город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2022 г. |
дело N А32-37103/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Новороссийской таможни: Дудуровой О.В. по доверенности от 19.01.2022;
от ООО "Торговый дом "ТКМ": Ерофеева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.02.2022 по делу N А32-37103/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТКМ"
(ИНН 5029232853, ОГРН 1185029016490)
к Новороссийской таможне
о признании незаконными и отмене решений; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТКМ" (далее - ООО "Торговый дом "ТКМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне, в котором просило:
- признать незаконными и отменить решения от 18.06.2021 об отказе в применении преференций по предоставленным сертификатам о происхождении товаров формы СТ-1 от 12.11.2020 N RU-079582936, от 23.11.2020 N RU-07958307 по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10317120/301120/0105805, 10317120/241120/0102549;
- обязать таможенный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Торговый Дом "ТКМ" путем принятия ранее предоставленных сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 от 12.11.2020 N RU-079582936 по ДТ N 10317120/301120/0105805; СТ-1 от 23.11.2020 N RU-07958307 по ДТ N 10317120/241120/0102549;
- обязать таможню принять решение о возврате пени в размере 182 097,4 руб. по ДТ 10317120/241120/0102549 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2022 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными решения от 18.06.2021 о внесении изменений (или) дополнений в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10317120/120/301120/0105805, N 10317120/241120/0102549; обязал таможню возвратить обществу излишне взысканные суммы таможенных платежей в размере 182 097,40 рублей по уведомлению 10013000/У2021/0007909 ДТ N 10317120/241120/01102549; взыскал с таможни в пользу общества понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы таможня сослалась на то, что суд обязал вернуть пени, исчисленные по ДТ N 10317120/241120/01102549, которые не относятся к таможенным платежам.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни просил решение суда отменить.
Представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, во исполнение контрактов от 04.11.2020 N Б-028863, заключенного с компанией Государственный концерн "Туркменгаз", и от 08.08.2020 N Б-028247, заключенного с компанией Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов, обществом на территорию Российской Федерации из Туркменистана ввезен по ДТ N 10317120/301120/0105805 и ДТ N 10317120/241120/0102549 полиэтилен высокой плотности и полипропилен соответственно.
Товары были выпущены таможенным органом в преференциальном режиме свободной торговли, в связи с представлением декларантом сертификатов о происхождении товаров по форме "СТ-1" от 12.11.2020 N RU-079582936, от 23.11.2020 N RU-079583073.
Таможней после выпуска товара была проведена камеральная таможенная проверка в части соблюдения условий предоставления тарифных преференций в 2020 году.
По результатам проведения камеральной таможенной проверки таможенный орган установил, что в графе 11 данных сертификатов оттиски печатей не соответствуют оригиналам образцов оттисков печатей уполномоченного органа Туркменистана, доведенных до ФТС России и имеющихся в распоряжении на момент декларирования товаров.
На основании изложенного, таможенный орган пришел к выводу о нарушении требований пункта 6.5 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых государств от 20.11.2009. Преференциальный режим, представленный при декларировании товаров по ДТ N 10317120/301120/0105805,10317120/241120/0102549 отменен.
На основании принятых решений от 18.06.2021 были внесены изменения, в том числе в графу 47 "Исчисление таможенных платежей", что повлекло доначисление таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10317120/241120/00102549 на сумму 7 082 630,58 руб. (в том числе: ввозная таможенная пошлина - 5 750 444,32 руб., налог на добавленную стоимость - 1 150 088,86 руб., пени - 182 097,4 руб.), по ДТ N 10317120/301120/0105805 на сумму 951 586,88 руб. (в том числе: ввозная таможенная пошлина - 772 930,46 руб., налог на добавленную стоимость 154 586,09 руб., пени - 24 070,33 руб.).
В дальнейшем таможенным органом были возвращены денежные средства по ДТ N 10317120/301120/0105805 в полном объеме, по ДТ 10317120/241120/0102549 в части, пени в размере 182 097,40 руб. средства не возвращены.
Полагая, что сумма 182 097,40 руб. подлежит возврату, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются комиссией (пункт 4 статьи 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Согласно п. 1 ст. 28 Таможенного кодекса Евразийской экономической комиссии (далее - ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Подписан в г. Астане).
