г. Москва |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А40-243774/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мезриной Е.А.,
судей Расторгуева Е.Б., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Черевик Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2022 г. по делу N А40-243774/20
по иску ГБУ "Жилищник района Северное Бутово"
к ООО "КОТБУТ"
об обязании произвести корректировку,
при участии в судебном заседании:
от истца: Скоропупов С.Г. по доверенности от 07.02.2022, Кравченко В.А. по доверенности от 26.04.2022,
от ответчика: Дрыжов Г.В. по доверенности от 31.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО "КОТБУТ" об обязании произвести корректировку начислений за услугу горячее водоснабжение в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Феодосийская, д. N 2,3,4,5,7,9,11 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 г. на основании показаний ОДПУ ГВС в количестве 2412,19 м3 на сумму 489249,42 руб.; об обязании ООО "КОТБУТ" произвести корректировку начислений за услугу горячее водоснабжение в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Феодосийская, д. N 2,3,4,5,7,9,11 за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 г. на основании показаний ОДПУ ГВС в количестве 17947,29 м3 на сумму 3842494,97 руб.; об обязании ООО "КОТБУТ" производить дальнейшие начисления за услугу горячее водоснабжение в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Феодосийская, д. N 2,3,4,5,7,9,11 по показаниям ОДПУ ГВС.
Решением суда от 15.02.2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" (истец) является управляющей организацией многоквартирных домов по адресам: г. Москва, ул. Феодосийская, дома N 2,3,4,5,7,9 и 11.
С целью исполнения обязательств по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в вышеуказанных многоквартирных домах между ООО "КОТБУТ" (ответчик) и ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" заключен Договор N 3 горячего водоснабжения от 15 июня 2015 г., в соответствии с условиями которого, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту в жилые дома по адресу: г. Москва, ул. Феодосийская, дома 2,3,4,5,7,9 и 11 через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Как указывает истец в иске, в соответствии с проведенным анализом сравнения показаний объемов ГВС согласно посуточным ведомостям потребления горячего водоснабжения с досчетом до полного месяца за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. и выставленным объемам РСО за спорный период следует, что потребители в многоквартирных домах, расположенных по спорному адресу потребили коммунальную услугу в количестве 19541,432 м3 на общую сумму 4015457,95 руб.
Согласно выставленным ООО "КОТБУТ" счетам за горячее водоснабжение за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. в отношении вышеуказанных многоквартирных домов выставлены объемы потребления в количестве - 21953,630 м3 на сумму 4504707,37 руб., что не соответствует показаниям ОДПУ ГВС.
Согласно расчету истца, разница между фактическим потреблением многоквартирными домами коммунальный услуги горячее водоснабжение составляет 2412,19 м3 на сумму 489249 руб. 42 коп.
В соответствии с проведенным анализом сравнения показаний объемов ГВС согласно посуточным ведомостям потребления горячего водоснабжения с досчетом до полного месяца за период с 01.01.2020 г. по 30.09.2020 г. и выставленным объемам РСО за спорный период следует, что потребители в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Феодосийская, д. N 2,3,4,5,7,9,11 потребили коммунальную услугу в количестве 32277,938 м3 на общую сумму 6806657,83 руб.
Согласно выставленным ООО "КОТБУТ" счетам за горячее водоснабжение за период с 01.01.2020 г. по 30.09.2020 г. в отношении вышеуказанных многоквартирных домов выставлены объемы потребления в количестве - 50225,228 м3 на сумму 10649152,80 руб., что не соответствует показаниям ОДПУ ГВС.
Согласно расчету истца, разница между фактическим потреблением многоквартирными домами коммунальный услуги горячее водоснабжение составляет 17947,29 м3 на сумму 3842494 руб. 97 коп.
Как утверждает истец в иске, ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" в адрес ответчика направлялись претензии с просьбой произвести корректировку начислений за услугу горячее водоснабжение в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Феодосийская, д. N 2,3,4,5,7,9,11 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 г. на основании показаний ОДПУ ГВС в количестве 2412,19 м3 на сумму 489249,42 руб. и за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 г. на основании показаний ОДПУ ГВС в количестве 17947,29 м3 на сумму 3842494,97 руб., однако ответчиком корректировки произведены не были.
