город Томск |
|
4 мая 2022 г. |
Дело N А03-13309/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационная компания "Петровское" (N 07АП-2391/22), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2022 по делу N А03-13309/2021 (судья Синцова В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационная компания "Петровское" (ИНН 2221139808, ОГРН 1082221010046), г. Барнаул Алтайского края к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070), г. Барнаул Алтайского края, о признании незаконным предписания по установленным фактам нарушений N 12- 05/ЛК/1922 от 04.06.2021, как несоответствующее требованиям части 1 статьи 1, части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 14, 16, 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, о признании незаконным предписания по установленным фактам нарушений N 12- 05/ЛК/1922-1 от 04.06.2021, как несоответствующее требованиям части 1 статьи 1, части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 14, 16, 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерного общества "Барнаульская Горэлектросеть",
от лиц, участвующих в деле: без участия(извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Жилищно - эксплуатационная компания "Петровское" (далее - заявитель, Общество, ООО ЖЭК "Петровское") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Госинспекция АК) о признании незаконным предписания по установленным фактам нарушений N 12-05/ЛК/1922 от 04.06.2021, как несоответствующее требованиям части 1 статьи 1, части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 14, 16, 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, о признании незаконным предписания по установленным фактам нарушений N 12-05/ЛК/1922-1 от 04.06.2021, как несоответствующее требованиям части 1 статьи 1, части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 14, 16, 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечено акционерное общество "Барнаульская Горэлектросеть" (далее - третье лицо, АО "Барнаульская Горэлектросеть").
Решением суда от 28.01.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Инспекция в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, доводы жалобы отклонила, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции поступило обращение от жителей многоквартирного дома N 117 по ул. Георгия Исакова в г. Барнауле, а также многоквартирного дома N 161 по ул. Северо - Западная в г. Барнауле по вопросам нарушения жилищного законодательства, а именно: не начисление платы за электроснабжение на содержание общего имущества (далее - СОИ) с марта 2021 года по июнь 2021 года.
Специалистом инспекции, на основании приказа N 12-04/ЛК/1922 от 04.06.2021, проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении, в ходе которой установлено, что по адресу: г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д. 161 с марта 2021 года не производится начисление платы за электрическую энергию СОИ, что является нарушением части 9.2 статьи 156, пункта 2 части 1 статьи 154 главы 14, пункта 1 части 2 статьи 154 главы 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
По адресу: г. Барнаул, ул. Георгия Исакова, д. 117 начисление платы за электрическую энергию СОИ управляющей организацией не производится с март 2021 года, что является нарушением части 9.2 статьи 156, пункта 2 части 1 статьи 154 главы 14, пункта 2 части 1.1 статьи 154 главы 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N ° 188-ФЗ.
Учитывая, что исполнение обязательных норм (стандартов, правил), предусмотренных подпунктом пункта разделом приложения формой подпункта пункта статьи 156 параграфа главы подраздела, пунктом 1 статьи 154 главы 14, пунктом 2 статьи 154 главы 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, и условий договора управления непосредственно относится к соблюдению требований части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, их несоблюдение лицензиатом (должностными лицами лицензиата) в силу требований подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, является нарушением лицензионных требований.
В связи с чем, ООО ЖЭК "Петровское" выдано предписание по установленным фактам нарушений N 12-05/ЛК/1922 от 04.06.2021, согласно которому Обществу предписано заключить с ресурсоснабжающей организацией - АО "Барнаульская горэлектросеть" - договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД. Производить начисление платы за электрическую энергию СОИ.
Также, 04.06.2021 ООО ЖЭК "Петровское" выдано предписание по установленным фактам нарушений N 12-05/ЛК/1922-1, согласно которому Обществу предписано заключить с ресурсоснабжающей организацией - АО "Барнаульская горэлектросеть" - договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД. Производить начисление платы за электрическую энергию СОИ.
Данными предписаниями N 12-05/ЛК/1922 от 04.06.2021, N 12-05/ЛК/1922-1 от 04.06.2021 установлен срок исполнения: 04.08.2021.
