28 апреля 2022 г. |
Дело N А84-5136/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Чайка" - Чистяковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 января 2022 года по делу N А84-5136/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Чайка" об оспаривании действий Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
02.08.2021 по почте общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Чайка" (ОГРН:1209200002406, л.д. 23-28 т. 1, далее - ООО "СЗ "Чайка" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) с заявлением о признании незаконными действий по выдаче 30.04.2021 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН: 1149204007083, далее - Департамент архитектуры) градостроительного плана земельного участка N РФ-92-1-02-0-00-2021-0873 (далее - ГПЗУ) с указанием зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений двумя небольшими зонами (л.д. 8-11, 70 т. 1).
Требования обоснованы тем, что действия по выдаче ГПЗУ не соответствуют закону, Плану детальной планировки района парка Победы; незаконно ограничивают права заявителя на застройку арендованного земельного участка.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, действия Департамента архитектуры в части указанных в ГПЗУ границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, признаны незаконными; на Департамент архитектуры возложена обязанность выдать заявителю ГПЗУ на земельный участок КН: 91:02:001016:3 в соответствии с требованиями приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" и с учетом требований пункта 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП; с Департамента архитектуры в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 165-173 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что указанные в ГПЗУ границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, не соответствуют Плану детальной планировки района парка Победы, и нарушают права заявителя на строительство объекта на арендованном земельном участке.
Департаментом архитектуры подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением норм материального права (л.д.5-8 т.3)
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ООО "СЗ "Чайка" с доводами апелляционной жалобы не согласно, приводя мотивы, аналогичные доводам заявления об оспаривании действий Департамента (л.д. 25-29 т.3).
В судебном заседании (с перерывом с 14 по 21 апреля 2022 года) представитель ООО "СЗ "Чайка" против доводов апелляционной жалобы возражала, просила судебный акт оставить без изменений.
Представитель Департамента архитектуры в судебное заседание не явился.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда Департамент архитектуры извещен определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 04.03.2022, копию которого получил по почте, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 1-3 т.3).
05.03.2022 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 15.04.2022 о перерыве в судебном заседании с 14 по 21 апреля 2022 года опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д.4 т.3).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося участника судебного разбирательства.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в их совокупности и установил следующие обстоятельства.
Первоначально право аренды земельным участком площадью 27.041кв.м., расположенным по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Летчиков, 3, предоставлено ООО "Апогей" (ИНН Украины : 9201501613, ОГРН РФ : 1149204070278) по договору от 14.06.2004 с Севастопольским городским советом, в который по соглашению сторон вносились изменения (л.д. 10-30 т. 2); 15.03.2018 в порядке переоформления ранее возникшего права аренды между ДИЗО г. Севастополя и ООО "Апогей" заключен договор аренды этого земельного участка КН: 91:02:001016:3, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Летчиков, 3-В, предоставленного в аренду с видом разрешенного использования - код 5.2.1 "Туристическое обслуживание"; 15.06.2018 осуществлена государственная регистрация права в ЕГРН за N 91:02:001016:3-91/001/2018-1 (л.д. 3-6 т. 2).
21.11.2018 в ЕГРН внесены сведения о разделе земельного участка КН: 91:02:001016:3 на земельные участки: площадью 24.627кв.м. КН: 91:02:001016:3 и площадью 2.414кв.м., а КН: 91:02:001016:244 (под существующем нежилым зданием КН: 91:02:001002:987).
17.06.2019 по заключённому между ООО "Апогей" и ООО "Горизонт" договору права и обязанности арендатора земельного участка площадью 24.627кв.м. КН: 91:02:001016:3, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Летчиков, 3-В, перешли к ООО "Горизонт"; 29.08.2019 в ЕГРН за N 91:02:001016:3-91/001/2018-1 осуществлена государственная регистрация перехода прав и обязанностей к новому арендатору (л.д. 7-9 т. 2).
14.07.2020 по заключённому между ООО "Горизонт" и ООО "СЗ "Чайка" договору права и обязанности арендатора земельного участка площадью 24.627кв.м., КН: 91:02:001016:3, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Летчиков, 3-Г, разрешенное использование - код 5.2.1 "Туристическое обслуживание" перешли к ООО "СЗ "Чайка"; 24.07.2020 Севреестром осуществлена государственная регистрация перехода прав и обязанностей арендатора в ЕГРН, номер регистрации 91:02:001016:3-91/001/2020-10 (л.д. 97-100 т. 1).
