г.Москва |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А40-151180/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Яремчук,
рассмотрев апелляционную жалобу
Закрытого акционерного общества "Вагон-Сервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2021 по делу N А40-151180/21,
принятое судьей Куклиной Л.А., (шифр судьи 32-1428)
по иску Акционерному обществу
"Федеральная пассажирская компания"
(ОГРН 1097746772738)
к Закрытому акционерному обществу "Вагон-Сервис"
(ОГРН 1067757930382)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ЗАО "Вагон-Сервис" неустойки по договору N 395 от 26.06.2009 в сумме 425 930 руб. 14 коп..
Решением суда от 08.12.2021 года исковые требования АО "ФПК" удовлетворены.
ЗАО "Вагон-Сервис" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
АО "ФПК" направило в суд письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, 26.06.2009 между АО "Федеральная пассажирская компания" (заказчик) и ЗАО "Вагон-Сервис" (исполнитель) заключен договор оказания услуг N 395, согласно которому исполнитель обязуется по заданию (заявке) заказчика в течение срока действия настоящего договора оказывать услуги (выполнять работы) на основании отраслевых стандартов, технических условий и иных документов, регламентирующих выполнение работ (оказание услуг) в соответствии с условиями настоящего договора, в том числе подготовку к покраске и покраску кузовов вагонов, включая нанесение на кузова вагонов с помощью трафаретов указанной заказчиком информации.
Пунктом 7.6 договора установлено, что в случае обнаружения недостатков оказанных услуг (выполненных работ) по качеству, заказчик вправе потребовать, а исполнитель по требованию заказчика обязан уплатить последнему штрафную неустойку в размере 10% от стоимости оказанных услуг (выполненных работ) по каждому вагону, в отношении которого были обнаружены недостатки, за каждый выявленный случай нарушения.
Вместе с тем, ЗАО "Вагон-Сервис" допущены факты некачественного оказания услуг.
Факт оказания ответчиком услуг ненадлежащего качества подтверждается представленными в материалы дела актами о недостатках выполненных работ.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия об оплате неустойки, которая оставлена без удовлетворения.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В связи с нарушением ответчиком договорных обязательств истцом начислена неустойка в размере 425 930 руб. 14 коп..
Расчет суммы штрафной неустойки проверен судом апелляционной инстанции, признается математически и методологически верным.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать е обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства по оплате штрафной неустойки, то выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерны.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что истцом приняты выполненные работы без замечаний, акты, представленные истцом, являются промежуточными и не подтверждают наличие недостатков работ.
Согласно п. 3.3.1 договора исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует условиям договора и требованиям законодательства РФ, государственных и отраслевых стандартов, технических условий и иных документов, регламентирующих выполнение работ (оказание услуг) по настоящему договору.
Пунктом 3.4.3 договора установлено, что исполнитель обязан обеспечить качество услуг (работ), соответствующее условиям договора и требованиям законодательства РФ, государственных и отраслевых стандартов, технических условий и иных документов, регламентирующих выполнение работ (оказание услуг) по договору.
Согласно п. 5.9 договора услуги считаются оказанными в отчетном месяце с момента подписания Акта сдачи-приемки услуг (работ) обеими сторонами. При этом заказчик, принявший услуги (работы), не лишается права ссылаться на их недостатки, выявленные после приемки.
Кроме того, 16.04.2012 разработан и утвержден "Регламент взаимодействия между Вагонным участком Санкт-Петербург Московский и ЗАО "Вагон-Сервис" по оказанию услуг, связанных с обмывкой кузовов пассажирских вагонов (к договору N 395 от 26.06.2009 г.)" (далее Регламент). Разделом 5.5. Регламента определен порядок сдачи приемки результатов услуг (работ).
Согласно п. 5.5.1 после произведенной обмывки вагонов приемочная комиссия (ПДК) в составе председателя ПДК, начальника поезда и мастера (бригадира) исполнителя производит комиссионный осмотр вагона. Контроль качества обмывки кузовов вагонов осуществляется на соответствие требованиям Методики "Оценки качества обмывки и окрашивания материалами повышенной долговечности пассажирских вагонов", утвержденной распоряжением Федеральной пассажирской дирекции N 752/р от 16.09.09. Контролю качества не подвергаются поверхности кузова, не прошедшие механическую обработку щётками вагономоечного комплекса (ниши под поручнями, торцевые стены, крыши, верхние поверхности гофр, и т.п.).
При этом, понятия "промежуточный акт" ни договором, ни регламентом не определено, напротив, в ходе приемки качества подготовки поездов в рейс постоянно действующей комиссией ПДК были выявлены случаи оказания услуг по обмывке вагонов водой ненадлежащего качества в период с 18.08.2020 по 31.08.2020.
В соответствии с п. 5.5.2 регламентам случае выявления приемочной комиссией несоответствия качества обмывки вагона, председатель ПДК совместно с мастером (бригадиром) исполнителя делают соответствующую отметку в акте сдачи - приемки выполненных работ.
В соответствии с п. 5.5.4 регламента, в случае устранения исполнителем выявленных недостатков до отправления вагона в рейс, услуги по вагону, по которому обнаружены недостатки, считаются выполненными своевременно и с надлежащим качеством. В дальнейшем услуги подлежат сдаче-приемке в соответствии с положениями регламента без каких - либо оговорок и претензий.
Вместе с тем, пунктами 6.1-6.2, 6.3-6.7 регламента действительно предусмотрено составление ежедневных актов сдачи-приемки и сводных актов по всем структурным подразделениям, которые составляются с целью определения в целом объема оказанных услуг по подразделению и по филиалу. Однако проставление отметок о некачественно оказанных услугах в данных актах не предусмотрено.
Выявленные недостатки по качеству оказанных услуг зафиксированы в актах приема-сдачи выполненных работ, отметок об устранении выявленных нарушений в актах приема-сдачи выполненных работ не имеется.
Выявленные в ходе комиссионного осмотра ПДК недостатки услуг, связанные с обмывкой кузовов пассажирских вагонов, исполнителем ЗАО "Вагон-Сервис" до отправления вагона в рейс не были устранены.
Судом первой инстанции дана соответствующая оценка всем обстоятельствам дела, факт ненадлежащего оказания услуг нашел свое подтверждение представленными по делу доказательствами, расчет неустойки проверен и признан верным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ни договором, ни Регламентом не определена обязанность заказчика в предоставлении дополнительного времени для устранения недостатков, поскольку условиями договора определена обязанность исполнителя подготовить вагоны в рейс до их приемки ПДК.
Оснований для назначения судебной экспертизы апелляционным судом не усматривается.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.12.2021 по делу N А40-151180/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Л.А.Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151180/2021
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" В ЛИЦЕ СЕВЕРНОГО ФИЛИАЛА ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: ЗАО "ВАГОН-СЕРВИС"