г. Москва |
|
20 февраля 2024 г. |
Дело N А40-101329/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Управляющая компания 24/7"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2023 по делу N А40-101329/23
по заявлению ООО "Управляющая компания 24/7"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
третьи лица - 1) ООО "Управляющая компания "Надежда", 2) Муниципальное бюджетное учреждение "Жилищник Московский", 3) Товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Георгиевская 13"
о признании незаконным распоряжения
при участии:
от заявителя: |
Сагенбаев И.А. по доверенности от 01.05.2023; |
от заинтересованного лица: |
Рыжикова Т.А. по доверенности от 22.12.2023, Устинов С.Л. по доверенности от 22.12.2023; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен, 2) Фетискин А.Ю. по доверенности от 23.01.2024, 3) Коваленко А.А. по доверенности от 10.02.2024; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "24\7" (далее - Заявитель, ООО "Управляющая компания "24\7", ООО "УК 24/7", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Заинтересованное лицо, Мосжилинспекция, Инспекция) о признании незаконным распоряжения Мосжилинспекции N 14218-РЛ от 06.04.2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены ООО "Управляющая компания "Надежда" (ООО "УК "Надежда"), муниципальное бюджетное учреждение "Жилищник Московский" (МБУ "Жилищник Московский"), Товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Георгиевская 13".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2023 в удовлетворении заявления ООО "Управляющая компания "24\7" отказано.
ООО "Управляющая компания "24\7" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Управляющая компания "24\7" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители Мосжилинспекция, МБУ "Жилищник Московский" с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ТСН "ТСЖ Георгиевская 13" доводы апелляционной жалобы ООО "УК "24\7" поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Третье лицо по делу ООО "УК "Надежда", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьих лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: город Москва, город Московский, 3-й микрорайон, дом 17; город Москва, город Московский, ул. Радужная, дом 15; город Москва, город Московский, ул. Георгиевская 13; город Москва, город Московский, ул. Радужная, дом 21 приняты решения о выборе в качестве управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания 24/7" и заключении с ней договора управления. Договоры управления между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания 24/7" и собственниками многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам были заключены.
Заявления о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами были направлены в Государственную жилищную инспекцию города Москвы.
Распоряжением N 14218-РЛ от 06.04.2023 Государственной жилищной инспекции города Москвы Заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы. Инспекция мотивировала отказ несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 "Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N 938/пр. (далее - Порядок), а именно: не соблюден действующий порядок расторжения договоров управления, заключенных с ООО "УК "Надежда" и МБУ "Жилищник Московский".
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 6.3 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-1111, в целях осуществления своих полномочий Мосжилинспекция ведет реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Решение о внесении изменений в реестр лицензий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, в соответствии с требованиями приказа Минстроя Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Согласно пунктам 4-6 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов. В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" Мосжилинспекция формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в который вносятся изменения в случае смены управляющей организации в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ установлено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное законом или договором право на односторонний отказ от договора может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Как установлено судом первой инстанции, 07 февраля 2023 года в адрес Мосжилинспекции с заявлениями о включении в реестр лицензий города Москвы обратилось ООО "Управляющая компания "24\7" по адресам многоквартирных домов: г. Москва, г. Московский, ул. Георгиевская, д. 13, г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 15, г. Москва, г. Московский, 3-й микрорайон, д. 17, г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 21. Каждому заявлению присвоен номер МЖИ-05
13 февраля 2022 года в целях исполнения части 3 статьи 198 ЖК РФ по внесению изменений в реестр лицензий города Управлением организации лицензионного контроля и жилищного надзора проведена проверка заявлений и прилагаемых документов сделаны заключения, согласно которым: МЖИ-05-4326 г. Москва, г. Московский, 3-й микрорайон, д. 17 Достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка не подтверждена:
- в части соблюдения требований законодательства при принятии решений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, г. Московский, 3-й микрорайон, д. 17, результаты которого оформлены протоколом от 12.06.2022 N 1, от 31.01.2023 N 1, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления МКД;
- по представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы представлен договор управления МКД от 12.06.2022 N 02-1703ДУ и размещен в ГИС ЖКХ, подписанный председателем Совета МКД Суменковым А.А. (собственник квартиры N 113) от имени всех собственников (вопросом 4 повестки дня общего собрания собственниками принято решение о выборе председателя Совета МКД Суменкова А.А. (собственник квартиры N 113) - по данному вопросу проголосовали "за" 91,8%. или 4253,1 кв. м. голосов собственников от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании, по вопросу 9 повестки дня собственниками не принято решение о наделении председателя Совета МКД Суменкова А.А. на подписание договора управления МКД от имени всех собственников - согласно протокола собственники проголосовали "за" 88,6% голосов собственников от количества голосов собственников принявших участие в голосовании, что составляет 4104,9 кв. м. или 53,2% голосов собственников от общего количества голосов собственников в МКД, так как за наделение полномочиями председателя совета МКД на подписание договора управления МКД проголосовало недостаточное количество голосов собственников помещений в МКД, что является нарушением требований части 1 статьи 46 ЖК РФ; также в ГИС ЖКХ в разделе Реестр собственников, подписавших договор управления размещен "Реестр собственников помещений, принявших участие в голосовании", который является приложением к протоколу общего собрания от 12.06.2022 N 1).