Претензионный порядок урегулирования спора истцом соблюден, в добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу положений ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Согласно п. 20 Договора ГВС объём поданной (полученной) горячей воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет, исходя из объема потребления горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды согласно показаниям приборов учета или расчётным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные (неисправными) общедомовыми приборами учета, установлен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, которые в п.18, п.п. д предусматривают, что обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Данная информация может использоваться в целях проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Обеспечение единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 г. за N 102 "Об обеспечении единства измерений" позволяет сверить сумму показаний квартирных приборов учета ГВС МКД и сумму показаний ОДПУ ГВС за один и тот же период.
При осуществлении мониторинга объемов потребленных услуг ГВС, при сравнении данных с общедомовых приборов учета и данных по ИПУ (индивидуальных приборов учета) потребителей в многоквартирных домах, предоставленных МФЦ, выявилось занижение показаний ОДПУ (общедомовых приборов учета).
Для расчетов использовались показания квартирных приборов учета, которые прошли поверку и имеют необходимые сертификаты. Разница показаний между ОДПУ (КМ-5) и показаниями КПУ при игнорировании потребления услуги ГВС другими категориями Потребителей (объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме и начисления Потребителям в случае не передачи показаний, отсутствия счетчика, либо выход за поверочный интервал установленного счетчика) должна быть не более величины погрешности прибора КПУ.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "КОТБУТ" как одна из сторон договора в январе 2019 г. инициировало проверку достоверности показаний прибора ОДПУ в МКД N 2.
11.01.2019 рабочая комиссия зафиксировала смещение прокладок между фланцами прибора КМ-5 N 42684 и ППС N 042634 и подводящими трубопроводами, т.е. наличие не осесимметричных уступов, что не соответствует требованиям установки прибора КМ-5, указанных в Руководстве на КМ-5 (Приложение Т). Комиссия признала показания ОДПУ с апреля по декабрь 2018 г. недостоверными. Рекомендовала устранить несимметричность уступов, что отражено в соответствующем Акте обследования узла учёта тепловой энергии по адресу г. Москва, ул. Феодосийская, д.2.
В адрес ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" 14.01.2019 г. направлено Требование о проведении рекомендованных работ в течение 15 дней.
В марте 2019 г. ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" организовало очередную первичную поверку приборов КМ-5 N 42684 и ППС N 042634, входящие в состав узла учета ГВС МКД N2. Демонтаж прибора, а также его последующий монтаж выполнился без присутствия представителей ООО "КОТБУТ" организации, что не позволило зафиксировать с составлением Акта факт наличия не осесимметричности уступов фланцевых соединений прибора учета КМ-5 через уплотнители и в дальнейшем присутствовать при контроле монтажа прибора. В Акте первичного допуска узла учета после очередной поверки была сделана запись: "Не устранены причины недостоверности учета потребления горячей воды, выявленные комиссией в январе 2019 г. (письмо от 15.07.2019 г.).
Рекомендованные комиссией работы ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" выполнило только 19.08.2020 г. При этом процедура была организована не в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ (п.50 Правил N 776 от 04.09.2013 г.). Работы были организованы без привлечения доверенных лиц от ГБУ "Жилищник района Северное Бутово", отсутствии уведомления ООО "КОТБУТ" с целью привлечь к работам уполномоченного им представителя.
В процессе осмотра места соединения прибора КМ-5 с домовыми трубопроводами горячей воды после его демонтажа представителем ответчика было зафиксировано наличие не осесимметричности уступов в соединении фланцевых уплотнительных прокладок приборов. На что им было обращено внимание лиц, проводивших работы. Возражений с их стороны не прозвучали. Оформить Акт или Протокол не представлялось возможным по причине отсутствия уполномоченных лиц со стороны ГБУ "Жилищник района Северное Бутово".
