г. Пермь |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А60-57305/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя ООО "Котельные системы Урала" (ИНН 6674177799, ОГРН 1069674029050) - Редин Д.Г., паспорт, доверенность от 19.10.2021, диплом;
от заинтересованного лица Уральской электронной таможни (ИНН 6671087515, ОГРН 1186658051271) - Аманова А.К., удостоверение, доверенность от 13.12.2021, диплом, Быков А.Г., удостоверение, доверенность от 13.12.2021;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Котельные системы Урала"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2022 года
по делу N А60-57305/2021,
принятое судьей Колинько А.О.
по заявлению ООО "Котельные системы Урала"
к Уральской электронной таможне
о признании незаконными решения от 22.09.2021 и постановления о назначении административного наказания от 29.10.2021,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Котельные системы Урала" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральской электронной таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения от 22.09.2021 и постановления о назначении административного наказания от 29.10.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2022 в удовлетворении требования о признании незаконным решения о классификации товара в соответствии с Единой Товарной Номенклатурой Внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза, вынесенное Уральской Электронной Таможней 22.09.2021 N РКТ-10511000-21/000204 отказано. Постановление о назначении административного наказания по делу об административном нарушении от 29.10.2021 N 10511000-438/2021 признано незаконным и изменено в части административного наказания, административный штраф заменен на предупреждение.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что в основу решения положены пояснения заявителя в ходе проведения таможенного контроля, при этом считает их недопустимыми доказательствами, поскольку приведены таможенным органом не полностью, а в части, нужной заинтересованному лицу, запрос таможни не соответствовал требованиям пункта 5 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. При этом, по мнению заявителя, заинтересованное лицо не представило каких-либо доказательств, подтверждающих его позицию по делу, экспертиза товара таможней не производилась, в суде первой инстанции заинтересованное лицо отказалось ходатайствовать о проведении судебной экспертизы по делу. Заявитель указывает на то, что спорный товар (панель управления водогрейными котлами REX) правильно задекларирован по товарной позиции 8537 в соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД, поскольку товарная позиция 8537 наиболее полно описывает указанный товар. При этом, в нарушение требований АПК РФ, суд не оценил представленные в обоснование своей позиции доказательства. Ввиду изложенного заявитель считает, что в его действиях нет состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи с чем выводы суда в указанной части решения также являются несостоятельными.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя, принявший участие в заседании в режиме веб-конференции при содействии информационного ресурса "Картотека арбитражных дел", поддержал доводы жалобы, представители заинтересованного лица - доводы отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 20.09.2021 декларантом ООО "Котельные Системы Урала" с целью таможенного декларирования товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза из Италии на Уральский таможенный пост (ЦЭД) Уральской электронной таможни в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления", подана предварительная декларация на товары (далее - ДТ) с заявлением сведений о товарах, в том числе:
Товар N 3 - арт. QEST03110/панель управления к котлу REX-10 шт., устройства для автоматического управления температурой и расходом воды в водогрейных котлах REX (питание 230В), состоят из светового индикатора, 2 термостата регулировки котла, предохранительного термостата, термостата циркуляционного насоса системы, выключателя горелки, выключателя циркуляционного насоса системы, термометра котла). Запасные части для ранее ввезенных котлов REX. Производитель. "ICI CALDAIE SPA". Товарный знак ICI CALDAIE. Количество мест - 1 AG - 1. Страна происхождения - Италия. Код ТН ВЭД ЕАЭС - 8537109900. Вес нетто - 27.000 кг, вес брутто - 32 000 кг. Цена товара - 168-1.20 Евро. Таможенная стоимость -144 334,75 руб. РФ, НДС (20%) - 28 866,95 руб. РФ.
При контроле правильности заявленных сведений о классификационном коде товаров по ТН ВЭД ЕАЭС таможенным постом выявлены признаки недостоверных сведений о классификационном коде товара по ДТ.
