г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А40-141274/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Таскор"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2022 по делу N А40-141274/21,
по заявлению ООО "Таскор"
к Минприроды России
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: Осколков М.А. по доверенности от 24.08.2021;
от заинтересованного
лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Таскор" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минприроды России о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении п. 5 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и обязании привести Положение о национальном парке Куршская коса, утвержденное приказом Минприроды России от 09.11.2012 N 380, в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территория"), в течении 30 дней с момента вступления решения в законную силу (с учетом принятых уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Таскор" является Арендатором земельного участка с КН 39:05:020402:5 общей площадью 70 400 кв. м. расположенного по адресу: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, п Лесной, т/б "Дюны".
В соответствии с данными из ЕГРН (выписка 31 июля 2019 г. N КУВИ001/2019-18832894) земельный участок с КН 39:05:020402:5 имеет следующие характеристики: Площадь - 70 400 +/- 93 кв. м.; Адрес - Калининградская обл., р-н Зеленоградский, п Лесной, т/б "Дюны"; Категория земли - земли лесного фонда; Разрешенное использование - под строительство очистных сооружений.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1.3. Договора N ФС-2009/04-26 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 08 апреля 2009 года (далее по тексту - Договор), и кадастрового паспорта от 30.08.2011 г. N 39/11-ВСЗУ-75353 земельный участок с КН 39:05:020402:5 имеет следующие характеристики: Площадь - 70 400 +/- 0 кв. м.; Адрес - Калининградская обл., р-н Зеленоградский; Категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; Разрешенное использование - под базу отдыха;
На основании п. 3.1.1 Договора, Арендатор обязан: использовать земельный участок с кадастровым номером 39:05:020402:5 исключительно для целей, обозначенных в п.1.3. Договора (под базу отдыха).
В соответствии с данными из ЕГРН (выписка 31 июля 2019 г. N КУВИ001/2019-18832894) в пределах земельного участка с КН 39:05:020402:5 расположены следующие объекты недвижимости: - Спальный корпус N52 - КН 39:05:020402:53, общей площадью: 98,5 кв. м., расположенный по адресу: Калининградская область, р-н Зеленоградский, п Лесной, Турбаза "Дюны", спальный корпус N52; - Спальный корпус N 53 - КН 39:05:020402:54, общей площадью: 90,1 кв. м., расположенный по адресу: Калининградская область, р-н Зеленоградский, п Лесной, Турбаза "Дюны", спальный корпус N53; Спальный корпус N54 - КН 39:05:020402:62, общей площадью: 73,2 кв. м., Расположенный по адресу: Калининградская область, р-н Зеленоградский, п Лесной, Турбаза "Дюны", спальный корпус N54; Спальный корпус N55 - КН 39:05:020402:72, общей площадью: 81,90 кв. м., Расположенный по адресу: Калининградская область, р-н Зеленоградский, п Лесной, Турбаза "Дюны", спальный корпус N55; Спальный корпус N56 - КН 39:05:020402:61, общей площадью: 92 кв. м., расположенный по адресу: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, п Лесной, спальный корпус N56; Спальный корпус N57 - КН 39:05:020402:73, общей площадью: 161,7 кв. м., Расположенный по адресу: Калининградская область, р-н Зеленоградский, п Лесной, Турбаза "Дюны", спальный корпус N57; Бар у моря - КН 39:05:020402:74, общей площадью: 61,8 кв. м., расположенный по адресу: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, п Лесной, Турбаза "Дюны".
Согласно п. 1.4 Договора аренды указанный земельный участок расположен в границах национального парка "Куршская коса".
В силу пункта 5 статьи 2 и пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
В силу пункта 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства устанавливаются в градостроительном регламенте. При этом градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Использование земель или земельных участков расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно ч. 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055- р национальный парк "Куршская коса" отнесен к ведению Минприроды России.
На основании подпункта 5.2. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219: "На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: 5.2.69. положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения".
На территории Национального парка "Куршская коса" действует Положение о национальном парке "Куршская коса", утвержденное Приказом Минприроды России от 09.11.2012 N 380. В Положении о национальном парке "Куршская коса", утвержденном приказом Минприроды России от 09.11.2012 N 380, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не установлены.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации": "Положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 1 сентября 2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июля 2020 года".
Как следует из заявления заявителя, и на чем настаивал по доводам апелляционной жалобы представитель Общества в суде апелляционной инстанции, до настоящего времени, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не исполнило п. 5 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и не привело Положение о национальном парке "Куршская коса", в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территория").
14 мая 2021 года ООО "Таскор" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с заявлением о приведении Положения о национальном парке "Куршская коса", утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2012 N 380, в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях).
Ответ из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не получен.
Как пояснил представитель Общества в суде апелляционной инстанции, без внесения изменений в Положение о национальном парке "Куршская коса", утвержденное приказом Минприроды России от 09.11.2012 N 380, ООО "Таскор" лишено возможности привести в соответствие разрешенное использование земельного участка с КН 39:05:020402:5 указанное в ЕГРН, разрешенному использованию указанному в Договоре NФС-2009/04-26 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 08 апреля 2009 года.
По мнению заявителя, своим бездействием Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации нарушает права ООО "Таскор" на использование земельного участка с КН 39:05:020402:5 в соответствии с условиями Договора N ФС-2009/04-26 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 08 апреля 2009 года.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований Обществу, ввиду следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, предметом рассмотрения настоящего дела фактически является проверка Положения о национальном парке "Куршская коса" на соответствие нормативным правовым актам, имеющим юридическую силу.
Пунктом 5.2.69 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, предусмотрено, что Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках.
Приказ Минприроды России от 09.11.2012 N 380 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.12.2012, регистрационный номер 26255, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 5, 04.02.2013.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно учтено, что заявителем выбран неверный способ защиты своего права, которое он полагает нарушенным.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2022 по делу N А40-141274/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141274/2021
Истец: ООО "ТАСКОР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