ООО "КОТБУТ" в одностороннем порядке оформило акт осмотра узла учета МК-2 и письмом от 25.09.2020 г. передало его ГБУ Жилищник. С сентября месяца 2020 определение объема переданной услуги ГВС в МКД N 2 производится по показаниям прибора учета.
В соответствии с приложением "Т" к Руководству по эксплуатации приборов КМ-5 уступы осей при монтаже приборов КМ-5 допускаются только осесимметричными, в связи с чем, Комиссией было предписано устранить несимметричности фланцевых уплотнителей между ОДПУ и фланцами подающей и обратной сети ГВС.
25.02.2020 в адрес ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" было направлено требование об устранении нарушений работы прибора, выявленных комиссией, которое не было исполнено до сентября 2020 года.
Учитывая, что выявленные нарушения проектной документации устранены ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" не были, ОДПУ был признан неисправным, и расчёты производились ООО "КОТБУТ" расчётным способом.
Между тем, ОСО "КОТБУТ" объем коммунальной услуги ГВС определяло по данным п.21 Правил N 124, либо по нормативу.
Данные расчеты не противоречит жилищному законодательству. Верховный Суд РФ Определением Судебной коллегии по экономическим спорам от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, по делу N А40-39666/2015 г. определил, что расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что основания для проведения перерасчёта в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Москва, ул. Феодосийская, д.2 и д.11 отсутствуют ввиду неисправности ОДПУ.
Как следует из п. 21 договора ГВС обязанность по снятию показаний с приборов учёта и передача показаний приборов учёта в ресурсоснабжающую организацию лежит на абоненте. Срок передачи показаний - не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным месяцем. В связи с непредставлением месячных протоколов учета по ГВС, расчёт потребления был произведен расчетным способом.
При осуществлении расчётов расчётным способом ООО "КОТБУТ" при выставлении счетов учитывало показания квартирных приборов учёта, при условии предоставления ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" указанных данных, в связи с чем, начисления за потреблённый коммунальный ресурс не нарушают экономические интересы управляющей организации.
В каждом многоквартирном доме N N 2, 3,4, 5, 7,9 и 11 по ул. Феодосийской, проект узла учета один (общий) на систему учета тепловой энергии и расхода воды. Проекты выполнены ГУП "Мосжилниипроект" в 2004 г. (заказ N 2004-9175).
В апреле - мае 2019 г. узлы учета прошли повторную поверку. На все многоквартирные дома узлы учета оформлены с допуском в эксплуатацию "Акт первичного (повторного) допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у Потребителей" со сроком очередной поверки 29.03.2022 г. (по ГВС). При этом в каждом Акте ООО "КОТБУТ" внесло замечания: невозможность проверки работоспособности канала измерений ТЭ и теплоносителя ЦО, нарушение п. 91 "в", Постановления правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 г.
ООО "КОТБУТ" допустило их к эксплуатации до 20.09.2019 г., узел учета в МКД N 2 до 30.09.2019 г.
Судом первой инстанции была проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 477/2021 от 18.11.2021 г. модель общедомовых приборов учета ГВС (ОДПУ), установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресам; г. Москва, ул. Феодосийская, д. N2 и д.N11 является пригодной для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. N 1034.
Обязательным условием определения пригодности каждого конкретного счетчика данной модели является прохождение периодической поверки.
В материалах дела отсутствует и не предоставлена по дополнительному запросу достоверная информация о прохождении периодической поверки данных приборов учета после 10.04.2021 г. (для N 42684) и после 03.07.2021 г. (для N 43649). На основании указанного эксперт пришел к выводу о непригодности для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. N 1034:
-общедомового прибора учета ГВС (ОДПУ) N 42684, установленного в многоквартирном доме, расположенном по адресу; г. Москва, ул. Феодосийская, д. N 2, начиная с 10.04.2021 г.
