город Омск |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А75-17073/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2814/2022) общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Интеграция" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.02.2022 по делу N А75-17073/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Интеграция" (ОГРН 1048602089359, ИНН 8602243679, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энергетиков, 39, 75) к администрации г.п. Лянтор Сургутского района (ОГРН 1058603874020, ИНН 8617021990, адрес: 628449, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, город Лянтор, 2-й микрорайон, дом 42), с участием Департамента строительства и земельных отношений Администрации Сургутского района, Администрации Сургутского района, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка;
об обязании предоставить земельный участок с кадастровым номером 86:03:0100105:130,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы "Интеграция" (далее - заявитель, общество, ООО ПКФ "Интеграция") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации г.п. Лянтор Сургутского района (далее - администрация поселения, администрация г.п. Лянтор) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, г.Лянтор, промзона, кадастровый номер 86:03:0100105:130, площадью 46270 кв.м., цель использования: под строительство полигона по утилизации снега, в аренду сроком на 10 лет, оформленного письмом от 06.08.2021 N 5100; об обязании предоставить земельный участок, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, г. Лянтор, промзона, кадастровый номер 86:03:0100105:130, площадью 46270 кв.м., цель использования: под строительство полигона по утилизации снега, по договору аренды сроком на 10 лет не позднее одного месяца с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент строительства и земельных отношений Администрации Сургутского района; Администрация Сургутского района; Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.02.2022 по делу N А75-17073/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Схема территориального планирования Сургутского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утверждена после обращения заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает, что имеет право на получение земельного участка в аренду без торгов на основании подпункта 4 либо подпункта 25 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве Администрация просит отказать в удовлетворении ходатайства о приобщении доказательств, решение суда оставить без изменений. апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от общества ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Интеграция" поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Суд апелляционной инстанции определил отказать в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств в связи с их изготовлением после вынесения оспариваемого решения суда.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, возражения на отзыв, установил следующие обстоятельства.
26.05.2021 заявитель обратился в администрацию поселения с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N 86:03:0100105:130.
24.06.2021 в письме N 4203 администрация поселения сообщила ООО ПКФ "Интеграция", что в соответствии с пунктом 14 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), у ответчика отсутствуют правовые основания для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N 86:03:0100105:130, поскольку земельный участок предназначен для размещения объекта местного значения муниципального района - "Площадка временного накопления снега".
Письмом от 07.07.2021 заявитель повторно обратился к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 86:03:0100105:130 в аренду без торгов.
Письмом от 06.08.2021 N 5100 администрацией г.п. Лянтор заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду без торгов на основании подпункта 1 пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Считая незаконным отказ в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N 86:03:0100105:130, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
07.02.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынесено оспариваемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Статьей 39.2 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Статьёй 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы, соответственно, статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
В соответствии с частью 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Не оспаривая отказ администрации г.п. Лянтор в проведении аукциона и предоставлении ему земельного участка посредством торгов, заявитель в жалобе полагает, что имеет право на получение земельного участка в аренду без торгов на основании подпункта 4 либо подпункта 25 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло -, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (п.п. 4), либо предоставления земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения (подпункт 25).
Вместе с тем, в соответствии с СП 58.13330.2019, на который ссылается заявитель, гидротехнические сооружения - это сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами.
К таким объектам отнесены: плотины, здания гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электростанций, приливных электростанций; водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений; сооружения, предназначенные для защиты от разрушений берегов морей и озер, берегов и дна рек и водохранилищ; устройства защиты от размывов на каналах; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золо- и шлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения морских нефтегазопромыслов, системы гидротранспорта отходов и стоков, сооружения систем технического водоснабжения, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, полигон для временного складирования снега не поименован в числе гидротехнических сооружений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов городского поселения Лянтор от 29.04.2021 N 172, утвержден генеральный план городского поселения Лянтор.
Из генерального плана городского поселения Лянтор, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Лянтор от 29.04.2021 N 172 следует, что земельный участок с кадастровым номером N 86:03:0100105:130 расположен в границах функциональной зоны - "Зона складирования и захоронения отходов" и предназначен для размещения объекта местного значения муниципального района- "Площадка временного накопления снега".
Решением Думы Сургутского района от 22.10.2021 N 28-нпа утверждена Схема территориального планирования Сургутского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно представленным администрацией г.п. Лянтор сведений, в статье 2 Схемы территориального планирования Сургутского муниципального района "Сведения о видах, назначении и наименовании планируемых для размещения объектов схемы территориального планирования муниципального района, их основные характеристики, их местоположение", в разделе 7 "Объекты в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" предусмотрен к размещению объект "Площадка временного накопления снега" с местоположением г.п. Лянтор город Лянтор, соответствует местоположению испрашиваемого заявителем участка.
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам местного значения относятся - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам местного значения муниципального района, подлежащих отображению в Схемах территориального планирования района относятся: планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к следующим областям:
а) электро- и газоснабжение поселений;
б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
в) образование;
г) здравоохранение;
д) физическая культура и массовый спорт;
е) обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
ж) иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к отображаемым на генеральном плане, отнесены планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.
Как следует из пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года) указано, что, по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Из указанных норм права следует, что при наличии факта расположения участка в пределах территории, предназначенной в соответствии с утвержденными документами территориального планирования для размещения объектов местного значения муниципального района, у администрации отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка заявителю.
В рассматриваемом случае предметом заявленных требований не является вопрос исполнения муниципального контракта от 01.10.2019 N 084 на оказание услуг по содержанию объектов дорожного хозяйства, на который ссылается заявитель в своем заявлении, поскольку заявителем выбран иной способ защиты.
В соответствии с представленными суду сведениями, документы территориального планирования (генеральный план поселения, схема территориального планирования муниципального района), являющиеся муниципальными нормативными правовым актами, в части размещения на территории г.п. Лянтор объекта местного значения муниципального района не оспорены в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, администрация обоснованно и правомерно отказала заявителю в предоставлении без торгов земельного участка с кадастровым номером N 86:03:0100105:130 на основании подпункта 1 пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку общество не является лицом, уполномоченным на строительство (размещение) объекта местного значения муниципального района.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ администрации является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса 9 Российской Федерации основания для его признания недействительным и удовлетворения заявленных требований не имеется.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.02.2022 по делу N А75-17073/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Интеграция" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 25 от 18.02.2022 государственную пошлину 1500 рублей
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-17073/2021
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА ИНТЕГРАЦИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЯНТОР
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА, АППАРАТ ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА