город Томск |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А45-24221/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И. И.,
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Город в городе" (N 07АП-744/2022) на решение от 06.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24221/2021 (судья Петрова Ю.А.) по заявлению акционерного общества "Город в городе" (ИНН 5406407607), г. Новосибирск к мэрии города Новосибирска о признании незаконным действий по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка N РФ-54-2-03-0-00-2021-0612, обязании устранить допущенные нарушения, о присуждении судебной неустойки в размере 50 000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта, принятого по настоящему делу,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от акционерного общества "Город в городе": Посаженников М.С. по доверенности от 21.03.2022 (по 31.12.2022),
от мэрии города Новосибирска: Надеин А.Ю. по доверенности от 24.12.2021 (по 31.12.2022).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Город в городе" (далее - заявитель, АО "Город в городе", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия) о признании незаконным действий по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного (далее - ГПЗ) участка от 16.06.2021 N РФ-54-2-03-0-00-2021-0612 без указания в числе основных видов разрешённого использования земельного участка среднеэтажной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки (высотной застройки), обязании устранить допущенные нарушения, о присуждении судебной неустойки в размере 50 000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта, принятого по настоящему делу.
Решением от 06.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, простит отменить решение суда первой инстанции, требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на необоснованность выводов суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:101040:11 на момент выдачи ГПЗУ был отнесен к территориальной зоне объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ОД-5), в связи с тем, что указанная территориальная зона (ОД-5) для спорного участка установлена после выдачи градостроительного плана земельного участка.
В соответствие с решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.03.2021 N 105 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824 "О Генеральном плане города Новосибирска", земельный участок с кадастровым номером 54:35:101040:11 расположен в зоне смешанной и общественно-деловой застройки. В зоне смешанной и общественно-деловой застройки, предусматривается размещение "среднеэтажной и многоэтажной (высотной) жилой застройки".
На момент выдачи 16.06.2021 ГПЗУ N РФ-54-2-03-0-00-2021-0612, пункт 1 статьи 31 ПЗЗ города Новосибирска (в ред. ред. от 19.06.2019, с изм. от 28.10.2020) для зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1) предусматривал виды разрешенного использования в форме жилой застройки.
От Мэрии и третьего лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства для урегулирования вопроса мирным путем.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Судебное заседание, назначенное на 01.03.2022, по ходатайству представителя общества слушанием откладывалось до 31.03.2022 на 10.50 часов, в том числе для урегулирования вопроса мирным путем.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ определением от 31.03.2022 произведена замена судьи Хайкиной С.Н. на судью Павлюк Т.В., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
Мэрия и Департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, частей 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей.
Представитель общества при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
Судебное заседание, назначенное на 31.03.2022, слушанием откладывалось до 27.04.2022 на 11.10 часов, в том числе для предоставления заявителем письменных пояснений в порядке статьи 81 АПК РФ.
До начала судебного заседания от общества поступили письменные пояснения, приобщены в материалы дела, в том числе удовлетворено ранее заявленное его представителем ходатайство о приобщении в материалы дела решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.03.2021 N 105 и Положение и территориальном планировании города новосибирска.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ определением от 27.04.2022 произведена замена судьи Кривошеиной С.В. на судью Хайкину С.Н., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своего представителя не обеспечило, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, части 5 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие его представителя.
Представитель общества при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе, письменных пояснениях.
Мэрия возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным, в том числе, в отзыве, представленном в материалы дела в суде первой инстанции, а также поддержал ранее изложенную правовую позицию по делу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные пояснения общества, заслушав представителей заявителя и Мэрии, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно материалам дела 27.05.2021 АО "Город в городе" обратилось в Мэрию с заявлением о выдаче ГПЗУ с кадастровым номером 54:35:101040:11.
16.06.2021 заявителю выдан ГПЗУ N РФ-54-2-03-0-00-2021-0612.
В выданном ГПЗУ отсутствуют основные виды разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка (2.5), многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6).
Посчитав, что градостроительный план противоречит требованиям статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. В силу части 3 названной статьи целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.
Сведения, документы и материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации (часть 7 статьи 56 ГрК РФ).
В состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке входит градостроительный план земельного участка (пункт 1 части 5 статьи 56 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены виды территориальных зон, которые могут входить в состав земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами.
Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), в соответствии с которыми разрабатываются правила землепользования и застройки.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 35 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Грк РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Частью 2 статьи 57.3 Грк РФ определено, что источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Градостроительный план земельного участка, по сути, представляет собой документ, содержащий информацию из правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, с указанием информации о строительных характеристиках предназначенного для застройки земельного участка и установленных в отношении него строительных ограничениях.
Согласно пункту 37 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее - Порядок N 741/пр) подраздел 2.2 градостроительного плана земельного участка "Информация о видах разрешенного использования земельного участка" включает основные виды разрешенного использования земельного участка, условно разрешенные виды использования земельного участка, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктами 38, 39 Порядка N 741/пр указываются все установленные основные и условно разрешенные виды использования земельного участка согласно правилам землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных и условно разрешенных видов использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории.
Согласно чертежу территории, содержащему границы земельного участка с кадастровым номером 554:35:101040:11, спорный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения объектов - специализированной средне- и многоэтажной общественной застройки.
Проектом планировки территории, утвержденным Постановлением мэрии города Новосибирска от 20.10.2017 N 4765, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:101040:11 на момент подготовки градостроительного плана земельного участка входил в зону, где жилищное строительство не предусматривалось.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.03.2021 N 105 "О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Новосибирска от 26.12.2007 N 824 "О генеральном плане города Новосибирска" земельный участок с кадастровым номером 54:35:101040:11 расположен в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки.
22.04.2021 принято постановление мэрии города Новосибирска N 1321 "О проведении общественных обсуждений по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска", опубликованное в на официальном сайте департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (http://dsa.novo-sibirsk.ru/ru/site/2086.html), в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска, согласно которому спорный земельный участок расположен в территориальной зоне объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ОД-5).
Таким образом, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы о том, что указанная территориальная зона (ОД-5), для спорного участка установлена после выдачи градостроительного плана земельного участка. Обращение за его выдачей произошло 27.05.2021. Действительно, изменения в Правила землепользования и застройки города Новосибирска, которыми для спорного земельного участка установлена территориальная зона (ОД-5), утверждены решением Совета депутатов г. Новосибирска от 30.06.2021 N 159, однако 22.04.2021 принято постановление мэрии города Новосибирска N 1321 "О проведении общественных обсуждений по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска".
В целях исполнения положений статьи 34 ГрК РФ и приведения территориального зонирования в соответствии с актуализированной редакцией Генерального плана города Новосибирска решением Совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 N 159 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" утверждена актуализированная редакция Правил землепользования и застройки города Новосибирска, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером 54:35:101040:11 расположен в территориальной зоне объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ОД-5).
В соответствии с частью 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что основания для удовлетворения заявления АО "Город в городе" отсутствуют.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, относятся на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24221/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Город в городе" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Город в городе" (ИНН 5406407607 ОГРН 1075406030017) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.12.2021 N 251.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И. И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24221/2021
Истец: АО "ГОРОД В ГОРОДЕ"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, Седьмой арбитражный апелляционный суд