-наличие противоречий в сведениях, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (в реестре лицензий города Москвы многоквартирный дом по адресу: г. Москва, г. Московский, 3-й микрорайон, д. 10 включен в перечень домов, находящихся под управлением ООО "УК "Надежда" (ИНН 5024205775), в связи с заключением договора управления МКД от 31.10.2022 N МК-3/17 на основании решения собственников помещений в МКД, оформленного протоколом общего собрания от 31.10.2022 N б/н. Заявление о расторжении договора управления от ООО "УК "Надежда" (ИНН 5024205775) в Мосжилинспекцию не поступало).
Что касается заявления МЖИ-05-4345 г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 21, то достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка Мосжилинспекцией также не установлена в части соблюдения требований законодательства при принятии решений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 21, результаты которого оформлены протоколом от 30.01.2023 N 1, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления МКД;
- в договоре управления МКД от 31.01.2023 N 06-0421-ДУ содержатся сведения о четырех приложениях к договору управления, при этом с заявлением представлено и размещено в ГИС ЖКХ пять приложений;
- по представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы представлен договор управления МКД от 31.01.2023 N 06-0421-ДУ и размещен в ГИС ЖКХ, подписанный председателем Совета МКД Струковой М.В. (собственник квартиры N 137, общей площадью 76,1 кв. м.)от имени всех собственников (вопросом 5 повестки дня общего собрания собственниками принято решение о выборе председателя Совета МКД Струкову М.В. (собственник квартиры N 137) - по данному вопросу, согласно протокола, проголосовали "за" 77,92% голосов собственников от общего количества голосов собственников помещений в МКД, по вопросу 13 повестки дня собственниками принято решение о наделении председателя Совета МКД Струковой М.В. на подписание договора управления МКД от имени всех собственников - согласно протоколу собственники проголосовали "за" 75,9% голосов собственников от общего количества голосов собственников помещений в МКД).
Кроме этого, выявлено наличие противоречия в сведениях, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (в реестре лицензий города Москвы многоквартирный дом по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 21 включен в перечень домов, находящихся под управлением ООО "УК "Надежда" (ИНН 5024205775), в связи с заключением договора управления МКД от 17.11.2022 N МР-21 на основании решения собственников помещений в МКД, оформленного протоколом общего собрания от 17.11.2022 N б/н. Заявление о расторжении договора управления от ООО "УК "Надежда" (ИНН 5024205775) в Мосжилинспекцию не поступало).
Что касается заявления МЖИ-05-4348 г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 15, то достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка не подтверждена:
- в части соблюдения требований законодательства при принятии решений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 15, результаты которого оформлены протоколом от 30.01.2023 N 1, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления МКД;
- в договоре управления МКД от 31.01.2023 N 05-0415-ДУ, представленном с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и размещенном в ГИС ЖКХ, содержатся сведения о четырех приложениях к договору, при этом к договору представлено пять приложений;
- по представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы представлен договор управления МКД от 31.01.2023 N 05-0415-ДУ и размещен в ГИС ЖКХ, подписанный председателем Совета МКД Куянцевой Л.А. (собственник квартиры N 1) от имени всех собственников (вопросом 5 повестки дня общего собрания собственниками принято решение о выборе председателя Совета МКД Куянцеву Л.А. (собственник квартиры N 1) - по данному вопросу проголосовали "за" 72,51% голосов собственников от общего количества голосов собственников помещений в МКД, по вопросу 13 повестки дня собственниками принято решение о наделении председателя Совета МКД Куянцевой Л.А. на подписание договора управления МКД от имени всех собственников - согласно протоколу собственники проголосовали "за" 7,53% голосов собственников от общего количества голосов собственников помещений в МКД).
Кроме этого, выявлено наличие противоречия в сведениях, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (в реестре лицензий города Москвы многоквартирный дом по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 15 включен в перечень домов, находящихся под управлением МБУ "Жилищник Московский" (ИНН 7751201673), в связи с заключением договора управления МКД от 15.11.2021 N Р15-57 на основании постановления администрации поселения Московский от 12.11.2021 N 65 "Об определении временной управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 15". Заявление о расторжении договора управления от МБУ "Жилищник Московский" (ИНН 7751201673) в Мосжилинспекцию не поступало).