Посчитав данные предписания по установленным фактам нарушений незаконными, как несоответствующие требованиям части 1 статьи 1, части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 14, 16, 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ООО ЖЭК "Петровское" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что доказательств незаконности предписаний в материалы дела заявителем не представлено. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно положениям главы 24 АПК РФ, оспариваемое заявителем предписание административного органа, относится к решениям органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), поскольку является актом принятым единолично, содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, то есть обладает признаками ненормативного правового акта.
Под ненормативным актом государственного органа понимаются документы, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, который выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ). Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ). Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения внеплановой документарной проверки в отношении управляющей организации ООО ЖЭК "Петровское" о начислении платы за электроснабжение СОИ установлено, что начисление платы за электроснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды (далее - ОДН) производилось АО "Барнаульская горэлектросеть" по февраль 2021 года на основании договора от 01.10.2018 N 9820. С марта 2021 года за электроснабжение СОИ начисление не производится ни управляющей организацией ООО "ЖЭК "Петровское", ни АО "Барнаульская горэлектросеть". 21.04.2021 АО "Барнаульская горэлектросеть" направило ООО "ЖЭК "Петровское" дополнительное соглашение от 16.03.2021 к договору энергоснабжения в отношении вышеуказанных многоквартирных домов. Согласно предоставленного уведомления о вручении, дополнительное соглашение ООО "ЖЭК "Петровское" получено 30.04.2021.
С 01.03.2021 АО "Барнаульская горэлектросеть" выставляет счета - фактуры по оплате электроснабжение СОИ в отношении домов N 117 по ул. Георгия Исакова и N 161 по ул. Северо - Западная в г. Барнауле в адрес ООО ЖЭК "Петровское".
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
В соответствии счастью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения были внесены в ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
По общему правилу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 ЖК РФ, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт. В силу положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, и после 01.01.2017.
Между тем, в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, как верно указывает суд первой инстанции, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД. В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Управляющая организация в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо управляющей организации, либо напрямую ресурсоснабжающей организации, однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, - поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, - с 1 января 2017 года при управлении МКД управляющей организацией подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией (АО "Барнаульская горэлектросеть") и управляющей организацией (ООО ЖЭК "Петровское") в рассматриваемом случае не изменяет статуса управляющей организации по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющею содержание общего имущества МКД, поскольку управляющая организация обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения
Довод заявителя о том, что между собственниками помещений в доме и ресурсоснабжающей организацией имеются прямые договоры, правомерно судом первой инстанции отклонен, поскольку такие договорные отношения распространяются на приобретение коммунального ресурса для индивидуального потребления, а СОИ относится к жилищной услуге. И заявитель, как профессиональный участник рынка оказания услуг в области ЖКХ, обязано было довести до сведения жильцов изменения в жилищном законодательстве, вступившие в силу с января 2017 года, а также заключить соответствующий договор с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, управляющая организация, даже в случае заключенных прямых договоров на предоставление коммунальных услуг между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающей организацией, обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым необходимо определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащею оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы управляющая организация, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.
Деятельность по управлению многоквартирными домами по указанному в заявлении адресу осуществляется управляющей организацией ООО ЖЭК "Петровское" на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 10.04.2015 N 16.
Жителями указанных домов предоставлены платежные документы за период март, апрель 2021 года, в которых начисление платы за электроснабжение ОИ не производится.
Согласно части 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией заключены договоры холодного и горячею водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердою топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
В силу статьи 161, частей 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг возложена на управляющую компанию, которая принимает от жителей дома плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.
Управляющая организация при наличии прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией обязана в целях содержания общего имущества многоквартирного дома заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым необходимо определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. Названные расходы управляющая организация, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Исходя из пункта 4 Правил N 124 управляющая организация, на которую в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества и по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и потребляемого при содержании общего имущества.
Исходя из указанных норм права и в силу установленных обстоятельств на ООО ЖЭК "Петровское" возложена обязанность по заключению договора на предоставление коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Общество полагает, что заинтересованным лицом были допущены грубые нарушения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 294).
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления в орган государственною жилищного надзора, обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущею и капитального ремонта общего имущества в данном доме, нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилою помещения. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
С целью проведения проверки инспекцией изготовлен приказ N 12-04/ЛК/1922 от 04.06.2021, приказ размещен в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в разделе "реестр проверок".