В соответствии с п. 1 ст. 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) таможенные органы осуществляют контроль правильности определения происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и иных мер в случаях, если применение таких мер зависит от происхождения товаров, до выпуска товаров и после их выпуска в соответствии с особенностями, установленными ст. 314 ТК ЕАЭС.
Согласно п. 6 ст. 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 5.3. Правил определения страны происхождения товаров, утвержденными Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых государств от 20.11.2009 (ред. от 13.05.2019) в отношении товаров, указанных в пункте 5.2 настоящих Правил, может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения при условии получения надлежащего удостоверения о их происхождении (предоставление сертификата формы СТ-1 и при необходимости других документов, подтверждающих страну происхождения товаров) до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев фальсификации сертификата формы СТ-1).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что при декларировании товара по указанным ДТ в соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза ООО "Торговый Дом "ТКМ" были представлены (под кодом вида предоставленного документа "06013") сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1 от 12.11.2020 N RU-079582936, от 23.11.2020 N RU-079583073, на основании которых обществу предоставлена тарифная преференция.
В ходе проверки сканированных образцов Сертификатов формы "СТ-1" от 12.11.2020 N RU-079582936, от 23.11.2020 N RU-079583073 таможенный орган установил, что в графе 11 данных сертификатов оттиски печатей не соответствуют оригиналам образцов оттисков печатей уполномоченного органа Туркменистана, доведенных до ФТС России и имеющихся в распоряжении на момент декларирования товаров.
Таможенный орган пришел к выводу, что нарушены требования пункта 6.5. Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых государств от 20.11.2009, в связи с чем преференциальный режим, представленный при декларировании товаров был отменен.
Вместе с тем, общество, реализуя свое право на получение преференций 13.05.2021 и 18.05.2021 представило в таможню сертификаты СТ-1 по спорным декларациям, отвечающим требованиям пункта 6.5. Правил определения страны происхождения товаров до направления заключения таможенного органа по возражениям проверяемого лица на акт КТП N 10317000/210/280421/А000027/000 в адрес Новороссийской таможни, направлено письмо N 220 от 10.06.2021 "О направлении дополнительной информации", которым было предоставлено уведомлении N 106 от 10.06.2021 Туркменской Торгово-Промышленной Палаты с подтверждением о подлинности выданных сертификатов формы СТ-1 от 12.11.2020 N RU-079582936, от 23.11.2020 N RU-079583073.
Также к сертификатам были приобщены копии актов экспертиз происхождения товаров, которые являются основанием для выдачи сертификатов формы СТ-1.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что общество подтвердило свое право в получении сертификата СТ-1 и предоставило его в административный орган до вынесения решения об отмене преференциального режима от 18.06.2021, в связи с чем у таможни отсутствовали основания для вынесения оспариваемых решений и взыскания сумм таможенных платежей в размере 951 586 рублей 88 копеек по уведомлению 10013000/У2021/0007898 по ДТ N 10317120/301120/0105805, в сумме 7 082 630 рублей 58 копеек по уведомлению 10013000/У2021/0007909 по ДТN 10317120/241120/01102549.
Кроме того, общество указало на то, что преференции восстановлены, таможней возвращена часть денежных средств.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными решения от 18.06.2021 о внесении изменений (или) дополнений в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10317120/120/301120/0105805, N 10317120/241120/0102549.
Учитывая, что на расчетный счет возвращена только часть суммы по указанным ДТ, за исключением пени по ДТ 10317120/241120/01102549 в размере 182 097,40 руб., суд первой инстанции верно обязал таможню возвратить обществу излишне взысканные суммы таможенных платежей в размере 182 097,40 рублей по уведомлению 10013000/У2021/0007909 ДТ N 10317120/241120/01102549.
Довод о том, что суд обязал вернуть пени, исчисленные по ДТ N 10317120/241120/01102549, которые не относятся к таможенным платежам, подлежит отклонению, поскольку необоснованно уплаченные пени в любом случае подлежат возврату, следуя судьбе основного обязательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2022 по делу N А32-37103/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37103/2021
Истец: Ерофеев Василий Васильевич, ООО Торговый дом "ТКМ", ООО Торговый дом "ТКМ"
Ответчик: Новороссийская таможня