03.02.2021 ООО "СЗ "Чайка" подало в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя заявление N 210060 о получении градостроительного плана земельного участка КН: 91:02:001016:3 (далее - ГПЗУ) (л.д. 96 т. 1).
30.04.2021 Департамент архитектуры на это заявление подготовил ГПЗУ N РФ-92-1-02-0-00-2021-0873 с указанием зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений двумя небольшими зонами (л.д. 39-50, 100-123 т. 1).
При этом, предыдущему арендатору ООО "Апогей" земельного участка площадью 27.041кв.м. Департамент архитектуры выдавал ГПЗУ: 15.09.2017 N RU94G-00000816 (л.д. 51-57 т. 1) и 31.07.2018 N RU94G-00002586 (л.д. 58-64 т. 1) с иным указанием границ, допустимым размещением зданий, строений, сооружений. Данное обстоятельство Департамент архитектуры обосновывает тем, что ООО "Апогей" выдавались ГПЗУ для земельного участка иной (большей) площади.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в ред. от 30.12.2021, далее - ГрадК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Из частей 5 и 6 статьи 57.3 ГрадК РФ следует, что правообладатель земельного участка в целях получения ГПЗУ обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка; орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней после получения такого заявления осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его заявителю.
Согласно части 11 статьи 57.3 ГрадК РФ в случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены ГПЗУ и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение ГПЗУ образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При осуществлении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, мероприятий, предусмотренных статьей 5.2 настоящего Кодекса, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.
Пункты 3 и 6 части 3 статьи 57.3 ГрадК РФ, а также утвержденная Приказом Минстроя РФ от 25.04.2017 N 741/пр форма градостроительного плана земельного участка (далее - Порядок N 741/пр) устанавливают, что в ГПЗУ содержится информация (в том числе) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.
Исходя из подпункта 6 пункта 27 Порядка N 741/пр границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, устанавливаемые с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, указываются в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм перпендикулярно друг к другу (рисунок 6).
Часть 2 статьи 57.3 ГрадК РФ предусматривает, что источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции от 30.12.2020, действовавшей на дату выдачи оспариваемого ГПЗУ, далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя (далее - Положение N339).
В соответствии с пунктом 6 Положения N 339 уполномоченный орган осуществляет выдачу ГПЗУ на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом: 1) Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114 (при отсутствии утвержденной документации по планировке территории); 2) проектов планировки территории; 3) проектов межевания территории; 4) правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; 5) детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18.03.2014, в том числе корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 N1272 (далее - План детальной планировки района парка Победы).
Как следует из выданного ГПЗУ границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства (участки, заштрихованные сплошными линиями перпендикулярно друг к другу), определены на основании Плана детальной планировки района парка Победы (согласно изображенным на нем фигурам планируемых объектов строительства (одно "пятно застройки" - в форме кольца, второе "пятно застройки" - в форме прямоугольника).
Однако эти границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, не соответствуют истребованной судом первой инстанции архивной копии решения сессии Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 N 1272 и утвержденной этим решением корректировке фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы).
План детальной планировки района парка Победы был разработан в соответствии со статьей 13 Закона Украины "О планировании и застройке территории" и по правилам, установленным ВСН 38-82 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов" (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 N 379.
Согласно статье 13 Закона Украины "О планировании и застройке территории" (в редакции от 14.03.2007) детальный план территории разрабатывается в соответствии с генеральным планом населенного пункта и определяет: расположение красных линий, линий регулирования застройки; расположение отдельных земельных участков и объектов градостроительства, улиц, проездов, пешеходных зон, плотность, этажность, иные параметры застройки; расположение инженерно-транспортной инфраструктуры; принципы формирования архитектурно-пространственной композиции застройки; другие требования, определяемые государственными строительными нормами.
В статье 15 Закона Украины "О планировании и застройке территории" (в редакции от 14.03.2007) дано определение проекта застройки территории, который включает в себя: расположение объектов градостроительства, местных проездов относительно красных линий; архитектурно-пространственное решение, назначение, плотность, этажность и другие характеристики конкретных объектов градостроительства; показатели и технические решения инженерно-транспортной инфраструктуры; потребность в проведении инженерной подготовки территории и объем этих работ; места и технические решения подключения инженерного оборудование объектов градостроительства к внешним инженерным сетям и сооружений; организацию строительства; технико- экономические показатели и общая смета застройки территории; другие требования, определяемые государственными строительными нормами.
