г. Санкт-Петербург |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А56-77557/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пряхиной Ю.В.
судей Кротова С.М., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Я.А. Васильевой,
при участии:
от истца: представитель И.О. Киреева по доверенности от 21.12.2021 (посредством онлайн связи);
от ответчика: представитель Ю.И. Губин по доверенности от 19.05.2021 (посредством онлайн связи);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7245/2022) общества с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги Пскова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2022 по делу N А56-77557/2021 (судья Сурков А.А.),
по иску Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова федерального дорожного агентства"
к обществу с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги Пскова"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова федерального дорожного агентства" (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги Пскова" (далее - ответчик, ООО "АДП", Общество) о взыскании 672152 руб. неустойки за ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по государственному контракту от 16.04.2018 N 31/18/501473.
Решением от 22.02.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобах основаниям, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на то, что ответственность за нарушение сроков завершения отдельных этапов работ (промежуточных сроков) контрактом не установлена; все работы по контракту выполнены подрядчиком и приняты заказчиком в установленный срок, то есть до 15.11.2018; в период просрочки не включается период приемки работ по контракту; начисленная неустойка (пени) по государственному контракту от 16.04.2018 N 31/18/501473 подлежит списанию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Ответчик в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен государственный контракт от 16.04.2018 N 31/18/501473 (далее - Контракт), по которому подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по текущему ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: Ремонт моста через реку Алоль на км 450+268 автомобильной дороги Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия, Псковская область (далее - Объект) в качестве генерального подрядчика, а заказчик принял на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Подрядчик обязуется выполнить все работы по текущему ремонту объекта, указанного в пункте 1.1 контракта, в соответствии с условиями настоящего контракта (пункт 1.2).
Подрядчик обязуется в соответствии с контрактом завершить все работы и сдать в установленном порядке Объект, пригодный для эксплуатации, в сроки, установленные пунктом 5.1 контракта (пункт 1.4).
Существенными условиями контракта для сторон, в том числе, являются: цена, сроки, качество работ, сроки предоставления гарантии качества (пункт 1.6).
Цена контракта составляет 27428268 руб. (пункт 3.1).
Календарные сроки выполнения работ и сроки завершения отдельных видов работ определяются Календарным графиком производства работ (Приложение N 1 к контракту). Начало работ - со дня подписания государственного контракта; окончание работ - 15.11.2018 (пункт 5.1).
В соответствии с Календарным графиком производства работ сторонами были установлены следующие промежуточные сроки выполнения видов этапов работ:
- нанесение временной дорожной разметки - 01.09.2018,
- разборка мостового полотна - 15.09.2018,
- разборка укреплений конусов - 01.10.2018,
- разборка упоров конусов - 01.10.2018,
- демонтаж водоотводных лотков - 01.10.2018,
- изготовление и доставка плит пролетных строений - 01.10.2018,
- пескоструйная очистка железобетонных поверхностей балок пролетных строений - 01.10.2018,
- устройство плиты пролетного строения - 15.10.2018,
- изготовление и доставка плит перильного ограждения - 01.09.2018.
В соответствии с пунктом 8.1 контракта подрядчик обязан выполнить все работы по текущему ремонту Объектов в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и приложениями к нему и сдать Объект заказчику с качеством, соответствующим условиям настоящего контракта и приложений к нему.
Порядок приемки работ согласован сторонами в разделе 9 контракта.
В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом подрядчик уплачивает заказчику пеню за каждый день просрочки исполнения обязательств в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных подрядчиком, в том числе за нарушение подрядчиком срока окончания работ (пункт 11.2.4).
В обоснование исковых требований истец ссылается на наличие просрочки в выполнении ответчиком работ по договору, а именно:
- согласно Акту о приемке выполненных работ от 15.11.2018 N 6 (форма КС-2) работа по подпункту N 11 Приложения N 1 Контракта выполнена 15.11.2018, соответственно, просрочка по указанной работе составляет 75 дней.
- согласно Акту о приемке выполненных работ от 15.11.2018 N 6 (форма КС-2) работа по подпункту N18 Приложения N1 Контракта выполнена 15.11.2018, соответственно, просрочка по указанной работе составляет 61 день.
