (ИФНС РФ N 7 по Краснодарскому краю) о предоставлении в соответствии с постановлением правительства N 576 субсидии за апрель - май 2020.
На момент проверки соответствия ИП Минина О.И. критериям, установленным п. 3 Правил, налоговый орган располагал сведениями о налогоплательщике:
Основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 деятельность в области фотографии (код ОКВЭД- 1. 52.10 Деятельность по складированию и хранению
2. 52.24 Транспортная обработка грузов
3. 52.24.1 Транспортная обработка контейнеров
4. 52.24.2 Транспортная обработка прочих грузов
5. 52.49 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками
На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
На основании информации, полученной в соответствии с п. 9 Правил от Федерального казначейства, получатель субсидии был проинформирован о факте перечисления субсидии.
С учетом изложенного, субсидия в размере 72 780 руб. поступила на счет налогоплательщика указанный в заявлении ответчика.
Апелляционной коллегией не принимается довод предпринимателя о том, что судом первой инстанции не учтена штатная численность сотрудников в период март, апрель, май 2020 года.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель пояснял, что подавались дополнительные (уточняющие) сведения по форме СЗВ-М за март-апрель 2020, которые приняты пенсионным фондом 02.05.2020.
Индивидуальный предприниматель в материалы дела были представлены сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за март, апрель, май 2020, а также протоколы проверки электронного документа, дополнительные (уточняющие) сведения по форме СЗВ-М.
Однако, в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 576 установлено, что в соответствии с представленным СЗВ-М количество работников с учетом индивидуального предпринимателя в марте 2020 года -7 человек, в апреле - 5 человек, в мае - 6 человек.
Также согласно пояснений ГУ ПФР в гор. Сочи от 24.02.2021 N 03-919, судом первой инстанции было изучено и принято во внимание, что у ИП Мининой О.И. в марте 2020 года числилось - 6 человек; в апреле 2020 - 4 человека; в мае 2020 - 5 человек,.
Таким образом, количество работников в апреле уменьшилось на 2 человека, что противоречит условиям для включения получателя субсидии в реестр для перечисления, формируемый ФН России за апрель месяц.
Следовательно, субсидия за апрель в размере 72 780 руб. получена налогоплательщиком неправомерно.
Получатель субсидии был проинформирован 27.07.2020 о выявлении факта ошибочного получения субсидии, с рекомендацией осуществить возврат полученной суммы с указанием реквизитов.
Однако, предприниматель добровольно субсидию не возвратил.
Как следует из материалов дела, у ответчика отсутствуют основания для удержания субсидии в сумме 72 780 руб. за апрель 2020 г.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Апелляционная коллегия полагает, что условием признания денежных средств в качестве неосновательного обогащения на основании ст. 1102 ГК РФ является отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения. При этом у ответчика в данном случае отсутствовали правовые основания для получения субсидий, доказательств обратного ИП Мининой О.И. в ходе судебного разбирательства не было представлено.
В силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Часть 2 статьи 9 АПК РФ гарантирует каждому лицу, участвующему в деле, право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивает право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что требование истца в данной части подлежит удовлетворению на основании ст. 1102 ГК РФ в сумме 72 780 руб.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2021 по делу N А32-449/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-449/2021
Истец: ИФНС N 7 по Краснодарскому краю, Межрайонная ИФНС России N7 по Краснодарскому краю
Ответчик: Минина О И
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г-к Сочи Краснодарского края, Управление Пенсионного Фонда России в городе Сочи, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю в городе Сочи, Управления Федерального казначейства по КК
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8127/2022
28.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-24226/2021
08.11.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-449/2021
17.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-449/2021