г. Владивосток |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А51-16431/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Топаз",
апелляционное производство N 05АП-2153/2022
на решение от 25.02.2022
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-16431/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топаз" (ИНН 2517008000, ОГРН 1062506014988)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (ИНН 2538030581, ОГРН 1022501896438)
о признании незаконным решения об отказе в установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Восток-Владивосток-Восток", выраженного в письме от 02.09.2021 N 16/9243/8,
при участии:
от ООО "Топаз": адвокат Рябуш С.С. по доверенности от 12.02.2020, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката N 25/1927;
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края: Ярушкина Е.Е. по доверенности от 09.01.2020, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение, диплом N 4749.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Топаз" (далее - заявитель, общество, лицензиат, ООО "Топаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Министерство, Минтранс ПК) об отказе в установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Восток-Владивосток-Восток", выраженного в письме от 02.09.2021 N 16/9243/8.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Топаз" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.02.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на ошибочность вывода суда о том, что отказ мотивирован несоблюдением перевозчиком требований, установленных подпунктом б) пункта 2.13 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.10.2018 N 484-па. Считает, что вывод суда об отсутствии потребности в регулярных перевозках пассажиров по предполагаемому маршруту является необоснованным. Тот факт, что путь следования предполагаемого маршрута уже обеспечен маршрутами регулярных перевозок, по мнению апеллянта, не является доказательством отсутствия потребности в регулярных перевозках. В этой связи настаивает на непредставлении Министерством доказательств отсутствия потребности в регулярных перевозках пассажиров и багажа по предполагаемому маршруту. Ссылается на необоснованное отклонение судом представленных обществом доказательств, а именно писем администрации Востокского городского поселения, о наличии потребности в регулярных перевозках.
Министерство по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Министерства на доводы апелляционной жалобы возражал, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
ООО "Топаз" имеет лицензию N АК-25-000158 от 27.05.2019 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами; срок предоставления: бессрочно.
23.07.2021 ООО "Топаз" обратилось в Министерство с заявлением (вх. N 16-16065/8) об установлении нового межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Восток-Владивосток-Восток" с начальным остановочным пунктом "автокассы пгт Восток Красноармейского района Приморского края", конечным остановочным пунктом "автовокзал г. Владивостока", промежуточными остановочными пунктами "автокассы с. Новопокровка, г. Дальнереченска, остановка общественного транспорта с. Красный Кут, автовокзал г. Уссурийска", протяженностью в прямом направлении 622 км, в прямом и обратном направлении 1244 км, периодичность следования - ежедневно.
По результатам рассмотрения предложения общества Министерство подготовило ответ, оформленный письмом от 02.09.2021 N 16-9243/8, которым отказало в установлении маршрута на основании пункта 2.13 Порядка организации маршрутов для выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 11.10.2018 N 484-па.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "Топаз" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием, в удовлетворении которого отказано обжалуемым решением суда.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 вышеназванного Федерального закона порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона: 1) в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами; 2) в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных норм постановлением Администрации Приморского края от 11.10.2018 N 484-па "О реализации мероприятий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Приморского края" утвержден Порядок организации маршрутов для выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Приморского края (далее - Порядок N 484-па).
Согласно пункту 1.2 Порядка N 484-па организация маршрутов осуществляется органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.
Установление, изменение, отмена маршрутов осуществляется на основании решений комиссии по установлению, изменению, отмене маршрутов, принятых по результатам рассмотрения заявлений об установлении, об изменении, об отмене маршрута в соответствии с настоящим Порядком (пункт 2.5 Порядка).
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 22.10.2019 N 690-па, Минтранс ПК является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства Приморского края; Министерство осуществляет полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении.
Следовательно, Министерство является уполномоченным органом на установление, изменение, отмену маршрутов регулярных перевозок.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Топаз", являясь перевозчиком, направило в Министерство заявление об установлении нового межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Восток - Владивосток - Восток", по результатам рассмотрения которого Министерством принято решение об отказе в установлении испрашиваемого маршрута на основании пункта 2.13 Порядка N 484-па.
Оценивая правомерность оспариваемого отказа, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Процедура установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок на территории Приморского края урегулирована разделом II Порядка N 484-па.