В отношении заявления МЖИ-05-4337 г. Москва, г. Московский, ул. Георгиевская, д. 13,то достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка не подтверждена:
- в части соблюдения требований законодательства при принятии решений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Георгиевская, д. 13, результаты которого оформлены протоколом от 30.01.2023 N 1, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления МКД;
- в договоре управления МКД от 31.01.2023 N 04-0413-ДУ, представленном с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и размещенном в ГИС ЖКХ, содержатся сведения о четырех приложениях к договору, при этом к договору представлено пять приложений, также в приложении N 5 к указанному договору управления некорректно указан номере договора управления, а именно: от 31.01.2023 N 06-0421-ДУ;
- по представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы представлен договор управления МКД от 31.01.2023 N 04-0413-ДУ и размещен в ГИС ЖКХ, подписанный председателем Совета МКД Полещуком А.С. (собственник квартиры N 49) от имени всех собственников (вопросом 5 повестки дня общего собрания собственниками принято решение о выборе председателя Совета МКД Полещука А.С. (собственник квартиры N 49) - по данному вопросу проголосовали "за" 80,22% голосов собственников от общего количества голосов собственников помещений в МКД, по вопросу 13 повестки дня собственниками принято решение о наделении председателя Совета МКД Полещука А.С. на подписание договора управления МКД от имени всех собственников - согласно протоколу собственники проголосовали.
Кроме этого, выявлено наличие противоречия сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (в реестре лицензий города Москвы многоквартирный дом по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Георгиевская, д. 13 включен в перечень домов, находящихся под управлением МБУ "Жилищник Московский" (ИНН 7751201673), в связи с заключением договора управления МКД от 15.11.2021 N Г13 на основании постановления Администрации поселения Московский от 12.11.2021 N 62 "Об определении временной управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Георгиевская, д. 13". Заявление о расторжении договора управления от МБУ "Жилищник Московский" (ИНН 7751201673) в Мосжилинспекцию не поступало.
В связи с чем, и на основании части 3 статьи 198 ЖК РФ, в соответствии с подпунктом "в" пункта 7, подпунктами "а" и "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, Распоряжениями от 15.03.2023 N13692-РЛ и N13693-РЛ рассмотрение заявлений от 07.02.2023 представленных Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "24\7"" Мосжилинспецией приостановлено.
В соответствии с пунктом 15 Порядка и Положением установленным Постановлением N 366-ПП от 26.07.2011 Мосжилинспекцией направлены запросы о предоставлении дополнительных доказательств, послуживших основанием для приостановления рассмотрения заявления, в адрес Заявителя ООО "Управляющая компания "24\7" и действующих управляющих организаций, МБУ "Жилищник Московский" и ООО "УК "Надежда".
По результатам полученных ответов на запросы Инспекцией проведена поверка заявлений ООО "УК "24\7", после приостановления, по результатам которой издано оспариваемое распоряжение от 06.04.2023 N 14218-РЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявления обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "24\7" в связи с несоответствием заявлений и документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка, выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка: выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях и представленных документах (не соблюден действующий порядок расторжения договоров управления многоквартирными домами, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" (ИНН 5024205775), в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Москва, г. Московский, 3-й микрорайон, д. 17, г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 21 и заключенных с Муниципальным бюджетным учреждением "Жилищник Московский" (ИНН 7751201673), в отношении многоквартирных домов по адресам: г. Москва, г. Московский, ул. Георгиевская, д. 13, г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 15.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем решения необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В данном случае совокупности указанных условий не имеется.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
На дату рассмотрения заявлений, собственники помещений в указанных многоквартирных домах уже имели обязательства перед управляющими организациями в виде заключенных договоров управления:
1. МЖИ-05-4326 г. Москва, г. Московский, 3-й микрорайон, д. 17 - договор управления от 31.10.2022 N МК-3/17 на основании решения собственников помещений в МКД, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 31.10.2022 Nб-н.
Условиями данного договора установлен, в том числе, основания для расторжения договора, а именно: согласно пункту 9.1 данного договора "Изменение условий настоящего договора или его расторжение осуществляются в порядке, предусмотренным законодательством РФ", а также в соответствии с пунктом 9.6. "Одностороннее расторжение Собственниками настоящего договора до истечения срока указанного в пункте 11.1 настоящего Договора на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, допускается, если факт невыполнения Управляющей организацией условий Договора подтвержден составленными в установленном законодательством порядке актами ненадлежащего качества выполнения работ (оказания услуг)".
2. МЖИ-05-4345 г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 21 - договор управления от 17.11.2022 N МР-21 на основании решения собственников помещений в МКД, оформленного протоколом общего собрания от 17.11.2022 N б/н.