22.09.2021 Уральским таможенным постом (ЦЭД) Уральской электронной таможни принято решение N РКТ-10511000-21/000204 об изменении классификационного кода товара N 3 на код ТН ВЭД ЕАЭС -- 9032 10 810 0, предусматривающий ставку ввозной таможенной пошлины в размере 5%.
22.09.2021 на основании РКТ-204 таможенным органом в адрес декларанта направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10511010/200921/0153883 по товару N 3 в графы: 31 "Грузовые места и описание товаров""; 33 "Код товара"; 47 "Исчисление платежей"; В "Подробности подсчета", установлен срок внесения изменений в пределах выпуска товаров - 02.10.2021.
25.09.2021 ООО "Котельные Системы Урала" представлена корректировка ДТ, согласно которой обществом внесены изменения в графы 33,47, "В", а также представлено заявление об отказе во внесении изменений в 31 графу.
02.10.2021 принято решение об отказе в выпуске товара N 3 (о чем имеется соответствующая отметка в графе "С" ДТ) в связи с невыполнением требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации (подпункт 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС, пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС).
29.10.2021 Уральской электронной таможней в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10511000-438/2021 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 330,05 руб.
Не согласившись с вынесенными таможней решением и постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оснований для удовлетворения заявленного требования в части признания незаконным решения таможни от 22.09.2021 суд не усмотрел. Также суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, однако заменил назначенный оспариваемым постановлением Таможни административный штраф на предупреждение.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Изучив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в декларации на товары подлежит указанию код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товара по форме, определенной законодательством государств -членов ЕАЭС о таможенном регулировании (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Евразийской экономической Комиссией (пункт 3 статьи 19 ТК ЕАЭС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф ЕАЭС, составной частью которого являются Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Согласно правилу 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД (утверждены Советом Евразийской экономической комиссии в составе ТН ВЭД ЕАЭС) названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2-5 Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis (в переводе с латинского - с заменой того, что подлежит замене; с учетом соответствующих; с изменениями, вытекающими из обстоятельств; с необходимыми изменениями), положениями правил 1-5 Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В силу ОПИ 1, для целей классификации юридическое значение имеет текст товарной позиции.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07 ноября 2017 г. N 21 государствам - членам Евразийского экономического союза рекомендовано применять прилагаемые к Рекомендациям пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС). Согласно Рекомендации Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Пояснения) - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В заявленной декларантом товарной позиции 8537 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются: "Пульты, панели, консоли, столы, распределительные щиты и основания для электрической аппаратуры прочие, оборудованные двумя или более устройствами товарной позиции 8535 или 8536, для управления или распределения электрического тока, в том числе включающие в себя приборы или устройства группы 90 и цифровые аппараты управления, кроме коммутационных устройств товарной позиции 8517".
Исходя из наименования товарной позиции, являющейся юридически значимой в силу ОПИ 1 ТН ВЭД, основное назначение товаров, входящих в нее - управление или распределение электрического тока.
Из представленных декларантом пояснений следует, что "панель управления котлом REX" предназначена для автоматического управления температурой и расходом воды, т.е. выполняет функцию, отличную от функции управления или распределение электрического тока.
В ходе проведения таможенного контроля, 20.09.2021 в адрес декларанта направлены запросы о предоставлении дополнительных документов и сведений.
По результатам рассмотрения представленных документов и пояснений установлено:
- ввозимый товар имеет торговое (коммерческое) наименование "панель управления котлов";
- не является стандартной комплектацией котла, является дополнительной опцией (стр. 17,18 Технического руководства к стальным герметичным котлам).
Также следует, что "панель управления котлом REX" предназначена для автоматического управления температурой и расходом воды, т.е. выполняет функцию, отличную от функции управления или распределение электрического тока.
В товарную позицию 9032 ТН ВЭД ЕАЭС (классифицированную таможенным органом) включатся: "Приборы и устройства для автоматического регулирования или управления".
