г. Киров |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А82-11296/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции:
представителя истца - Кутиловой Н.Л., действующей на основании доверенности от 01.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.01.2022 по делу N А82-11296/2021
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН: 7601000992, ОГРН: 1027600684100),
третье лицо - Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469),
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - Комитет, ответчик, заявитель) о взыскании 105184,78 рублей задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с февраля по апрель 2021 года (далее - спорный период), 14143,31 рублей пени за период с 13.04.2021 по 10.12.2021 с продолжением начисления пени по день фактической оплаты задолженности в порядке части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Комитет с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.01.2022 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку теплофицированные объекты, расположенные по адресу: город Ярославль, ул. Комсомольская, д. 12, д. 14, в том числе, тепловой узел переданы Департаменту по договору безвозмездного пользования от 26.02.2021 N 3250. Нежилые помещения, расположенные по адресу: ул. Комсомольская, д. 14, были закреплены на праве оперативного управления за МКУ "Информационно-расчетный центр" города Ярославля.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу доводы Комитета отклонила, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Изложенные в отзыве на апелляционную жалобу копии документов, а именно: приложение N 1а к муниципальному контракту N 2792 между Компанией и МКУ "ИРЦ" города Ярославля, акт осмотра от 13.09.2021 в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат приобщению к материалам дела.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец в спорный период отпустил в нежилые помещения 1 этажа номера на поэтажном плане 12-13 (кадастровый номер 76:23:030807:117), 2 этажа номера на поэтажном плане 1, 7, 8 (кадастровый номер 76:23:030807:114), 15 (кадастровый номер 76:23:030807:103), 2-6 (кадастровый номер 76:23:030807:113), 10-14 (кадастровый номер 76:23:030807:115), расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 12 (далее - спорные нежилые помещения), а также в помещения, расположенные в здание по адресу: г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 14, подключенные от теплового узла в здании по ул. Комсомольская, д. 12, тепловую энергию на нужды отопления и ГВС.
На основании приказа председателя Комитета от 20.11.2020 N 4114 спорные нежилые помещения были изъяты из оперативного управления муниципального казенного учреждения "Информационно-расчетный центр" города Ярославля и переданы в состав казны города Ярославля, что подтверждается актами о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 25.02.2021 (л.д. 135-142).
26.02.2021 между Комитетом (ссудодатель) и Департаментом (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования регистрационный номер 3250 (л.д. 57-61), по условиям которого спорные нежилые помещения были переданы в безвозмездное пользование Департаменту с 26.02.2021.
На основании распоряжения Департамента от 30.06.2021 N 1231-р (л.д.78-79) спорные нежилые помещения переданы из собственности города Ярославля в собственность Ярославской области по акту от 30.06.2021; на основании распоряжения Департамента от 30.06.2021 N 1232-р (л.д. 85-87) спорные нежилые помещения переданы на праве оперативного управления государственному казенному учреждению Ярославской области "Учреждение по содержанию и эксплуатации административных зданий".
Переход права собственности на спорные нежилые помещения за Ярославской областью зарегистрирован в августе 2021 года, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.80-81,83-84,88-93).
Посчитав, что между Компанией и Комитетом сложились фактические отношения по поставке и потреблению тепловой энергии на нужды отопления и ГВС, истец выставил Комитету счета-фактуры на сумму 105184,78 рублей, которые не были исполнены ответчиком.
Неисполнение требований претензии от 18.05.2021 N 01-4-13-2-2/Я/П/005336 послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и иными ресурсами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные (абзац 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Отсутствие письменного договора не освобождает абонента от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
Факт потребления коммунального ресурса в спорный период, его объем и стоимость подтверждаются материалами дела и по существу заявителем не оспорены. Необходимо учесть, что стоимость тепловой энергии за февраль 2021 года определена истцом за 3 дня (с 26.02.2021 по 28.02.2021), то есть начисления Комитету произведены со следующего дня после дня изъятия спорных нежилых помещений из оперативного управления муниципального казенного учреждения "Информационно-расчетный центр" города Ярославля и передачи в состав казны города Ярославля.
Доказательств оплаты образовавшейся задолженности, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, спорные нежилые помещения в спорный период принадлежали на праве собственности городскому округу город Ярославль. Поэтому, вопреки доводам заявителя, иск предъявлен к надлежащему ответчику.
Ссылки Комитета на то, что обязательство по оплате тепловой энергии должно быть возложено на ссудополучателя - Департамент, подлежит отклонению в силу следующего.
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Обязанность ссудополучателя нести расходы по содержанию помещения, предусмотренная условиями заключенного договора безвозмездного пользования и вытекающая из положений статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлена в отношениях с ссудодателем (собственником помещения), а не с ресурсоснабжающей организацией, которая не является стороной указанного договора.
Поэтому в отсутствие договора между ссудополучателем и ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (ссудодателе) спорных нежилых помещений.
Аргументы Департамента о том, что нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 14, в спорный период были переданы на праве оперативного управления муниципальному казенному учреждению "Информационно-расчетный центр" города Ярославля не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела в силу следующего.
В силу абзаца второго пункта 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, в случае, если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
Материалами дела подтверждается, что от теплового узла, расположенного на 1 этаже (номер на поэтажном плане 13) здания по адресу: г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 12 (далее - тепловой ввод), запитаны нежилые помещения, расположенные в здании по адресу: ул. Комсомольская, д. 14.
На основании вышеизложенного, возложение обязанности по оплате тепловой энергии за нежилые помещения, расположенные в здании по адресу: ул. Комсомольская, д. 14, на ответчика как владельца теплового ввода соответствует действующему законодательству.
Расчет пени судом проверен и признан обоснованным.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.01.2022 по делу N А82-11296/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11296/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области