Условиями данного договора установлены, в том числе, основания для расторжения договора, а именно: согласно пункту 9.1 данного договора "Изменение условий настоящего договора или его расторжение осуществляются в порядке, предусмотренным законодательством РФ", а также в соответствии с пунктом 9.6. "Одностороннее расторжение Собственниками настоящего договора до истечения срока указанного в пункте 11.1 настоящего Договора на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, допускается, если факт невыполнения Управляющей организацией условий Договора подтвержден составленными в установленном законодательством порядке актами ненадлежащего качества выполнения работ (оказания услуг)".
3. МЖИ-05-4337 г. Москва, г. Московский, ул. Георгиевская, д. 13 - договор управления от 15.11.2021 N Г13 на основании постановления Администрации поселения Московский от 12.11.2021 N 62 "Об определении временной управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Георгиевская, д. 13"
Условиями данного договора установлены, в том числе, основания для расторжения договора, а именно: согласно пункту 8.1. "Изменение и расторжение настоящего Договора осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством", а также в соответствии с пунктом 8.2. "При отсутствии заявления одной из Сторон о прекращении Договора по окончании срока его действия Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях", пункт 8.3. "Настоящий Договор в одностороннем порядке по инициативе любой из Сторон считается расторгнутым через два месяца с момента направления другой Стороне письменного уведомления, за исключением случаев, указанных в абзаце 1 подпункта "а" пункта 8.1.1 настоящего Договора".
4. МЖИ-05-4348 г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 15 - договор управления МКД от 15.11.2021 N Р15-57 на основании постановления Администрации поселения Московский от 12.11.2021 N 65 "Об определении временной управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, г. Московский, ул. Радужная, д. 15".
Условиями данного договора установлены, в том числе, основания для расторжения договора, а именно: Условиями данного договора установлены в том числе основания для расторжения договора, а именно: согласно пункту 8.1. "Изменение и расторжение настоящего Договора осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством", а также в соответствии с пунктом 8.2. "При отсутствии заявления одной из Сторон о прекращении Договора по окончании срока его действия Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях", пунктом 8.3. "Настоящий Договор в одностороннем порядке по инициативе любой из Сторон считается расторгнутым через три месяца с момента направления другой Стороне письменного уведомления, за исключением случаев, указанных в абзаце 1 подпункта "а" пункта 8.1.1 настоящего Договора".
Довод Заявителя ООО "УК 24\7", что протоколы по выбору управляющей организации ООО УК "Надежда" были оспорены в районном суде, в связи с чем, данное обстоятельство является основанием для отмены оспариваемого распоряжения судом первой инстанции правильно отклонен.
Как установлено в Порядке изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3,3.1, 5-5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются следующие документы:
а) в случае внесения изменений в реестр в связи с заключением управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
б) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с определением управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: копия решения органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и г.Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное, об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом;
в) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с вступившим в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом в соответствии с частью 3.1. статьи 198 Жилищного кодекс Российской Федерации: копия вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом и (или) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о расторжении договора управления многоквартирным домом;
г) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом: сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора; копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о заключении договора управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному вопросу в орган государственного жилищного надзора;
д) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом: сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора; сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о дате начала управления многоквартирным домом в системе; копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
е) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с расторжением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией: сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о расторжении договора управления многоквартирным домом в системе; копия направленного уведомления о расторжении договора управления многоквартирным домом или копия вступившего в законную силу соответствующего решения суда или копия заключенного соглашения о расторжении договора управления многоквартирным домом;
ж) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с расторжением по инициативе управляющей организацией в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме: копия заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме;
з) в случае реорганизации в форме присоединения к управляющей организации юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц; копии решений общих собраний участников (акционеров) управляющей организации и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения; копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и управляющей организацией;
и) в случае реорганизации в форме преобразования управляющей организации: копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования; копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
к) в случае реорганизации в форме слияния управляющих организаций (далее -реорганизованные юридические лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния; копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния; копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния; справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником.
Кроме этого, в протоколах общих собраний по спорным многоквартирным домам, представленных Заявителем, отсутствует вопрос о наделении ООО УК "24\7" правом направить в адрес управляющей организации уведомление о расторжении договорных отношений.
В частности, вопросом 9 в повестке дня стоит вопрос о наделении председателя совета МКД от имени всех собственников направить в адрес управляющей организации уведомлении о расторжении договорных отношений.
В то же время, к заявлениям приложено доказательство о направлении уведомлений о расторжении договорных отношений от имени ООО УК "24\7", а не от имени собственников спорных многоквартирных домов.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем распоряжения Мосжилинспекции N 14218-РЛ от 06.04.2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.2023 по делу N А40-101329/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101329/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ 24/7"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНИК МОСКОВСКИЙ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАДЕЖДА", ТСЖ "Радужная 15", ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " ГЕОРГИЕВСКАЯ 13"