г. Киров |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А29-11946/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера", ИНН 1102055018, ОГРН 1071102001695
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2022 по делу N А29-11946/2020
по иску акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" (ИНН: 1101301856, ОГРН: 1061101039779)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - Общество, ответчик, заявитель) 1 130 999 руб. 81 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 01.11.2008 N 350 (далее - Договор) за июль 2020 года (далее - Спорный период).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что при анализе потребления электроэнергии на КР на СОИ по МКД, расположенным по адресам: ул. 30 лет Октября, д. 9; д. 11; д. 13; д. 17; д. 15; ул. Дежнева, д. 19; д 21; пр-кт Ленина 28а, 28б, 28в, 37/4; ул. Севастопольская, д. 6, д. 11а, д. 13, д. 13а; пр-д Строителей д. 14, д. 18, д. 20; ул. Сенюкова д. 3, д. 7, в связи с применением истцом недостоверных данных по количеству зарегистрированных в жилых помещениях лиц, при расчетах объемов электроэнергии, потребленной собственниками помещений исходя из нормативов, выявлено занижение объема электроэнергии предъявляемого собственникам помещений на общую сумму 5 718 руб. 30 коп. Доказательством использования истцом недостоверных данных являются сведения о количестве зарегистрированных граждан по месту постоянного (временного) проживания по состоянию на 01.07.2020, предоставленные Обществу Комитетом по управлению муниципальным имуществом МОГО "УХТА" (далее - КУМИ). Ввиду того, что по указанным МКД отсутствует решение собрания собственников помещений о расчете потребленного КР на СОИ электроэнергии по фактическому объему потребления на основании показаний ОДПУ, расчет КР на СОИ производится исходя из норматива потребления электроэнергии. Таким образом, при вычитании из общего объема потребленной указанными МКД электроэнергии, определяемого по показаниям ОДПУ, объемов электроэнергии, потребленных собственниками помещений, и норматива КР на СОИ, в структуре потребления электроэнергии указанных МКД образуется дисбаланс, выражающийся в сверхнормативном потреблении электроэнергии на КР на СОИ, которое необоснованно предъявляется к оплате Обществу. Объем электроэнергии, предъявляемый к оплате собственникам помещений, обратно-пропорционально влияет на объем сверхнормативного потребления, т.е. чем меньше значение объемов потребления электроэнергии, предъявляемое к оплате собственникам помещений исходя из нормативов потребления, тем больше значение объемов сверхнормативного потребления электроэнергии, необоснованно предъявляемого к оплате Обществу. В отношении МКД по адресам: пр-д Пионергорский, д.8, ул. Куратова, д.10, пр-кт Космонавтов 26 заявитель указал, что Правилами N 124 и Правилами N 354 не предусмотрена корректировка стоимости коммунальных услуг на ОДН в случае смены управляющей организации после снятия показаний приборов учета. Увеличение за счет снятия показаний ОДПУ в более поздний период без изменения индивидуального объема влечет неосновательное обогащение новой управляющей организации, которое возникнет в связи с тем, что из меньшего количества кВтч по ОДПУ в следующем расчетном периоде будет вычитаться тот же поквартирный расход, что и до корректировки. Вывод суда о том, что данные МКД не участвуют в расчете задолженности, является ошибочным.
С апелляционной жалобой заявитель представил скриншот электронного письма КУМИ от 21.01.2022, копию письма от 20.01.2022 о предоставлении сведения о количестве зарегистрированных граждан, контррасчет, отчет о предъявлении продукции за июль, август 2020 года.
Учитывая, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции данные документы не представлялись, ходатайство об их приобщении к материалам дела с обоснованием причин невозможности их представления в суд первой инстанции не заявлено, суд апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приобщает представленные ответчиком с апелляционной жалобой документы к материалам дела.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесено 16.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
01.11.2008 Компания (энергоснабжающая организация) и ООО "Управляющая компания "Дом" (в настоящее время Общество, абонент) заключили Договор, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется закупать на оптовом рынке электроэнергии и мощности и у субъектов розничных рынков, имеющих генерирующие мощности, электрическую энергию в объёме, предусмотренном в приложении N 1 к договору, а также заключать в интересах абонента договор с распределительной сетевой компанией на оказание услуг по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств абонента, а абонент обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию на условиях, установленных Договором.
Объектами поставки электрической энергии являются многоквартирные дома, а также производственные и административные объекты.
Оплата за поданную энергию в расчетный период производится на основании выставленного счета-фактуры до 15-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.11 Договора).
Договор вступает в силу с 01.11.2008 действует до 31.12.2018 с условием о пролонгации (пункт 8.1 Договора).