- согласно Акту о приемке выполненных работ от 15.11.2018 N 6 (форма КС-2) работа по подпунктам N22, N23, N24 Приложения N1 Контракта выполнена 15.11.2018, соответственно, просрочка по указанным работам составляет 45 дней.
- согласно Акту о приемке выполненных работ от 15.11.2018 N 6 (форма КС-2) работа по подпункту N36 Приложения N1 Контракта выполнена 15.11.2018, соответственно, просрочка по указанной работе составляет 31 день.
- согласно Акту о приемке выполненных работ от 17.08.2018 N 3 (форма КС-2) работа по подпункту N30 Приложения N1 Контракта выполнена 17.08.2018, соответственно, просрочка по указанной работе составляет 6 дней.
- согласно Акту о приемке выполненных работ от 15.10.2018 N 5 (форма КС-2) работа по подпункту N32 Приложения N1 Контракта выполнена 15.10.2018, соответственно, просрочка по указанной работе составляет 14 дней.
- согласно Акту о приемке выполненных работ от 15.10.2018 N 5 (форма КС-2) работа по подпунктам N68 Приложения N1 Контракта выполнена 15.10.2018, соответственно, просрочка по указанной работе составляет 44 дня.
В связи с тем, что работы в установленный контрактом срок выполнены не были, Учреждением в адрес Общества была направлена претензия от 24.06.2021 N 4287 с требованием об оплате неустойки за нарушение сроков исполнения своих обязательств по Контракту.
Так, в обоснование исковых требований Учреждение указало на то, что в соответствии с актами о приемке выполненных работ от 17.08.2019 N 3, от 15.10.2018 N 5, от 15.11.2018 N 6 (унифицированная форма КС-2), подписанных заказчиком и подрядчиком, с учетом календарного графика производства работ (Приложение N 1 к Контракту) имеется просрочка по отдельным видам работ.
По расчету истца размер неустойки, начисленной в порядке пункта 11.2.4 контракта по состоянию на 15.11.2018, составил 627152 руб.
Поскольку ответчик в добровольном порядке указанные денежные средства не оплатил, истец обратился с настоящим иском в суд.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, в связи со следующим.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
Отношения, связанные с Контрактом, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса).
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Факт заключения контракта, выполнения ответчиком работ с нарушением согласованных сторонами сроков их выполнения, подтверждается материалами дела.
Истец начислил ответчику 627152 руб. неустойки в порядке пункта 11.2.4 контракта по состоянию на 15.11.2018.
Суд первой инстанции, установив факт просрочки исполнения ответчиком взятых на себя обязательств, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции полагает отсутствующими основания для удовлетворения требований Учреждения о взыскании неустойки, в связи со следующим.
Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
В силу подпункта "а" пункта 3 Правил N 783 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591), если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта.
Как предусмотрено подпунктом "в" пункта 3 Правил N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней). При этом, согласно подпункту "в" пункта 5 Правил N 783 основанием для принятия решения о списании неустойки является исполнение поставщиком обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 783 основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783, является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом.
В силу пункта 4 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
По смыслу вышеприведенных положений, государственный (муниципальный) заказчик обязан произвести списание сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах государственного (муниципального) контракта по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 годах, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта.
Указанное правило применяется и к иным периодам ненадлежащего исполнения контракта по аналогии закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242, при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
В соответствии с пунктом 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
Поскольку работы по контракту были выполнены ответчиком с нарушением промежуточных сроков отдельных видов работ в 2018 году, согласно актам о приемке выполненных работ от 17.08.2018, от 15.10.2018, от 15.11.2018, а также справками о стоимости выполненных работ и затрат, начисленная неустойка составляет менее 5% цены контракта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости списания спорной неустойки на основании подпункта "а" пункта 3 Правил N 783.
Таким образом, в удовлетворении требований надлежит отказать.
Расходы по госпошлине распределяются судом в порядке статьи 110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, как вынесенное при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в отсутствие нарушения норм процессуального права, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2022 по делу N А56-77557/2021 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова федерального дорожного агентства" в пользу ООО "Автомобильные дороги Пскова" 3000 руб. расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Пряхина |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77557/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ТРАНСПОРТНОГО ОБХОДА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: ООО "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ПСКОВА"