город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2022 г. |
дело N А53-34994/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "ЖКО УЮТ": Лазаревой Е.С. по доверенности от 01.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "ЖКО УЮТ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.02.2022 по делу N А53-34994/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "ЖКО УЮТ" (ИНН 6150091304, ОГРН 1156196073164)
к администрации города Новочеркасска Ростовской области
при участии третьего лица: департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКО УЮТ" (далее - заявитель, общество, ООО УК "ЖКО УЮТ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к администрации г. Новочеркасска Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2021 N 913 об определении управляющей организации по управлению многоквартирными домами, в отношении которых собственниками не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество настаивает на неправомерности оспариваемого постановления, указывает на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку право управляющей организации на исключение из перечня на основании заявления установлено подпунктом "д" пункта 7 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО УК "ЖКО УЮТ" имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.03.2016 N 406.
17.06.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением о включении ООО УК "ЖКО УЮТ" в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Постановлением администрации от 06.08.2019 N 1039 утвержден перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в который включено ООО УК "ЖКО УЮТ".
26.11.2019 постановлением администрации N 1679 общество назначено временной управляющей организацией в отношении 4 многоквартирных домов в городе Новочеркасске по ул. Деволана. Срок действия договора управления указанными домами установлен 1 год.
01.07.2021 общество обратилось на официальный сайт электронной почты департамента с заявлением об исключении его из перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Письмом от 16.07.2021 N 360/1-ДЖ департамент отказал обществу в удовлетворении заявления. Общество отрицает факт получения указанного письма департамента.
09.07.2021 администрация приняла постановление N 913, которым определило общество в качестве управляющей организации по управлению многоквартирными домами N 1, N 9 в городе Новочеркасске по ул. Свободы, в отношении которых собственниками не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Заявитель, не согласившись с принятым постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
В силу пункта 5 Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1616) в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
В силу подпункта "д" пункта 7 Правил N 1616, Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.
При этом согласно абзацу третьему пункта 8 Правил N 1616 управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня.
Таким образом, право на исключение из Перечня организаций у управляющей компании на основании собственного заявления возникает лишь с момента определения ее управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.
Из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 следует, что Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций. При этом право на подачу такого заявления у управляющей организации возникает после того, как в отношении нее уполномоченным органом местного самоуправления принято решение об определении данной управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на дату принятия администрацией распоряжения от 09.07.2021 N 913 общество не являлось временной управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления.
Общество стало победителем конкурса в отношении многоквартирных домов, в которых общество было назначено в качестве временной управляющей организации (4 дома). Следовательно, статус временной управляющей организации утрачен.
Поскольку на дату принятия оспариваемого постановления общество не было определено в качестве управляющей организации хотя бы одним многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления, следовательно, у администрации имелись правовые основания для издания постановления, которым администрация определила общество в качестве управляющей организации по управлению МКД, в отношении которых собственниками не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2021 по делу N А76-48502/2019.
В рассматриваемом случае, постановлением администрации от 09.07.2021 N 913 общество назначено временной управляющей организацией в отношении двух домов в городе Новочеркасске по ул. Свободы. Поскольку общество было определено в качестве управляющей организации (временной) в отношении многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ управления, то именно с этого момента (09.07.2021) общество вправе было подать заявление об исключении из перечня, однако такое заявление подано раньше указанного срока.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия принимает во внимание, что срок действия договора управления, заключенного с обществом на основании постановления администрации от 26.11.2019 N 1679, истек, а на момент принятия оспариваемого постановления указанные дома управлялись обществом по результатам конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2022 по делу N А53-34994/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34994/2021
Истец: ООО "Управляющая Компания "ЖКО УЮТ", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖКО УЮТ"
Ответчик: Администрация города Новочеркасска, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Новочеркасска Ростовской области