город Москва |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А40-195178/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2022 по делу N А40-195178/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7704515009)
к Управлению Росреестра Москве (ИНН 7726639745),
третьи лица: 1) Правительство Москвы (ИНН: 7710489036); 2) ООО "Легион IV"
(ИНН: 7723838100),
об оспаривании решения, изложенного в уведомлении от 27.07.2021 N КУВД001/2021-
15146358/4 (MFC-0558/2021-664613), об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Белова А.А. по дов. от 13.12.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Белова А.А. по дов. от 11.08.2021, 2) не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявление к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, ответчик) о признании незаконным уведомление от 27.07.2021 N КУВД-001/2021-15146358/4 (MFC0558/2021-664613) об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 13.04.2021 к договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004; об обязании осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 13.04.2021 к договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004.
Решением суда от 27.01.2022 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 13.04.2021 к договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004 признано незаконным. Управление Росреестра по Москве обязано в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенные права заявителя и осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 13.04.2021 к договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления Росреестра Москве и ООО "Легион IV" в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав в обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона.
Как следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением от 16.04.2021 N КУВД-001/2021-15146358 об осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 13.04.2021 к договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004, имеющего адресный ориентир: г. Москва, улица Новокосинская., вл. 36Б.
Уведомлением от 27.04.2021 N MFC-0558/2021-664613 Управлением Росреестра по Москве приостановлена государственная регистрация дополнительного соглашения от 13.04.2021 к договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507.
Департаментом было направлено письмо от 01.06.2021 ДГИ-1-46534/21-1 с ответом на обозначенные Управлением Росреестра по Москве недостатки.
Уведомлением от 27.07.2021 N КУВД-001/2021-15146358/4 (MFC-0558/2021- 664613) Управлением Росреестра по Москве отказано в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 13.04.2021 к договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507, в связи с истечением срока и не устранением причин приостановления государственной регистрации.
Основной причиной отказа регистрационных действий послужило несоответствие видов разрешенного использования земельного участка, указанных в градостроительном плане земельного участка (далее - ГПЗУ), сведениям ЕГРН.
Департамент посчитав, что уведомление Управления Росреестра по Москве от 27.07.2021 N КУВД-001/2021-15146358/4 (MFC-0558/2021-664613) об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 13.04.2021 к договору аренды от 18.06.2012 N М-11-049030 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004, имеющего адресный ориентир: г. Москва, улица Новокосинская, вл. 36Б, не соответствует закону, в связи с чем, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На земельный участок с кадастровым номером 77:03:0009004:1004 по адресу: г. Москва, улица Новокосинская, вл. 36Б заключен договор аренды от 21.12.2012 N М03-039507 для целей эксплуатации здания кафе сроком до 27.11.2061.
Указанный договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) города Москвы земельный участок с кадастровым номером 77:03:0009004:1004 расположен в границах территориальной зоны, для которой установлены индексы видов разрешенного использования "4.6", "4.8.1", "4.8.2".
На данный земельный участок оформлен Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) от 02.09.2019 N RU77169000-046564 в соответствии с ПЗЗ.
Департаментом 27.01.2021 выпущено распоряжение N 3321 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004", устанавливающее виды разрешенного использования земельного участка согласно ГПЗУ.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 27.01.2021 N 3321 "О выборе (установлении) вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004" были установлены виды разрешенного использования для данного земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, где сказано, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне N 77:03-7.2405. Для данного земельного участка установлены следующие виды разрешенного использования:
4.6. общественное питание. Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные);
4.8.1. развлекательные мероприятия. Размещение зданий и сооружений, предназначенных для организации развлекательный мероприятий, путешествий, для размещения дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов и т.п., игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр), игровых площадок;
4.8.2. проведение азартных игр. Размещение зданий и сооружений, предназначенных для размещения букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок вне игровых зон.
Соответствующая информация о видах разрешённого использования земельного участка внесена в Единый государственный реестре недвижимости.
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 06.04.2021 N 14291, в соответствии со ст. ст. 7.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 15 мая 2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", от 20 февраля 2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", от 28 марта 2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" между Департаментом и Третьим лицом (ООО "Легион IV") заключено дополнительное соглашение к Договору аренды, в соответствии с которым п. 1.1 раздела 1 "Предмет договора и цель предоставления земельного участка" изложен в следующей редакции:
"1.1. Предметом Договора является земельный участок, именуемый в дальнейшем "Участок", площадью 900 (девятьсот) кв. м. из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:03:0009004:1004, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Новокосинская, вл. 36Б, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 02.09.2019 N RU77169000-046564, а также установленным видом разрешенного использования, а именно: общественное питание. Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные) (4.6); развлекательные мероприятия. Размещение зданий и сооружений, предназначенных для организации развлекательный мероприятий, путешествий, для размещения дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов и т.п., игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр), игровых площадок (4.8.1); проведение азартных игр. Размещение зданий и сооружений, предназначенных для размещения букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок вне игровых зон (4.8.2)".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004 был установлен в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 120-ПП и соответствует установленному в ЕГРН и ГПЗУ от 02.09.2019 N RU77169000-046564. Строительство и реконструкция объектов будет осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом для территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок.
Как установлено судом первой инстанции, Департаментом были представлены необходимые и достаточные документы для осуществления регистрационных действий дополнительного соглашения от 13.04.2021 к Договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Москве Заявителю было отказано в регистрации дополнительного соглашения от 13.04.2021 к Договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507 (уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 27.07.2021 N КУВД-001/2021-15146358/4 (MFC0558/2021-664613) об отказе в государственной регистрации), в связи с выявленными несоответствиями в сведениях о разрешенном использовании земельного участка между дополнительным соглашением, ЕГРН, ГПЗУ и ПЗЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка, прежде всего, определяется назначением (разрешенным использованием) объектов, расположенных на данном участке.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст. 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В правилах землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне N 77:03-7.2405.
В перечне видов разрешенного использования указанного земельного участка присутствуют в том числе следующие виды использования:
4.6. общественное питание. Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные);
4.8.1. развлекательные мероприятия. Размещение зданий и сооружений, предназначенных для организации развлекательный мероприятий, путешествий, для размещения дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов и т.п., игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр), игровых площадок;
4.8.2. проведение азартных игр. Размещение зданий и сооружений, предназначенных для размещения букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок вне игровых зон. Указанные виды разрешенного использования были установлены для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004 распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 27.01.2021 N 3321 "О выборе (установлении) вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004", в связи с чем, были внесены изменения в ЕГРН.
Статьей 27 Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Перечень оснований для приостановления и соответственно последующего отказа в государственной регистрации является исчерпывающим.
Возможность его расширительного толкования регистрирующим органом законом не предусмотрена.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявителем были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого отказа, оспариваемый отказ не может быть признан законным.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, предоставляемого в аренду, видам разрешенного использования земельного участка, предоставляемого в аренду, видам разрешенного использования, установленными Правилами землепользования и застройки города Москвы, что не соответствует цели предоставления земельного участка.
Между тем, вопреки доводам жалобы, в качестве причины отказа в оспариваемом уведомлении указано несоответствие видов разрешенного использования земельного участка, указанных в ГПЗУ, сведениям ЕГРН, а не целям предоставления земельного участка.
Таким образом, аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенные права заявителя осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 13.04.2021 к договору аренды от 21.12.2012 N М-03-039507 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009004:1004.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2022 по делу N А40-195178/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195178/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ООО "ЛЕГИОН IV"