В соответствии с примечанием 7 (а) к группе 90 "Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности", в товарную позицию 9032 включаются только: приборы и устройства для автоматического регулирования расхода, уровня, давления или других переменных параметров жидкостей или газов или для автоматического регулирования температуры, независимо от того, основано или нет их действие на электрическом явлении, изменяющемся в соответствии с параметром, подлежащим регулированию, которые сконструированы для того, чтобы приводить этот параметр к требуемой величине и удерживать его, стабилизируя от возмущений, постоянно или периодически измеряя действительную величину.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 9032:
Аппаратура для автоматического управления для жидкостей или газов и аппаратура для автоматического управления температурой составляет часть полностью укомплектованных систем автоматического управления и состоит из следующих устройств:
(A)Устройство для измерения регулируемой переменной (давления или уровня в баке, температуры в помещении и т.д.); в некоторых случаях простое устройство, которое чувствительно к изменениям переменной (металлического или биметаллического стержня, камеры или силъфона, содержащего расширяющуюся жидкость, поплавка и т.д.), может быть использовано вместо измерительного устройства.
(Б)Управляющее устройство, которое сравнивает измеряемую величину с нужным значением и включает устройство, описанное в пункте (В).
(B)Пусковое, останавливающее или исполнительное устройство.
- Термостаты - устройства, используемые для автоматического управления температурой. Главными компонентами термостата являются:
(1)Элемент, чувствительный к изменению температуры, действие которого может зависеть от следующих факторов: изменения формы биметаллической полоски (прямой, U-образной или спиралевидной и т.д.); давления пара жидкости; расширения жидкости или металлического стержня; электрического сопротивления или термопары.
В термостатах с биметаллической полоской, последняя устанавливается внутри плунжерной трубки или в корпусе. В термостатах с металлическим стержнем он устанавливается в плунжерной трубке. В термостатах на основе давления пара или жидкостных термостатах чувствительный элемент может состоять из складной мембраны, заключающей в себе жидкость, или системы, содержащей мембрану, капиллярную трубку и колбу или колено.
(2)Барабан, диск или другое устройство для предварительного задания нужной температуры.
(3)Включающее или срабатывающее устройство, которое состоит главным образом в зависимости от типа используемой передачи (механической, электрической или с рабочей жидкостью) из системы рычагов, пружин и т.д., клапана или электрического переключателя. Это устройство включает сигнал или приспособление (обычно дистанционно), такие как клапан подачи пара или горячей воды, горелка котла, воздушный кондиционер, вентилятор и т.д., которые регулируют температуру.
Термостаты используются, в частности, для управления температурой в домах или других зданиях, в печах, плитах, котлах, водяных нагревателях, установках для хранения в холоде, дымоходах и газоходах, паровых аппаратах или шкафах и в другом промышленном или лабораторном оборудовании.
Проанализировав представленные декларантом документы, таможенным органом установлено, что:
- с помощью "панели управления" производится функция включения и выключения котла в работу с помощью выключателей горелки и выключателя циркуляции 1 (соответствует пункту (В) и (3) Пояснений к товарной позиции 9032);
- панель управления управляет работой котла в автоматическом режиме с помощью термостатов (соответствует тексту товарной позиции 9032 ТН ВЭД);
- на панели имеется термометр, с помощью которого визуально контролируется температура котла (что подтверждает наличие элемента, чувствительного к изменению температуры - соответствует пунктам (А) и (1) Пояснений к товарной позиции 9032);
- рабочим термостатом TR2 устанавливается температура отопительной воды + Регулирующие термостаты (TR1 и TR2) имеют рабочее поле от 55°С до 1 10°С и настраиваются пользователем посредством передней рукоятки управления (стр. 14 Мануал-REX...) (соответствует пункту (2) Пояснений к товарной позиции 9032);
- термостаты представляют собой реле, соединенные с жидкостными датчиками температуры, Реле замыкают и размыкают электрические цепи котла в зависимости от температуры в котле. Датчики температуры устанавливаются в котел и соединены с реле капиллярными трубками (соответствует пунктам (Б) (В), (1) и (3) Пояснений к товарной позиции 9032).