Согласно пункту 6.1 Инструкции проекты детальной планировки разрабатываются на отдельные части селитебной территории населенного пункта или других функциональных зон на основании утвержденного генерального плана населенного пункта.
Разработка проектов детальной планировки имеет целью: уточнение в более крупном масштабе планировочной структуры застраиваемой территории с установлением красных линий улиц и площадей, разработку предложений по объемно-пространственному и архитектурно-художественному решению застройки с установлением этажности и типов зданий, определение потребности в предприятиях и учреждениях обслуживания и уточнение их размещения, решение вопросов транспортного обслуживания, инженерного оборудования, освоения подземного пространства, благоустройства и озеленения, охраны и использования памятников истории и культуры, инженерной подготовки территории, а также охраны и улучшения окружающей среды (пункт 6.32 Инструкции).
В соответствии с пунктом 6.3 Инструкции утвержденный проект детальной планировки служит основой для выдачи заданий на разработку проектной документации для текущего строительства, составления проектов строительства зданий и сооружений, улиц, площадей, сложных транспортных пересечений, зеленых насаждений общего пользования, инженерных сетей и сооружений, а также на разработку мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры, охране и улучшению окружающей среды.
Пунктом 8.1 Инструкции определено, что проекты застройки разрабатываются на территории новых или реконструируемых микрорайонов и кварталов, градостроительных комплексов или очередей строительства микрорайонов (кварталов), а также на участки групп жилых и общественных зданий, как правило, на основе проекта детальной планировки. В виде исключения допускается выполнение проекта застройки без утвержденного проекта детальной планировки. В этом случае проект застройки выполняется на основе генерального плана населенного пункта.
В проекте застройки, в пределах красных линий проектируемой территории, уточняются и конкретизируются архитектурно-планировочное решение и объемно- пространственная композиция застройки, предусмотренные проектом детальной планировки; уточняются типы применяемых жилых и общественных зданий, расположение и границы градостроительных комплексов или очередей строительства, состав входящих в них объектов и очередность их строительства; решаются вопросы организации рельефа, инженерного оборудования, инженерной подготовки, озеленения и благоустройства территории, организации движения пешеходов и транспорта; определяются технико-экономические показатели проекта, сметная стоимость и порядок организации строительства (пункт 8.2 Инструкции).
Таким образом, в задачу плана детальной планировки не входит детализация отдельных объектов до уровня рабочей документации, а именно: конкретные габариты зданий и сооружений, их местоположение в границах выделенного участка, стилистическое решение и иные параметры. Вышеперечисленные параметры прорабатываются на последующих стадиях проектирования отдельных объектов или градостроительных комплексов, в частности при разработке проекта застройки.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что изображенные на Плане детальной планировки района парка Победы фигуры планируемых объектов строительства (квадраты, прямоугольники, круги, кольца, иные изображения) не устанавливают ни конкретные габариты таких объектов строительства, ни их конкретное местоположение в границах соответствующих земельных участков, ни иные параметры застройки; фактически указанные геометрические фигуры являются только условным обозначением планируемых к строительству объектов капитального строительства, конкретные параметры которых должны быть установлены на последующих стадиях проектирования.
Данные обстоятельства также в суде первой инстанции подтвердил привлеченный к участию в дело специалист - главный архитектор проекта "Корректировка Плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы)" Мухин Валерий Николаевич (л.д. 103-135 т. 2).
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы законодательства суд первой инстанции принял решение о признании действий Департамента архитектуры незаконными в части указания границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства. С учетом заявленных требований и действующего законодательства суд первой инстанции обосновано в качестве обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя возложил на Департамент архитектуры обязанность выдать ГПЗУ, соответствующий требованиям действующего законодательства и градостроительной документации, а также с учетом вышеизложенных выводов суда о неправомерности определения границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, по контуру (очертанию) условных обозначений планируемых объектов строительства.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены решения суда не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 января 2022 года по делу N А84-5136/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5136/2021
Истец: ООО "Специализированный застройщик "Чайка"
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя