город Ростов-на-Дону |
|
29 апреля 2022 г. |
дело N А32-55323/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ООО "Мобильная медицина": представитель Майданникова А.П. по доверенности от 23.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-диагностический центр Доктора Дукина"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.01.2022 по делу N А32-55323/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мобильная медицина" (ИНН 2308244589, ОГРН 1172375031950)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-диагностический центр Доктора Дукина" (ИНН 2356049436, ОГРН 1102356000339)
о признании недействительным предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО "Мобильная Медицина") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, УФАС по Краснодарскому краю) об оспаривании предупреждения от 22.09.2020 N 28895/7 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лечебно-диагностический центр Доктора Дукина) (далее - ООО "ЛДЦ Доктора Дукина").
Решением суда первой инстанции от 29.03.2021 предупреждение от 22.09.2020 N 28895/7 признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что лечебно-диагностический комплекс, используемый ООО "Мобильная медицина" для оказания медицинских услуг, соответствует всем требованиям СанПиН, СП, предъявляемым к медицинским организациям, в нем возможно оказание различного рода медицинских услуг, в том числе проведение медицинских осмотров.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЛДЦ Доктора Дукина" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "ЛДЦ Доктора Дукина" ссылается на то, что представления Усть-Лабинской прокуратуры могут быть отозваны только вышестоящей прокуратурой, в данном случае прокуратурой Краснодарского края, либо отменены судом. Управление должно было отреагировать на представление прокурора, но при этом, решение о вынесении предупреждения не может быть признано недействительным на основании его отзыва. ООО "Мобильная медицина" в рамках дела N А32-43352/2020 отказалось от жалобы и не стало защищать свои права в судебном порядке, представило в суд письмо, не являющееся процессуальным документом, что также не даёт оснований делать выводы о безусловном отсутствии нарушений со стороны общества. Поскольку медицинская деятельность строго регламентируется законом, на её осуществление требуется наличие лицензии, принцип "что не запрещено, то разрешено" не применим. Постановление правительства Российской Федерации от 01.08.2020 N 1154 на момент вынесения решения утратило свою силу с 01.09.2021. Профилактический осмотр и периодический осмотр - это разные виды медицинских осмотров. Лицензии на проведение профилактических медицинских осмотров, "клинической лабораторной диагностике" или "лабораторной диагностике" и "эндоскопии" у общества не имеется, вследствие чего, оно не может ссылаться на приказы, регламентирующие проведение профилактических осмотров применительно к осуществлению предварительных осмотров. Не учтено, что при аналогичных обстоятельствах ООО "Мобильная медицина" было привлечено к административной ответственности по делу N А32-51538/2020. Лечебно-диагностический подвижной комплекс DAF FA CF 65 является передвижным рентгенодиагностическим комплексом, используется в варианте исполнения "Лаборатория рентгенодиагностическая передвижная". Не допускается размещение в процедурной оборудования, которое не включено в проект, а также проведение работ, не относящихся к рентгенологическим исследованиям. ООО "Мобильная медицина" не имеет санитарно-эпидемиологического заключения на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, следовательно, не имеет права использовать медицинский комплекс DAF FA CF 65. Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются отдельно для осуществления деятельности в каждом из субъектов Российской Федерации. Только регистрационное удостоверение позволяет использовать медицинское изделие на территории Российской Федерации. Разновидности комплексов по регистрационному удостоверению от 04.09.2018 N РЗН 2013/1187 не предусмотрены для проведения периодических медицинских осмотров. Законодательство не предусматривают исключения для осуществления периодических медицинских осмотров с использованием передвижного медицинского комплекса по адресу, не указанному в лицензии.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Краснодарскому краю ссылается на то, что предупреждение от 22.09.2020 N 28895/7 является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ООО "Мобильная медицина" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От УФАС по Краснодарскому краю поступило заявление о рассмотрении в отсутствие лица, участвующего в деле.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, согласно реестру медицинских лицензий ООО "Мобильная медицина" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 18.12.2019 N ЛО-23-01-014199.
