29 апреля 2022 г. |
Дело N А83-23129/2021 |
Судья Двадцать первого арбитражного апелляционного суда Зарубин А.В., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного заседания апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крым-Конкорд" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 февраля 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А83-23129/2021 (судья Плотников И.В.),
по исковому заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога"
к обществу с ограниченной ответственностью "Крым-Конкорд"
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (далее - ФГУП "Крымская железная дорога") обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Крым-Конкорд" (далее - ООО "Крым-Конкорд") о взыскании ущерба в размере 163.158,25 руб., причиненного в связи с ликвидацией истцом последствий схода первой колесной пары по ходу движения локомотива, принадлежащего истцу, вследствие некачественного содержания пути принадлежащего ответчику, повлекшим повреждение имущества ФГУП "Крымская железная дорога".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25 февраля 2022 года исковые требования удовлетворены. Взыскан с ООО "Крым-Конкорд" в пользу ФГУП "Крымская железная дорога" ущерб в размере 163.158,25 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5.895,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции ООО "Крым-Конкорд" обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает: 1) доказательства того, что сход локомотива произошел по вине ответчика не представлено; 2) не доказан размер ущерба.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2022 года апелляционная жалоба принята в производству.
В отзыве от 08 апреля 2022 г. на апелляционную жалобу ФГУП "Крымская железная дорога" просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, сформулированным в абзацах 3, 4 пункта 12 Постановления от 23 июня 2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания указанных норм закона, лицо, обращающееся с иском о взыскании убытков, вытекающих из договорных отношений, должно в совокупности доказать следующие обстоятельства: наличие между сторонами обязательственных отношений; факт нарушения обязательства; противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие вины ответчика; наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками; размер требуемых убытков.
Как видно из материалов дела 02 октября 2019 г. между ФГУП "Крымская железная дорога" (перевозчик) и ООО "Крым-Конкорд" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Крым-Конкорд" по станции Айвазовская ФГУП "Крымская железная дорога" N 129/433-ЦТО-пнп/19, согласно которого локомотивом перевозчика осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего к ходовому железнодорожному пути необщего пользования N 9 по железнодорожной станции Айвазовская Перевозчика стрелочным переводом N 47 (пункт 1 договора). Пунктом 21.1 установлено, что с целью обеспечения сохранности вагонного парка, Владелец, при осуществлении перевозочного процесса на железнодорожном пути необщего пользования, обязан соблюдать требования ГОСТ-22235-2010 по сохранности вагонного парка и, в случае повреждения вагонов, несет материальную ответственность в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Поврежденные Владельцем вагоны числятся находящимися в пользовании у Владельца железнодорожного пути необщего пользования до момента оформления и подписания Сторонами документов, подтверждающих факт повреждения вагонов (акт общей формы ГУ - 23, технический акт формы ВУ - 25 о повреждении вагонов). Ремонт поврежденных вагонов, принадлежащих перевозчику, возвращаемых владельцем из-под выгрузки с железнодорожного пути необщего пользования, осуществляют подразделения перевозчика. Владелец возмещает перевозчику все расходы на ремонт, понесенные вследствие повреждения или утраты вагонов, принадлежащих перевозчику, при нахождении на железнодорожном пути необщего пользования. Владелец несет ответственность за сохранность подвижного состава и перевозимых в нем грузов от момента передачи его перевозчиком на местах сдачи вагонов владельцу, до момента возврата его перевозчику на местах приема.
В силу п. 21.2 договора с целью соблюдения требований безопасности движения, сохранности вагонного парка и эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, все стрелочные переводы на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются, после каждого проследования по ним, в нормальное положение, исключающее выход подвижного состава на пути железнодорожной станции (пункт 21.2 договора).
Владелец обязан содержать железнодорожные пути необщего пользования в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железнодорожных дорог Российской Федерации обеспечивать безопасность движения на железнодорожных путях необщего пользования (пункт 21.3 договора).
Владелец своевременно очищает пути, стрелочные переводы междупутья, следит за соблюдением габаритов, обеспечивает освещение, содержит в исправном состоянии технические средства и инвентарь (пункт 21.5 договора).
При возникновении на железнодорожном пути необщего пользования владельца аварийной ситуации, связанной со сходом подвижного состава и требующей использования специальной техники, восстановительные работы производятся силами специализированных бригад восстановительного поезда перевозчика (пункт 21.6 договора).
Как видно из материалов дела 01 апреля 2021 г. на подъездном пути ветви владельца станции Айвазовская ООО "Крым-Конкорд", при осаживании цистерны локомотивом ЧМЭ-3 N 2699 допущен сход первой колесной парой по ходу движения локомотива.
По данному транспортному событию комиссией из состава работников ФГУП "Крымская железная дорога" составлено техническое заключение от 01 апреля 2021 г., которым установлено, что причиной схода маневренного локомотива послужило уширение рельсовой колеи до 1562 мм (по причине кустовой негодности шпал и бруса до 6 шт. подряд), а так же в сочетании с разницей стрел изгиба до 212 мм (т. 1 л.д. 11-13).
02 апреля 2021 г. составлен акт комиссионного осмотра тепловоза ЧМЭ-3 N 2699 после схода 1-й колесной пары по станции Айвазовская, в котором зафиксированы повреждения тепловоза истца (л.д. 39).
28 мая 2021 г. в адрес был отправлен счет 24/6874 от 24 мая 2021 г. для погашения задолженности (т. 1 л.д. 65-67). Письмом от 21 июня 2021 г. исх. N 25 ООО "Крым-Конкорд" сообщило, что оплату производить не будет, в связи с отсутствием калькуляции стоимости работ, накладных затрат, а также факта подтверждения схода локомотива по вине ответчика (т. 1 л.д. 68).
В свою очередь ФГУП "Крымская железная дорога" направило претензию от 05 августа 2021 г. N ЯФ-166 с требованием об оплате счета от 24 мая 2021 г. N 24/6874 в течении 30 календарных дней с приложением калькуляции стоимости работ (т. 1 л.д. 69-74).
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии в добровольном порядке, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Установив факт заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Крым-Конкорд", факт нарушения обязательств по причине ненадлежащего содержания путей необщего пользования принадлежащих ответчику, факт причинения убытков по вине ответчика, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод об отсутствии доказательств схода локомотива по вине ответчика отклоняется, поскольку в материалах дела имеется техническое заключение от 01 апреля 2021 г. (л.д. 11).
Довод о том, что размер ущерба не доказан отклоняется, поскольку ФГУП "Крымская железная дорога" в материалы дела представлена калькуляция стоимости затрат по случаю схода локомотива в размере 85.675,00 руб. (т. 1 л.д. 31-33), а также калькуляцией стоимости работ по ликвидации последствий транспортного происшествия в размере 77.483,25 руб. (т. 1 л.д. 34-38), что в общей сумме составляет 85.675,00 руб. +77.483,25 руб. = 163.158,25 руб. Данный расчет ответчиком не оспаривается, контррасчет в материалы дела не представлен.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 февраля 2022 года по делу N А83-23129/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крым-Конкорд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23129/2021
Истец: ФГУП "КРЫМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Ответчик: ООО "КРЫМ-КОНКОРД"