-общедомового прибора учета ГВС (ОДПУ) N 42684, установленного в многоквартирном доме, расположенном по адресу; г. Москва, ул. Феодосийская, д. N 2, начиная с 03.07.2021 г.
Общедомовые приборы учета, установленные в многоквартирных домах, указанных в вопросе 1, а также средства измерения, примененные в составе данных приборов учета (в том числе формулы расчета тепловой энергии, введенные изготовителем в тепловычислитель), Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2017 г. N 99/пр; Правилам коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. N 1034, а также методикам измерений, указанных в описаниях типа этих средств измерений соответствуют.
В материалах дела представлены неполные данные по начислению объёмов ГВС (ОДПУ) в разрезе периодов и приборов учета, установленных по адресам ул. Феодосийская, д.2, 3, 4, 5, 7, 9, и 11.
Из материалов дела следует, что начисления объёмов ГВС (ОДПУ) производились ответчиком на основании показаний приборов учета (ОДПУ), расположенных в соответствующих многоквартирных домах.
Исходя из вышеизложенного, судом первой инстанции установлено, что ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" подтвердило принятые ежемесячные объемы горячей воды за период с 2019 г. по 2020 г. Истцом подписаны все ежемесячные акты приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя по каждому спорному многоквартирному дому.
Объемы услуги ГВС в расчетные периоды производились исключительно с учетом экономического интереса ГБУ "Жилищник района Северное Бутово". За периоды, в которые ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" не предоставлял информацию в соответствии с Договором N 3 от 25.06.2015 г. и Правил N 124 услуга начислялась по п. 1 ст. 157 ЖК РФ.
В материалы дела представлены распечатки с приборов ОДПУ многоквартирных домов N N 2 и 11 по ул. Феодосийская за спорный период, в которых фиксируется отрицательная величина потребления горячей воды.
Отрицательная разница между подающим объемом и обратным фиксируется только при отсутствии, либо минимальном потреблении коммунальной услуги Потребителями. Это возможно зафиксировать (увидеть) только в ночное время. Но холодная вода поступает в поток горячей воды постоянно в течение всего времени разбора услуги, увеличивая показания ОДПУ через обратный трубопровод, тем самым, уменьшая разницу показаний между подающими и возвращаемыми объемами. В результате этого, объём потребной услуги в МКД, зафиксированный по ОДПУ меньше фактически потребленного.
Объём холодной воды, подмешенный в горячую воду, участвует в учете дважды: при учете потребления услуги холодного водоснабжения и при учете услуги горячего водоснабжения. При этом объём потребленный Потребителями МКД по показаниям ОДПУ холодного водоснабжения МКД увеличивается, а объём потребленной горячей воды по показаниям ОДПУ ГВС МКД уменьшается.
ООО "КОТБУТ" признает в работе узла учета нештатную ситуацию. По п. 3 Правил N 1034 это является функциональным отказом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта с учетом всех установленных обстоятельств.
В конце 2018 г. ответчик выявил различие между поступившими оплатами объёмов от Потребителей за полученную услугу ГВС и объёмом самих услуг, начисленных Истцу по показаниям общедомовых приборов учёта (далее-ОДПУ).
Анализ установил, что показания ОДПУ МКД по адресу: г. Москва, ул. Феодосийская, д.2 (далее- МКД N 2) значительно меньше объёмов, которые фактически передали Потребители по данным своих КПУ.
В соответствии с п. 12 Правил N 776 организована рабочая комиссия. При осмотре членами комиссии узла учета в т.ч. монтажа входящих узлов, обнаружены несимметричные уступы установки датчиков расхода горячей воды (ППС), что не соответствует требованиям проектной документации: монтаж датчиков выполнен с нарушением обязательных документальных указаний. Показания ОДПУ признаны недостоверными. С выводом комиссии Истец осведомлен своевременно.