УФАС по Краснодарскому краю проведена проверка ООО "Мобильная медицина" на основании поступившего заявления ООО "ЛДЦ Доктора Дукина" о том, что ООО "Мобильная медицина" 10.06.2020 проведен медицинский осмотр работников АО "Рассвет" на миниэлеватора в г. Усть-Лабинске по ул. Кавказской, а также 11.06.2020 работников АО "Сахарный завод Слобода" в г. Усть-Лабинск по ул. Монтажная в кабинетах предприятий.
Антимонопольным органом установлено, что прокуратурой Усть-Лабинского района проведена проверка, по результатам которой ООО "Мобильная медицина" выдано представление в связи с неправомерными действиями общества, которые выразились в незаконном проведении медицинского осмотра работников АО "Рассвет", а также работников АО "Сахарный завод Слобода", медицинский осмотр проводился в передвижном автомобильном комплексе и кабинетах предприятий.
Антимонопольный орган пришел к вывод, что поскольку ООО "Мобильная медицина" не может осуществлять деятельность, не предусмотренную законом и лицензией, то медицинский осмотр работников в передвижном автомобильном комплексе и кабинетах предприятий противоречит п. 1 ст. 15, п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), и свидетельствует о том, что действия ООО "Мобильная медицина" свидетельствуют о наличии признаков нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Антимонопольным органом вынесено предупреждение от 22.09.2020 N 28895/7 о прекращении действий ООО "Мобильная медицина", которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому обществу необходимо прекратить проведение медицинских осмотров в местах, не предусмотренных лицензией, а также в местах, не предусмотренных законодательством РФ, в том числе кабинетах предприятий; о выполнении предупреждения сообщить в управление в течение пяти дней со дня окончания срока для его выполнения.
Для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
ООО "Мобильная медицина" имеет лицензию от 18.12.2019 N ЛО-23-01-014199 на право осуществления медицинской деятельности.
Согласно лицензии ООО "Мобильная медицина" от 18.12.2019 N ЛО-23-01-014199, местом осуществления деятельности является: г. Краснодар, ул. Минская, 59, помещения N 72, 72/1, 73 - 81.
В силу п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес и другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Место осуществления лицензируемого вида деятельности может как совпадать, так и не совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
По смыслу приведенных норм Закона N 99-ФЗ, если рабочие места для сотрудников лицензиата по месту оказания услуг для ведения деятельности не образуются, и работники не находятся в данных местах ежедневно, а кратковременно выезжают для эпизодического оказания услуг, то новых мест осуществления лицензируемого вида деятельности не образуется.
При оказании медицинских услуг ООО "Мобильная медицина" использован комплекс лечебно-диагностический подвижной на базе автомобиля DAF с государственным номером С762ХМ161.
На дату выполнения работ по договорам и выдачи оспариваемого предупреждения внесены изменения в нормативное регулирование в сфере лицензирования медицинской деятельности постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2020 N 1154 "О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (вступило в силу 12.08.2020) в части пункта 8 Положения о лицензировании, которым предусмотрено, что выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к Положению о лицензировании, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует переоформления лицензии.
Таким образом, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует переоформления лицензии.
На основании изложенных норм отклоняются доводы ООО "ЛДЦ Доктора Дукина" о том, что нормами закона не урегулирован порядок проведения медицинских осмотров не по указанному в лицензии адресу.
Ссылки ООО "ЛДЦ Доктора Дукина" на то, что постановление правительства Российской Федерации от 01.08.2020 N 1154 на момент вынесения решения утратило свою силу с 01.09.2021, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку на момент вынесения оспариваемого предупреждения постановление N 1154 являлось действующим, соответственно, подлежало применению.
Кроме того, согласно порядку, утвержденному Приказом N 302н от 12.04.2011, действовавшему на момент вынесения предупреждения от 22.09.2020, Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) запрета на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами отсутствует.