Так, на основании пункта 2.1 Порядка маршрут устанавливается при соблюдении следующих условий:
а) начальный и (или) конечный остановочные пункты не совпадают с начальным и (или) конечным остановочными пунктами соответственно ранее установленных маршрутов и (или) промежуточные остановочные пункты устанавливаемого маршрута не совпадают более чем на половину с промежуточными остановочными пунктами ранее установленных маршрутов, сведения о которых включены в Реестр маршрутов;
б) наличие потребности в регулярных перевозках пассажиров и багажа по предлагаемому маршруту;
в) соответствие данного маршрута требованиям безопасности дорожного движения, установленным Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
г) соответствие технического состояния улиц, автомобильных дорог, по которым проходит данный маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений требованиям действующего законодательства.
Инициаторами установления, изменения и отмены маршрутов в силу пункта 2.6 Порядка N 484-па могут являться уполномоченный орган, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, уполномоченные участники договора простого товарищества, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом (далее - перевозчики).
В соответствии с пунктами 2.7. 2.8 Порядка N 484-па инициатор установления, изменения, отмены маршрута представляет в уполномоченный орган заявление в письменной форме, которое регистрируется уполномоченным органом в день поступления.
Заявление об установлении маршрута включает в себя следующие сведения:
а) об инициаторе: наименование, место нахождения (для органа местного самоуправления муниципального образования Приморского края, юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес, контактные телефоны, в случае если инициатор - перевозчик, то указываются номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом);
б) наименование маршрута в виде наименований населенных пунктов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
в) протяженность маршрута;
г) места нахождения остановочных пунктов по маршруту, а в случае если эти остановочные пункты расположены на территориях автовокзалов, автостанций, наименования и места расположения соответствующих автовокзалов, автостанций;
д) наименования улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами;
е) классы транспортных средств, максимальное количество транспортных средств каждого из таких классов, а также максимальные высота, ширина и полная масса транспортных средств каждого из таких классов;
ж) экологические характеристики транспортных средств;
з) планируемое расписание для каждого остановочного пункта по маршруту.
К заявлению об установлении маршрута прилагаются:
проект расписания движения по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
проект Паспорта маршрута, оформленный в соответствии с требованиями, содержащимися в приложении N 1 к настоящему Порядку;
технико-экономическое обоснование установления маршрута, которое должно содержать: сведения о потребности в регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом по предлагаемому маршруту; сведения о предполагаемом пассажиропотоке с указанием участков маршрута, на которых ожидаются максимальные значения пассажиропотока; обоснование ожидаемой экономической эффективности от установления маршрута (наличие или отсутствие экономической выгоды от предполагаемых перевозок); сведения об обеспечении на маршруте скоординированного движения транспортных средств с работой транспортных средств на маршрутах, частично или полностью совпадающих с маршрутом, а также с другими видами общественного пассажирского транспорта.
Согласно пункту 2.12 Порядка N 484-па непосредственное рассмотрение заявлений и документов об установлении, изменении, отмене маршрутов осуществляется на заседании постоянно действующей комиссии по установлению, изменению, отмене маршрутов (далее - комиссия), сформированной в соответствии с настоящим Порядком.
По результатам рассмотрения заявлений и документов об установлении, изменении, отмене маршрутов комиссия принимает соответствующее решение об установлении, изменении, отмене маршрута либо об отказе в его установлении, изменении, отмене маршрута.
Основания для отказа в установлении, изменении, отмене маршрута установлены в пункте 2.13 Порядка N 484-па:
а) заявление и прилагаемые документы об установлении, изменении, отмене маршрута не соответствуют требованиям, установленным пунктами 2.8 - 2.10 настоящего Порядка;
б) заявление об установлении, изменении, отмене маршрута и представленные к нему документы содержат недостоверные сведения;
в) отсутствуют условия и основания для установления, изменения, отмены маршрута, предусмотренные пунктами 2.1 - 2.4 настоящего Порядка соответственно.
