г. Москва |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А40-221429/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2023 по делу N А40-221429/23,
по заявлению ООО "Дитрих"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица - 1) Департамент городского имущества г.Москвы,
2) ИП Зайцев К.Д.,
3) Московское УФАС России,
об оспаривании решений,
при участии:
от заявителя: |
Литвинова А.В. по доверенности от 20.12.2021; |
от ответчика: |
Струков Д.В. по доверенности от 15.01.2024; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; 3.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДИТРИХ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление Росреестра по Москве, Управление) о признании незаконными решений от 25.07.2023 N КУВД-001/2023-31407232/3 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на объект с кадастровым номером 77:01:0001035:1816, от 25.10.2023 N КУВД-001/2023-31407232/7 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на данный объект, от 01.08.2023 N КУВД-001/2023-33171140/1 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001035:1904 и от 01.11.2023 N КУВД-001/2023-33171140/5 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на данный объект, а также обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления государственной регистрации перехода права собственности в отношении объекта недвижимости общей площадью 190,2 кв.м., с кадастровым номером 77:01:0001035:1904, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1, пом. 1/3/3 в соответствии с заключенным договором купли-продажи недвижимого имущества и поручительством от 30.03.2023 от ООО "ДИТРИХ" к ИП Зайцеву Кириллу Дмитриевичу (с учетом уточнений заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 25.12.2023 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, ООО "ДИТРИХ" являлся собственником нежилых помещений общей площадью 297,2 кв. м. кадастровый номер 77:01:0001035:1816 расположенных по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1, пом. 1/5/3 (запись регистрации права 77:01:0001035:1816-77/051/2022-9 от 27.12.2022) и общей площадью 190,2 кв. м. кадастровый номер 77:01:0001035:1904 (запись регистрации права 77:01:0001035:1904-77/051/2022-5 от 27.12.2022) расположенных по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1, пом. 1/3/3 на основании заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы договора купли-продажи недвижимости (нежилого помещения) N 59-8095 от 29.11.2022 (учетный), выдан 29.11.2022.
30.03.2023 между ООО "ДИТРИХ" и ИП Зайцевым Кириллом Дмитриевичем был заключен Договор купли-продажи недвижимости с поручительством вышеуказанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0001035:1816 и 77:01:0001035:1904.
Письмом от 15.05.2023 N ДГИ-1-24163/23-1, Департамент согласовал переход права собственности на нежилое помещение (далее - Согласие) от Заявителя к Покупателю- ИП Зайцеву Кириллу Дмитриевичу.
19 июля 2023 года ООО "ДИТРИХ" (через филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Донской) обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями N MFC-0558/2023-1074610-1 от 19 июля 2023 года о государственной регистрации перехода права собственности в отношении объекта недвижимости общей площадью 297,2 кв. м. кадастровый номер 77:01:0001035:1816 расположенных по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1, пом. 1/5/3.
В качестве правоустанавливающего документа со стороны ООО "ДИТРИХ" был представлен Договор купли-продажи недвижимости с поручительством от 30.03.2023 г., заключенного между ООО "ДИТРИХ" и ИП Зайцевым Кириллом Дмитриевичем, по которому поручитель обязуется передать в собственность должника вышеуказанный объект недвижимости, а должник принять и оплатить это имущество.
На основании решения Управления от 25.07.2023 N КУВД-001/2023-31407232/3 государственная регистрация права собственности в отношении объекта недвижимости общей площадью 297,2 кв. м. с кадастровым номером 77:01:0001035:1816 расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1, пом. 1/5/3 была приостановлена до 25.10.2023.
В качестве причины приостановки регистрационных действий, Управление указало, что передача стороной всех прав и обязанностей по договору купли-продажи недвижимого имущества, которое приобретено в порядке действия Закона N 159-ФЗ, другому лицу возможно путем проведения аукциона на право заключения договора, предусматривающего переход прав в отношении приватизированного имущества.
28.07.2023 общество (через филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Лосиноостровский) обратилось в Управление с заявлением N MFC-0558/2023-1123421-1 от 28.07.2023 о государственной регистрации перехода права собственности в отношении объекта недвижимости общей площадью 190,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001035:1904 (запись регистрации права 77:01:0001035:1904-77/051/2022-5 от 27.12.2022), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1, пом. 1/3/3.