Так, Комиссия пришла к выводу: 1.Прибор учета горячего водоснабжения находится в рабочем состоянии, осуществляет постоянное считывание потребления объема воды; 2.Начиная с апреля месяца по декабрь 2018 г., прибор КМ-5 N 042684 в составе с ППС N 042634 фиксировал объемы горячего водоснабжения, потребленные жителями МКД N 2, которые в силу значительного различия по отношению к сумме квартирных приборов учета КПУ признаются недостоверными. В адрес исполнителя 14.01.2019 г. направлено Требование об устранении несоответствия. Работы сводились к устранению неосесимметричности установки датчиков расхода в составе узла учета ГВС.
В п. 39 "Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. за N 1034, установлены следующие требования при проектировании узлов учета:
"Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании:
а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя;
б) требований настоящих Правил;
в) технической документации на приборы учета и средства измерений".
В Руководстве на КМ-5 указано: "При монтаже датчиков расхода КМ-5 уступы допускаются только осесимметричные. Для обеспечения осевой симметрии при монтаже следует применять специально поставляемые имитаторы" (Приложение Т, Руководства по эксплуатации КМ-5 РЭ 4218-010-42968951-2010). В руководстве издания 2008 г.: "Перед монтажом первичного преобразователя (датчика) на фланцах трубопровода необходимо зафиксировать прокладки (рис.9) водостойким клеем..." (стр.15 Руководства по эксплуатации Теплосчетчика КМ-5 от 05.2008 г.). Разработчики КМ-5 всякий раз особо обращают внимание на правильную установку датчиков расхода горячей воды прибора КМ-5 с недопущением на пути протока горячей воды разных уступов.
Узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае нарушения проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета (п. 49 "е" Правил N 776).
ООО "КОТБУТ" получен ответ (исх. N 21-21 от 14.04.21) от ООО "ТБН энергосервис" -разработчика руководства по эксплуатации теплосчетчика КМ-5, организации, который выпускает высокотехнологичные средства измерений (теплосчетчики, счетчики-расходомеры), осуществляет их метрологическую аттестацию, выпускает периферийное оборудование. Согласно разъяснениям производителя, наличие не осисимметричных уступов при монтаже датчиков расхода КМ-5 является существенным нарушением эксплуатации КМ-5 и поэтому в данном случае полученные по КМ-5 результаты измерений значений объёма (массы) горячей воды считаться достоверными не могут.
Согласно п. 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (узла учета), определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основе фотоматериалов или путем проверки пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (узла учета), указанных в акте о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета (узла учета);
в) повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета вследствие неисполнения абонентом или транзитной организацией требований к эксплуатации узла учета (прибора учета) или к помещению, где расположен узел учета, в том числе к температурному режиму;
г) механического повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета;
д) превышения допустимой погрешности показаний приборов учета;
е)нарушения проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета;
ж) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;
б) в случае неисправности прибора учета;
в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
По пункту 14 "б" Правил N 776 коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом. В связи с этим, начиная с января 2019 г. Ответчик начислял объемы услуги по п. 21 "в" Правил N 776 с использованием дополнительной информации, которую до июня 2020 г. предоставлял Истец. Дополнительная информация - это объемы горячей воды, начисленные Потребителям ГБУ "МФЦ" за расчетный период.
Подобное несоответствие в датчиках расхода горячей воды потребленной коммунальной услуги ГВС возникло и в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Феодосийская, д. 11 (далее - МКД N 11) в феврале 2020 г., в котором установлены КМ-5 N 43649 и ППС-5 N 43598.
19.02.2020 по инициативе ООО "КОТБУТ" была создана совместная Комиссия, которая определила смещение уплотнительных прокладок между фланцами прибора КМ-5 и ППС-5, и фланцевого соединения с подводящими трубопроводами ГВС. В результате чего появились не осесимметричные уступы.
В соответствии с приложением "Т" к Руководству по эксплуатации приборов КМ-5 уступы осей при монтаже приборов КМ-5 допускаются только осесимметричными, в связи с чем Комиссией было предписано устранить несимметричности фланцевых уплотнителей между ОДПУ и фланцами подающей и обратной сети ГВС.