Анализ представленных в материалы дела документов, в том числе уведомления об отказе от 02.09.2021, протокола рассмотрения заявления от 02.09.2021, с учетом обозначенной в процессе рассмотрения дела позиции Министерства показывает, что основанием для оспариваемого отказа явилось отсутствие потребности в регулярных перевозках пассажиров по предполагаемому маршруту (подпункт "б" пункта 2.1, подпункт "в" пункта 2.13 Порядка N 484-па).
Так, представленными Министерством доказательствами подтверждается, что по пути следования предполагаемого к установлению маршрута "Восток - Владивосток - Восток" осуществляют регулярные перевозки пассажиров следующие автотранспортные предприятия:
- ООО "Иман-авто" по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров N 102 "Восток-Новопокровка";
- ООО "Иман-авто" по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров N 531 "Новопокровка - Владивосток - Новопокровка";
- ООО "АВТО-КАБ" осуществляет регулярные перевозки по маршруту N 542 "Вострецово - Владивосток - Вострецово", проходя через остановочный пункт Новопокровка.
Таким образом, путь следования предлагаемого ООО "Топаз" маршрута уже обеспечен маршрутами регулярных перевозок пассажиров, и установление новых маршрутов по данному пути следования нецелесообразно, что также подтверждается письмами перечисленных автотранспортных предприятий, представленными в материалы дела.
Кроме того, по сведениям Министерства, в настоящее время из г. Владивостока в г. Дальнереченск (220 км от пгт Восток) проложен железнодорожный маршрут (от 4 поездов в день), а также курсирует рейс самолета DHC-6; в свою очередь, из г. Дальнереченска в пгт Восток можно добраться на вертолете Ми-8 согласно установленному расписанию полетов: по маршруту "Терней - Амгу - Максимовка - Усть-Соболевка - Светлая - Единка - Самарга - Восток - Дальнереченск" по четвергам (время прибытия в Восток - 13:58, вылет в Дальнереченск - 14:28), в обратном направлении по маршруту "Дальнереченск-Восток - Самарга - Единка - Светлая - УстьСоболевка - Максимовка - Амгу - Терней" по пятницам (время прибытия в Восток - 10:56, вылет в Самаргу - 11:26).
В этой связи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии условий и оснований для установления маршрута регулярных перевозок, предусмотренных пунктами 2.1-2.4 Порядка.
Вопреки доводам апеллянта, Министерство в порядке части 5 статьи 200 АПК РФ привело достаточные доказательства соответствия принятого отказа требованиям Порядка N 484-па.
Указание общества на то, что Министерство не проверило наличие потребности в испрашиваемом маршруте, подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 2.8 Порядка N 484-па именно на заявителе лежит обязанность представить сведения о потребности в регулярных перевозках.
В свою очередь, из представленных в дело доказательств следует, что, обращаясь с заявлением в Министерство, ООО "Топаз" приложило технико-экономическое обоснование установления маршрута "Восток-Владивосток-Восток", в разделе 2 которого изложило сведения о потребности в регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом по предлагаемому маршруту, в том числе сославшись на отсутствие транспортного сообщения общественным транспортом между пгт Восток и иными населенными пунктами Приморского края.
Между тем, указанное обстоятельство не нашло документального подтверждения материалами дела.
Письмо администрации Востокского городского поселения от 28.06.2021 N 1460 не может являться таким доказательством, поскольку оно не было приложено к поданному в Министерство заявлению. Кроме того, данное обращение не содержит конкретных сведений об объеме пассажиропотока.
Ссылка общества на письмо администрации Востокского городского поселения от 31.01.2022 также не может быть принята во внимание применительно к оценке правомерности оспариваемого отказа, поскольку указанное письмо составлено после оспариваемого отказа ввиду чего не могло быть учтено Министерством.
По изложенному, поскольку оспариваемое решение об отказе в установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок "Восток-Владивосток-Восток", выраженное в письме от 02.09.2021 N 16/9243/8, принято в пределах полномочий Министерства при наличии к тому правовых и фактических оснований, в связи с чем соответствует закону и не нарушает законные права и интересы ООО "Топаз", суд первой инстанции правомерно, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные заявителем при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.02.2022 по делу N А51-16431/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16431/2021
Истец: ООО "Топаз"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