Во исполнение условий Договора истец в июле 2020 года поставил на объект ответчика электрическую энергию и выставил для оплаты счет-фактуру от 31.07.2020 N 012380/0211 на сумму 1 993 846 руб. 52 коп.
В счет оплаты спорного периода Истцом зачтены 200 000 рублей от 19.08.2020, по 100 000 рублей от 20.08.2020 и 28.08.2020, 10 795 руб. 53 коп. от 28.08.2020 и 150 000 рублей от 17.12.2020. В результате задолженность составляет 1 433 050 руб. 99 коп. (1 993 846,52 - 560 795,53)
В обоснование заявленных требований истцом представлены ведомости энергопотребления, акт приема-передачи электрической энергии, подписанный Компанией в одностороннем порядке, счет-фактура.
Претензией от 18.08.2020 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на занижение объема электроэнергии, выставляемого собственникам помещений к оплате, поскольку Компанией используются недостоверные данные по количеству зарегистрированных в жилых помещениях лиц, что ведет к необоснованному увеличению затрат Общества на содержание общего имущества в сумме 5 718 руб. 30 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Согласно подпунктам "а", "г" и "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание в надлежащем состоянии общего имущества обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (подпункт "а" пункта 16 Правил N 491).
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В частности, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общедомового имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общедомового имущества в многоквартирном жилом доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2019 N 307-ЭС19-7456).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 и часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, независимо от решения собственников помещений в многоквартирном жилом доме, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества в многоквартирном жилом доме, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном жилом доме и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общедомового имущества в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным жилым домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на содержание общедомового имущества, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, впоследствии, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) Правил N 124, пунктах 40, 44 и 45 Правил N 354.
Из формулы 13 приложения 2 к Правилам N 354 следует, что по общему правилу расчет объема электрической энергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, приходящийся на жилое помещение или нежилое помещение, определяется как произведение разницы объема электроэнергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета, за вычетом индивидуального потребления (жилыми и нежилыми помещениями), на частное, где делитель - общая площадь жилого или нежилого помещения, а делимое - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
При этом в пункте 44 Правил N 354 установлено, что распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Институт сверхнормативного потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме введен с целью стимулирования управляющих организаций к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан и защиты граждан от неправомерных действий и бездействия управляющих организаций.
Нормативный и сверхнормативные объемы электроэнергии, затраченные на содержание общедомового имущества, в силу названных норм права управляющая организация оплачивает ресурсоснабжающей организации. Отсутствие договорных отношений ресурсоснабжающей организации с управляющей организацией (товариществом собственников жилья) не изменяет статуса этого лица по отношению к собственникам помещений в доме, как лица, осуществляющего содержание общего имущества дома, а, следовательно, обязанного оплатить соответствующие объемы электроэнергии ресурсоснабжающей организации.
В силу подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124 в случаях, когда ресурсоснабжающей организацией с гражданами заключены прямые договоры энергоснабжения, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного жилого дома, оборудованного коллективным прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном жилом доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, на управляющую организацию возложена обязанность приобрести у ресурсоснабжающей организации весь объем ресурса, необходимый для содержания общего имущества дома.
Заявитель в жалобе утверждает, что истцом в расчетах используются недостоверные сведения о количестве зарегистрированных граждан (ул. 30 лет Октября, д. 9; д. 11; д. 13; д. 17; д. 15; ул. Дежнева, д. 19; д 21; пр-кт Ленина 28а, 28б, 28в, 37/4; ул. Севастопольская, д. 6, д. 11а, д. 13, д. 13а; пр-д Строителей д. 14, д. 18, д. 20; ул. Сенюкова д. 3, д. 7), представил контррасчет.
При этом контррасчет ответчиком произведен лишь относительно части квартир в МКД, а не в отношении всего МКД в целом, как заявлено истцом (по МКД пр-кт Космонавтов, д. 46/27 расчет представлен по 2 квартирам, вместо 84; по МКД пр-кт Ленина 28А по 1 квартире вместо 80 и т.д.).
Таким образом, ответчиком достоверно не опровергнут расчет истца с применением полных исходных данных.
Из представленных ведомостей энергопотребления, на основании которых предъявлена образовавшаяся задолженность, усматривается, что МКД по адресам: пр-д Пионергорский д. 8, ул. Куратова д. 10, пр-кт Космонавтов д. 26, в спорный период в расчетах не участвуют. Доказательств обратного заявителем не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2022 по делу N А29-11946/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11946/2020
Истец: АО "Коми Энергосбытовая Компания"
Ответчик: ООО "Ухтажилфонд"
Третье лицо: ПАО "Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Северо-Запада"