25.02.2020 в адрес ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" было направлено требование об устранении нарушений работы прибора, выявленных комиссией, которое не было исполнено до сентября 2020 года.
Согласно п. 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, узел учёта считается вышедшим из строя (неисправным) в случае нарушения проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета.
Учитывая, что выявленные нарушения проектной документации устранены ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" не были, ОДПУ был признан неисправным с января 2020 года, и расчёты производились ООО "КОТБУТ" расчётным способом.
ООО "КОТБУТ" по причине полного игнорирования ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" предписаний о выполнении работ, рекомендованных комиссиями, объем коммунальной услуги ГВС определяло по данным п.21 Правил N 124, либо по нормативу.
На декабрь 2020 г. Исполнителем не устранено несоответствие эксплуатационной документации монтажа датчиков расхода МКД N 11.
В Актах по МКД N N 2 и 11, рекомендованы действия, прежде всего, направленные на выяснение причин несоответствий показаний. По двум Актам Исполнитель не представил претензий и возражений, основанных на действующем законодательстве.
В ходе осмотров, при проведении судебной экспертизы также были обнаружены кустарно изготовленные уплотнители и их несимметрично выступающие торцевые части по окружности фланцевых соединений.
Таким образом, наличие нарушения проектной документации на оборудование узла учета было установлено в ходе совместного комиссионного обследования, проведённого истцом и ответчиком, результаты которого отражены в совместных актах обследования, а также отражены в результатах судебном экспертизы. При этом Истец не исполнил в течение всего спорного периода предписания комиссии в отношении спорных ОДПУ.
Таким образом, основания для проведения перерасчёта в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Москва, ул. Феодосийская, д.2 и д.11 отсутствуют ввиду неисправности ОДПУ в спорный период.
Приборы учёта КМ-5 применяются для коммерческого учета объема (массы) горячей воды, что входит в установленную по Закону N 102 от 26.06.2008 г. "Об обеспечении единства измерений" сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и поэтому кроме наличия действующих сведений о поверке КМ-5 необходимо также выполнять еще одно указание статьи 9 п.1:
"При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации".
Они изложены в эксплуатационной документации на прибор, в частности в Руководстве по эксплуатации. По п. 66 Правил N 1034 требуется при приемке узла учета в эксплуатацию проверять: а) соответствие монтажа составных частей узла учёта проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам.
В п. "а" Приложения Т Руководства по эксплуатации КМ-5 РЭ 4218-010-42968951-2010 указано: "При монтаже датчиков расхода КМ-5 уступы допускаются только осесимметричные. Для обеспечения осевой симметрии при монтаже следует применять специально поставляемые габаритные имитаторы".
Признание показаний узлов учета недостоверными при неосесимметричной установке фланцевых уплотнителей подтвердили и специалисты завода изготовителя КМ-5 (письмо организации "ТБН сервис" за N 21-21 от 14.04.2021 г. имеется в деле).
Месячные протоколы учета тепловой энергии и теплоносителя с учётом корректировок, внесённых "от руки" согласованы сторонами.
В соответствии с п. 21 Договора N 3 от 25.06.2015 г. "Горячее водоснабжение", подписанного без разногласий Истцом и Ответчиком, к двусторонним Актам приема-передачи тепловой энергии и теплоносителя приравниваются месячные протоколы учета тепловой энергии и теплоносителя с учётом корректировок, внесённых "от руки" (в случае сбоев работы приборов учёта), помимо зафиксированных приборами узлов учёта, являются действительными при наличии подписи представителя ООО "Котбут" и принимаются к расчёту с учётом внесённых записей.
В связи с чем объёмы горячей воды, с учётом произведённых в соответствии с действующим законодательством досчётов согласованы сторонами в соответствии с условиями заключенного Договора, основания для осуществления перерасчётов отсутствуют. В дополнениях к письменным пояснениям ООО "Котбут", представленным в материалы дела 18.03.2021 указаны подробные пояснения по каждому спорному случаю, по которому ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" заявляет о перерасчёте, с указанием по каким основаниям и по каким причинам производился досчёт объёмов, который полностью соответствует объёмам, зафиксированных сторонами в месячных протоколах учёта тепловой энергии.
В материалы дела истцом не представлено доказательств, мотивированного контррасчёта, подтверждающего, что расчёты объёмов, выставленных ответчиком по показаниям ОДПУ, являются неверными, не соответствую месячным протоколам учёта объёмов, в связи с чем, основания для перерасчёта отсутствуют.
ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" без замечаний подписаны акты приёма-передачи энергоресурсов за период с января по май 2019 года, в связи с чем, пересмотр объёмов тепловой энергии за указанный период, который согласован сторонами не представляется возможным. Истец не представил ответчику показания приборов учёта за июль 2020 года.
Как следует из п. 21 Договора ГВС обязанность по снятию показаний с приборов учёта и передача показаний приборов учёта в ресурсоснабжающую организацию лежит на абоненте. Срок передачи показаний - не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Так в июле 2020 года по МКД:
ул. Феодосийская д. 2 - не были сданы в установленный договором срок показания приборов учета ГВС;
ул. Феодосийская д. 3 - не были сданы в установленный договором срок показания приборов учета ГВС;
ул. Феодосийская д. 4 - не были сданы в установленный договором срок показания приборов учета ГВС;
ул. Феодосийская д. 5 - не были сданы в установленный договором срок показания приборов учета ГВС;
ул. Феодосийская д. 7 - не были сданы в установленный договором срок показания приборов учета ГВС;
ул. Феодосийская д. 9 - не были сданы в установленный договором срок показания приборов учета ГВС;
ул. Феодосийская д. 11 - не были сданы в установленный договором срок показания приборов учета ГВС.
Истцом также не представлены данные в соответствии с п.п. "д" п. 18 ПП N 124.
Учитывая вышеизложенное, Ответчик определение объемов потребления ГВС произвел по нормативу на каждого жителя в указанных МКД. Расчет по нормативу при отсутствии информации по объему потребляемых коммунальных услуг, соответствует п. 1. ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, в связи с чем основания для перерасчёта отсутствуют.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
Из пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета ранее был установлен Правилами N 307 (пункт 19 приложение N 2), затем с августа 2012 года Правилами N 354 (пункты 42,42(1), формулы 2 приложения N 2). Согласно указанным нормам расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществляется исходя из нормативов потребления отопления и горячей воды.
Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен также вступившим в силу с 07.03.2012 постановлении Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (подпункт "е" пункта 3, приложение к постановлению). В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды. С августа 2012 вступил в силу подпункт "в" пункта 21 Правил N 124, который подлежит применению, в том числе и к ранее заключенным договорам. Установленный данной нормой порядок исчисления объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, предусматривает применение для жилых помещений и общедомовых нужд норматива потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
Управляющая организация, обязана обеспечивать состояние внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ЖК РФ, пункт 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункты 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Расчётный способ определения объёма потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учёта, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, Истец не доказал, что расчеты Ответчика превышают совокупный размер обязательств конечных потребителей коммунальных услуг, что ведет к переплате со стороны управляющей компании.
Объемы услуги ГВС в расчетные периоды производились исключительно с учетом экономического интереса ГБУ "Жилищник района Северное Бутово". За периоды, в которые ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" не предоставлял информацию в соответствии с Договором N 3 от 25.06.2015 г. и Правил N 124 услуга начислялась по п. 1 ст. 157 ЖК РФ.
При осуществлении расчётов расчётным способом ООО "КОТБУТ" при выставлении счетов учитывало показания квартирных приборов учёта, при условии предоставления ГБУ "Жилищник района Северное Бутово" указанных данных, в связи с чем начисления за потреблённый коммунальный ресурс не нарушают экономические интересы управляющей организации.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2022 г. по делу N А40-243774/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Мезрина |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243774/2020
Истец: ГБУ г. Москвы "Жилищник района Северное Бутово"
Ответчик: ООО "КОТБУТ"