Решением Управления от 01.08.2023 N КУВД-001/2023-33171140/1 государственная регистрация права собственности в отношении объекта недвижимости общей площадью 190,2 кв. м. с кадастровым номером 77:01:0001035:1904 (запись регистрации права 77:01:0001035:1904-77/051/2022-5 от 27.12.2022) расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1, пом. 1/3/3 приостановлены до 01.11.2023.
Впоследствии Управлением приняты решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости общей площадью 297,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001035:1816 расположенный по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1, пом. 1/5/3 (решение от 25.10.2023 N КУВД-00Ш023-31407232/7) и об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости общей площадью 190,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001035:1904 расположенный по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 7/8, стр. 1, пом. 1/3/3 (решение от 01.11.2023 г. N КУВД-001/2023-33171140/5).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "ДИТРИХ" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемых ненормативных актов регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с положениями ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Особенности приватизации недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства определяются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Положениями ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу ч. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Из взаимосвязанного толкования приведенных правовых норм следует, что перешедшее в порядке приватизации недвижимое имущество физическим и (или) юридическим лицам с момента государственной регистрации права становится их собственностью, прекращая процесс приватизации, а, следовательно, прекращается регулирование правоотношений, связанных с приватизацией, действие которого направлено лишь на передачу государственного и муниципального имущества в собственность частных лиц.
Став собственником имущества, указанные лица вправе распорядится им своей волей и в своем интересе в соответствии со ст. 209 ГК РФ, которая устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает различные способы отчуждения, принадлежащего собственникам имущества, в том числе и путём передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора).
В соответствии со ст. 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга. По смыслу статьи 392.3 ГК РФ стороны договора и третье лицо вправе согласовать переход всех прав и обязанностей одной из сторон договора третьему лицу. В этом случае к третьему лицу переходит комплекс прав и обязанностей по договору в целом, в том числе в отношении которых не предполагается совершение отдельной уступки или перевода долга (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки").
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (Закон об ипотеке) к залогу недвижимого имущества, возникающему на основании ипотеки в силу закона, соответственно применяются правила о залоге, возникающем в силу договора об ипотеке.
В силу пункта 1 статьи 37 Закона об ипотеке имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи, дарения, обмена, внесения его в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в имущество производственного кооператива или иным способом лишь с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.
В рассматриваемом случае заявитель с согласия продавца (залогодержателя) реализовал свои права собственника в установленном законом порядке через институт перемены лиц в обязательстве на основании сделки в соответствии с положениями главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, ООО "ДИТРИХ" самостоятельно, в установленном законом порядке, уже реализовало своё право на приватизацию спорного нежилого помещения, заключив с Департаментом городского имущества договор купли-продажи недвижимости N 59-8095 от 29.11.2022 (учетный), выдан 29.11.2022.
Согласие Департамента обусловлено тем, что заявитель остается поручителем за нового покупателя на оставшуюся сумму основного долга (включая задолженность по основному долгу), процентов и неустойки (штрафов и пени), начисленных на момент заключения договора передачи договора купли-продажи недвижимости с поручительством, а также процентов за предоставленную рассрочку и штрафных санкций, начисляемых до момента надлежащего исполнения обязательств по договору.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, указанный Объект недвижимости принадлежит заявителю на праве собственности и не является государственной или муниципальной собственностью, в связи с чем ООО "ДИТРИХ" вправе распорядиться им по своему усмотрению без учёта положений законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, прекративших регулирование правоотношений в отношениях с другими участниками гражданского оборота, основываясь исключительно на нормах гражданского законодательства, регулирующих права собственников недвижимого имущества.
Означенная правовая позиция согласуется с позициями изложенными в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2021 г. по делу N А40-124402/2020, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01 декабря 2020 года по делу NА40-209918/2019, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2021 по делу NА40-1760/2021.
При таких обстоятельствах, основания для отказа в испрашиваемых государственных регистрациях у Управления отсутствовали.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения Управления являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в течение месяца с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов ООО "ДИТРИХ" путем осуществления государственной регистрации перехода права собственности в отношении вышеуказанных объектов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.12.2023 по делу N А40-221429/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221429/2023
Истец: ООО "ДИТРИХ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Зайцев Кирилл Дмитриевич, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