Согласно вышеизложенным Пояснениям к товарной позиции 9032 аппаратура для автоматического управления температурой состоит из этих трех устройств, образующих единое целое, или в соответствии с примечанием 3 к данной группе -функциональный узел, что подтверждается представленными чертежами все элементы устройства, выполняющие функции, указанные в Пояснениях собраны в единый функциональный узел являются термостатом в терминологии ТН ВЭД.
Производителем товар идентифицируется как "панель управления".
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения", утвержден Порядок заполнения декларации на товары (далее - Порядок заполнения ДТ).
Согласно подпункту 29 пункта 15 Порядка заполнения граф декларантом, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для идентификации и отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Сведения, заявляемые в данной графе: наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.
В соответствии с ОПИ 1, товар отнесен таможенным органом к товарной позиции 9032 ТН ВЭД ЕАЭС, в которую включаются "Приборы и устройства для автоматического регулирования или управления" Описание товара, указанное при подаче ДТ, содержит указанный классификационный признак.
Детализация товарной позиции 9032 ТН ВЭД представлена в следующем виде: 903210 термостаты: 9032102000 электронные прочие:
9032108100 с электрическим пусковым устройством
9032108900 прочие
9032200000 маностаты
приборы и устройства прочие:
9032810000 гидравлические или пневматические
9032890000 прочие.
На уровне субпозиции (6 знаков) в товарной позиции 9032 классифицируются четыре типа устройств: термостаты, маностаты, приборы и устройства гидравлические или пневматические, приборы и устройства прочие, т.е. для целей классификации, в рамках применения ОПИ 6 необходимо применить ОПИ 1.
В соответствии с установленным по представленным документам принципу действия и назначению, товар, в терминологии ТН ВЭД, представляет собой термостат.
Термостаты, с учетом приведенной выше детализации могут классифицироваться в трех субпозициях:
- 9032102000 термостаты электронные;
- 9032108100 термостаты прочие (например, неэлектронные) с электрическим пусковым устройством;
- 9032108900 термостаты прочие (например, неэлектронные с механическим пусковым устройством).
Таким образом, в соответствии с ОПИ 6, для детализации товара на уровне подсубпозиции (10 знаков), необходимы сведения о типах термостата и пускового устройства.
Согласно представленному Пояснению по товару N 3, ввезенный товар является неэлектронным устройством, оснащенным электрическим пусковым устройством (...Реле замыкают и размыкают электрические цепи котла в зависимости от температуры в котле) - указанная информация в графе 3 1 при подаче ДТ отсутствовала.
С учетом изложенного, юридически значимой информацией, для целей идентификации и отнесения товара к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (согласно Порядку заполнения ДТ) является описание - "термостат неэлектронный с электрическим пусковым устройством, предназначен для автоматического регулирования температуры в водогрейных котлах", соответственно, данные сведения должны быть отражены в графе 3 1 ДТ.
Таким образом, по результатам таможенного контроля в соответствии с ОНИ N N 1, 6 Уральской электронной таможней принято решение от 22.09.2021 о классификации товара N 3 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N РКI -10511000-21/000204, согласно которому товару присвоен код по ТН ВЭД ЕАЭС - 9032 10 810 0.
Принятое РКТ соответствует по форме и содержанию требованиям приказа ФТС России от 31.01.2019 N 156 "Об утверждении формы решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, формы решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, порядков их заполнения, а также порядков и сроков принятия указанных решений".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования в части признания незаконным решения таможни от 22.09.2021.
Доводы жалобы на указанную часть решения отклоняются.
Так, заявитель считает, что в основу решения положены пояснения заявителя, представленные в ходе таможенного контроля, не являющиеся допустимым доказательством по делу.