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2017 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ФЗ N209) установлено, что ГИС ЖКХ - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Правовой основой создания, эксплуатации и модернизации системы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Жилищный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, регулирующие указанные в части 1 статьи 1 ФЗ N 209 отношения, и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Использование системы предполагает регистрацию и вход по средствам единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Возможности ГИС ЖКХ позволяют направлять информационные сообщения на электронный адрес проверяемых субъектов, указанный в ГИС ЖКХ со ссылкой на реестр проверок с момента внесения информации о проверке.
Частью 2 статьи 9 ФЗ N 209 установлено, что информация, содержащаяся в ГИС ЖКХ, является официальной. Государственный информационный ресурс системы подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в системе ГИС ЖКХ установлены приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016.
Согласно пункту 155 Приказа Минсвязи Российской Федерации, Минстроя Российской Федерации от 28.12.2015 N 589/944/пр "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней", информационное сообщение, направленное оператору системы, поставщику информации считается врученным такому лицу в момент доставки информационного сообщения в его личный кабинет.
Таким образом, внесение информации и приказа о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "ЖЭК "Петровское" в ГИС ЖКХ 04.06.2021 считается надлежащим образом направленным и доставлено в личный кабинет заявителя 04.06.2021, о чем имеется соответствующее информационное письмо системы.
В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Таким образом, 04.06.2021 управляющая компания была оповещена о проведении надзорного мероприятия.
Заявителем нормативно не мотивирован применительно к фактическим обстоятельствам дела довод о том, что такой способ вручения приказа противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что инспекцией в адрес ООО ЖЭК "Петровское" 07.06.2021, 19.08.2021 заказными письмами с уведомлением направлены акт проверки и предписания N 12-05/лк/1922 от 04.06.2021, N 12-05/лк/1922-1 от 04.06.2021, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений N88 от 07.06.2021.
Согласно отчету об отслеживании отправления направленное в адрес ООО ЖЭК "Петровское" заказное письмо с вложенным в него актом проверки и предписанием, указанным выше, вручены обществу 09.06.2021. Указанная информация также подтверждается письмом АО "Почты России", полученным в ответ на запрос инспекции о факте вручения адресату названного письма.
Списки внутренних почтовых отправлений, распечатки с сайта почты России, а также письмо АО "Почта России", подтверждающее вручение ООО ЖЭК "Петровское" заказной корреспонденции приложены к материалам арбитражного дела.
Таким образом, акт проверки в адрес общества инспекцией направлен 07.06.2021, получен им 09.06.2021.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294 предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением усыновленных ФЗ N 294 требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актми, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Часть 2 статьи 20 Федерального закона N 194 содержит перечень грубых нарушений требований при проведении проверки.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294 к грубым нарушениям требований при проведении проверки относится в частности нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 названного закона (в части непредставления акта проверки).
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона N 294 акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должное 1ного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, ею уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документ, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
Таким образом, часть 4 статьи 16 Федерального закона N 294 регламентирует порядок вручения акта проверки.
Вместе с тем, в силу пункта 6 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294 грубым нарушением при проведении проверки является не вручение акта проверки проверяемому лицу. Нарушение порядка вручения такого акта к грубым нарушениям не относится.
Как следует из материалов проведенной проверки, приложенных к материалам дела, инспекцией по результатам проверок, проведенных в отношении ООО ЖЭК "Петровское", составлены указанные акты, по одному экземпляру которого направлены в адрес общества посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением и получены заявителем жалобы.
Исходя из изложенных выше обстоятельств следует, что нарушение порядка вручения акта проверки не свидетельствует о неисполнении инспекцией обязанности по вручению акта проверки, следовательно, не влечет признание результатов проведенной проверки недействительными.
Доводы апелляционной жалобы общества, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным им суду первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого предписания вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у заинтересованного лица имелись все основания для вынесения оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества являются обоснованными. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2022 по делу N А03-13309/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационная компания "Петровское" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационная компания "Петровское" ИНН 2221139808, ОГРН 1082221010046, г. Барнаул Алтайского края из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 18.02.2022 N 6165.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13309/2021
Истец: ООО ЖЭК "Петровское"
Ответчик: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края
Третье лицо: АО "Барнаульская Горэлектросеть".