В апелляционной жалобе ООО "ЛДЦ Доктора Дукина" ссылается на то, что у ООО "Мобильная медицина" отсутствует лицензия на проведение профилактических медицинских осмотров, "клинической лабораторной диагностике", "лабораторной диагностике", "эндоскопии", ввиду чего оно не может ссылаться на приказы, регламентирующие проведение профилактических осмотров применительно к осуществлению предварительных осмотров, признается коллегией несостоятельным на основании следующего.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что исходя из представленной лицензии и приложения к лицензии, общество имеет право осуществлять первичную помощь, которая является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ч. 1 ст. 33 Закона N 323-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 2 Закона N 323-ФЗ определено понятие "диагностика" - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
В соответствии с Приложением к Положению N 291 о лицензировании медицинской деятельности в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, входят, в том числе, работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам профилактическим.
Под медицинским осмотром понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из изложенного следует, что в рассматриваемых правоотношениях подлежат правомерно применены положения Приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 N 302н (ред. от 18.05.2020) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", действовавшие на момент вынесения оспариваемого предупреждения, вопреки доводам ООО "ЛДЦ Доктора Дукина".
Согласно приложению N 1 (стр. 3) к лицензии общество имеет комплекс лечебно-диагностический подвижной на базе автомобиля DAF для выездной медицинской деятельности.
ООО "ЛДЦ Доктора Дукина" считает, что ООО "Мобильная медицина" не имеет права использовать медицинский комплекс DAF FA CF 65, поскольку размещенное оборудование не включено в проект, а также не допускается проведение работ, не относящихся к рентгенологическим исследованиям, все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы.
Вместе с тем, апелляционный суд отмечает, что в рамках дела N А53-39074/2018, судами трех инстанций была дана оценка аналогичному комплексу лечебно-диагностический подвижной на базе автомобиля DAF для выездной медицинской деятельности.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что мобильный лечебно-диагностический комплекс, согласно статье 38 Закона N 323-ФЗ и Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" является медицинским изделием (изделиями медицинской техники), в состав которого входит достаточный перечень медицинской аппаратуры и оборудования, позволяющий медицинскому центру должным образом оказывать медицинские услуги, связанные с медицинским осмотром различного направления, что подтверждается имеющимся в деле регистрационным удостоверением от 04.09.2018 N РЗН 2013/1187.
Выводы заявителя жалобы о том, что медицинская организация ограничена в оказании медицинских услуг с использованием мобильного лечебно-диагностического комплекса исключительно по адресу, указанному в лицензии, противоречит предназначению мобильных лечебно-профилактических комплексов, целью которых является оказание медико-санитарной помощи населению в труднодоступных местах и удаленных районах.
Ссылки общества на то, что при аналогичных обстоятельствах ООО "Мобильная медицина" привлечено к административной ответственности по делу N А32-51538/2020 за проведение периодического медицинского осмотра, а также на дело N А32-43352/2020, не принимаются коллегией, так как судебные акты по указанным делам приняты с учетом конкретных обстоятельств, поэтому не имеют правового значения для рассмотрения данного дела.
ООО "ЛДЦ Доктора Дукина" ссылается на то, что представления Усть-Лабинской прокуратуры могут быть отозваны только вышестоящей прокуратурой, в данном случае прокуратурой Краснодарского края, либо отменены судом, УФАС по Краснодарскому краю должно было отреагировать на представление прокурора, признаются ошибочными, поскольку представление от 15.07.2020 N 7-01-20/5558 было отозвано до истечения указанного в ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" месячного срока. Кроме того, указанное представление было направлено ООО "Мобильная медицина", в связи с чем у УФАС по Краснодарскому краю не имелось оснований по реагированию на него.
С учетом изложенного, оспариваемого предупреждение УФАС по Краснодарскому краю от 22.09.2020 N 28895/7 незаконно и необоснованно, в действиях ООО "Мобильная медицина" отсутствовали нарушения Закона N 99-ФЗ.
Иные доводы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждают позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ЛДЦ Доктора Дукина", сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2022 по делу N А32-55323/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55323/2020
Истец: ООО "Лечебно-диагностический Доктора Дукина", ООО "Мобильная медицина"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС ПО КК
Третье лицо: Лечебно-диагностический центр Доктора Дукина