Между тем, при таможенном контроле должностным лицом таможенного органа установлено, что декларантом ООО "Котельные системы Урала" для подтверждения классификационных признаков представлено техническое руководство к стальным герметичным котлам REX б/н от 11.10.2019.
Проанализировав представленное техническое руководство, должностным лицом таможенного поста выявлены признаки, свидетельствующие о том, что описание товара в графе 31 и код ТН ВЭД в графе 33 декларации на товары должным образом не подтверждены и могут являться недостоверными, поскольку в соответствии с принципом действия товар мог относиться к товарной позиции 9032 ТН ВЭД ЕАЭС - аппаратура для автоматического управления.
Пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В целях установления характеристик товара, влияющих на его классификацию, а именно компонентный состав и выполняемые компонентами функции, 20.09.2021 декларанту направлен Запрос о представлении документов, в котором указано на необходимость представления следующей информации:
1. Имеется ли в составе товара N 3:
(1) Элемент, чувствительный к изменению температуры, какой именно?
(2) Устройство для предварительного задания нужной температуры, какое именно?
(3) Включающее или срабатывающее устройство, которое включает/отключает горелки котла.
2. Каким образом товар N 3 регулирует расход воды?
3. Является ли товар N 3 электронным устройством?
Наличие вышеуказанных компонентов в рассматриваемом товаре, в силу пункта 5 статьи 325 и является перечнем признаков, подтверждающем недостоверность заявленных сведений.
Согласно запросу таможенного органа затребованные пояснения направлены на разъяснение содержания технической документации, в целях исключения двоякого толкования функциональных особенностей, необходимых для отнесения товара к одному десятизначному коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Представленные пояснения наряду с технической документацией были приняты во внимание таможенным органом при принятии оспариваемого решения.
Соответствующий довод апеллянта о недопустимости представленных пояснений в качестве доказательства по делу несостоятелен.
Суд также отклоняет довод жалобы о том, что заинтересованное лицо не представило каких-либо доказательств, подтверждающих позицию по делу.
В декларации на товары подлежат указанию сведения:
- о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой (пп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС);
- о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары (подпункт 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС);
При принятии оспариваемого решения о классификации товара, таможенный орган руководствовался документами, представленными декларантом, как при таможенном декларировании, так и в рамках проводимого таможенного контроля. Именно анализ представленных документов (техническое руководство, пояснения) и сведений, заявленных в декларации на товары, позволил таможенному органуустановить противоречия.
В ходе проведения предварительного судебного заседания, судом первой инстанции предложено рассмотреть вопрос о проведении судебной экспертизы, что отражено в определении арбитражного суда Свердловской области от 23.12.2021.
Согласно положениям статьи 82 АПК РФ, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Между тем оснований для заявления соответствующего ходатайства заинтересованное лицо не усмотрело, поскольку, по его мнению, вся необходимая информация для принятия решения о классификации товара декларантом была представлена.
При этом, общество, полагая, что для установления существенных для дела обстоятельств необходимо проведение экспертизы, не было лишено возможности заявить соответствующее ходатайство, представить сведения об организации имеющей возможность для проведения экспертизы, а также список вопросов, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы.
Кроме того заявитель жалобы считает, что при принятии решения судом не исследована часть доказательств, представленных Заявителем, а именно, не дана оценка сертификатам соответствия.
Между тем сертификат соответствия не является документом, необходимым для целей классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, поскольку имеет совершенно иное назначение - подтверждает соответствие товара установленным требованиям безопасности. Кроме того, сведения, содержащие в сертификате о соответствии, носят информативный характер и не влияют на классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, что подтверждается пунктом 4 статьи 20 ТК ЕАЭС, коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров. Вышеуказанный документ требуются при ввозе товаров, на которые распространяются требования технических регламентов ТС/ЕАЭС, а также при их обращении и использовании на территории ТС/ЕАЭС.
Также заявитель считает, что и представленным им электрической схеме и техническому руководству судом оценка не дана, по мнению заявителя, данные документы подтверждают, что товар осуществляет функцию распределения и управления электрическим током.
Однако, как правильно установлено судом, товар исходя из конструктивного исполнения и выполняемой функции, является термостатом, используемым для автоматического управления температурой. Товарная позиция 9032 ТН ВЭД ЕАЭС и соответствующие Пояснения к ней не содержит ограничений по способу реализации данной функции - например, в Пояснениях указано:
- включающее или срабатывающее устройство, которое состоит главным образом в зависимости от типа используемой передачи (механической, электрической или с рабочей жидкостью) из системы рычагов, пружин и т.д., клапана или электрического переключателя. Это устройство включает сигнал или приспособление (обычно дистанционно), такие как клапан подачи пара или горячей воды, горелка котла, воздушный кондиционер, вентилятор и т.д., которые регулируют температуру.
Из пояснений декларанта от 21.09.2021 следует, что термостаты представляют собой реле, соединенные с жидкостными датчиками температуры. Реле замыкают и размыкают электрические цепи котла в зависимости от температуры в котле - т.е. электрический ток распределяется, но данное распределение преследует одну цель - автоматическую регулировку температуры.
Доводы заявителя о том, что рассматриваемый товар может быть отнесен к двум равнозначным позициям, в силу вышеизложенного являются необоснованными.
Кроме того, в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД в случае, если имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется в том числе с учетом следующего: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием (Правило 3 (а)); товары, классификация которых не может быть осуществлена, в том числе в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (Правило 3 (в)).
Примененная таможенным органом классификация соответствует товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Доводы жалобы о том, что в действиях ООО "Котельные Системы Урала" нет состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения таможенным органом, что также подтверждается материалами дела об административном правонарушении и установлено судом первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Полномочия таможенных органов на рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрены статьей 23.8 КоАП РФ, таким образом, постановление вынесено уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Согласно части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по декларированию товара.
Объектом административного правонарушения является установленный порядок декларирования и таможенного оформления товара, а объективную сторону данного правонарушения составляет заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
Материалами дела установлено и заявителем жалобы не опровергнуто, что вследствие недостоверного описания товара обществом неверно произведена классификация товара, что, соответственно, повлекло неверный выбор ставок таможенных пошлин и занижение подлежащих уплате пошлин и налогов.
Таким образом, в действиях заявителя установлено и доказано событие и объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктами 16 и 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушении" установлено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован таможенными органами в ходе производства по делу об административном правонарушении и при рассмотрении жалобы, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении по административному делу.
Вина ООО "Котельные Системы Урала" выражается в том, что общество имело и правовую, и реальную возможность заявить в ДТ достоверные сведения об описании товара, но не предприняло для этого необходимых мер.
Являясь участником внешнеэкономической деятельности, общество обязано было надлежащим образом применять положения ОПИ, Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС и правильно классифицировать ввозимый товар.
Материалами дела подтверждается, что заявленные обществом сведения о характеристиках товара не соответствуют фактическим сведениям о его характеристиках, установленным в ходе проведения таможенного контроля.
Оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений судами не установлено, поскольку в данном случае соблюдение требований таможенного законодательства обеспечивает соблюдение требований экономической безопасности государства.
Между тем, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд посчитал возможным заменить наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Ссылка заявителя на судебную практику по иным делам не может быть принята во внимание, так как круг обстоятельств, установленных в иных делах, а также предметы заявленных требований различны, иные судебные акты не являются преюдициальными по отношению к рассматриваемому делу.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя в сумме 1 500 руб. согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная сумма государственной пошлины (1 500 руб.) подлежит возврату в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2022 года по делу N А60-57305/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Котельные системы Урала" (ИНН 6674177799, ОГРН 1069674029050) из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18.02.2022 N 115.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57305/2021
Истец: ООО КОТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УРАЛА
Ответчик: УРАЛЬСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