город Омск |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А70-21841/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3077/2022) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2022 по делу N А70-21841/2021, принятое по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 20" (с. Уват) (ОГРН 1047200145288, ИНН 7225003941) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходам,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Щегельская Е.Н. (по доверенности от 27.12.2021 N 357/2021);
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 20" - Работягин М.В. (по доверенности от 12.01.2022 N 2/22);
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 20" (с. Уват) (далее - истец, учреждение, ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват)) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ответчик, ООО "ТЭО") с требованием об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на период 2021-2023 г.г. в редакции проекта, представленного истцом (с учетом уточнения от 12.01.2021, принятого судом к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ).
Исковые требования основаны на положениях статей 421, 445 Гражданского кодекса, статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), статей 2, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 89-ФЗ) и мотивированны уклонением регионального оператора от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2022 по делу N А70-21841/2021 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ООО "ТЭО" заключить договор N 018/21 КУ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции проекта договора, представленного Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 20" (с. Уват), изложенного в резолютивной части решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: обращение с медицинскими отходами исключено из сферы деятельности ООО "ТЭО" как регионального оператора по обращению с ТКО, тогда как в исковом заявлении указаны именно объекты, на которых ведется медицинская деятельность; при определении вида отходов, образованных в результате деятельности учреждения, надлежит руководствоваться не их морфологическим составом, а критериям контакта с опасными микроорганизмами, как это установлено законодательством; на заявленных в иске объектах образуются именно медицинские отходы, а не твердые коммунальные, которые к предмету деятельности регионального оператора не относятся; согласно разъяснениям Минприроды России изложенным в письме от 29.12.2021 N 25- 47/42949 обращение с медицинскими отходами не является регулируемой для регионального оператора деятельностью и отсутствует обязанность по заключению договора; истец вправе заключить договор на оказание услуг по сбору, транспортированию и захоронению медицинских отходов класса "А" с любой организацией, осуществляющий вывоз отходов не относящихся к твердым коммунальным.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "ТЭО" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить
Представитель учреждения возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват) находится на территории Тюменской области, где региональным оператором определено ООО "ТЭО".
ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" 02.07.2021 обратилось к ООО "ТЭО" с требованием о заключении договора (контракта) на оказание услуг по обращению с ТКО на период 2021 - 2023 г.г. (от 02.07.2021 исх. N 1238).
Ответчиком в адрес ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" направлено письмо от 19.07.2021 N 9644, в котором ООО "ТЭО" в заключении вышеуказанного контракта отказало, ссылаясь на то, что для регионального оператора обязательным является только заключение договора в отношении ТКО, к которым медицинские отходы не относятся, а также указал, что учреждение вправе заключить договор на обращение с медицинскими отходами со специализированной организацией, имеющей лицензию.
Поскольку в добровольном порядке ответчик уклоняется от заключения договора, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом, или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия на рассмотрение суда.
Заключение спорного муниципального контракта для сторон является предметом регулирования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско- правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Закона; особенностей исполнения контрактов.
Случаи размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при которых заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт или иную гражданско-правовую сделку только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) предусмотрены в статье 93 Закона N 44-ФЗ.
Так, в пункте 8 части 1 названной статьи установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что собственники, твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
В соответствии с пунктом 34 постановления Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО "ТЭО" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области.
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственник твердых коммунальных отходов, (уполномоченное лицо) обязуется уплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по цене тарифа на единую услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники, твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Порядок заключения договоров региональным оператором определен пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, согласно которому договор заключается по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
По мнению регионального оператора, отходы, которые образуются в результате деятельности учреждения, являются медицинскими, и поэтому действие Закона N 89-ФЗ не распространяется на обращение с такими отходами.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Из части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) следует, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Частью 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21)
Согласно пункту 157 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
Так, отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, отнесены к классу "А"), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
В силу пункта 158 СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.
Пунктами 169-171 СанПиН 2.1.3684-21 также предусмотрено, что смешение медицинских отходов различных классов в общей емкости недопустимо.
Сбор медицинских отходов класса "А" должен осуществляться в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора медицинских отходов и тележки должны быть промаркированы "Отходы. Класс А".
Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора медицинских отходов данного класса, установленные на специальной площадке (в помещении).
Сбор пищевых отходов осуществляется раздельно от других медицинских отходов класса "А" в многоразовые емкости или одноразовые пакеты, установленные в помещениях пищеблоков, столовых и буфетных организации.
Пищевые отходы, предназначенные к вывозу из организации для захоронения на полигонах ТКО, должны помещаться для хранения в многоразовые контейнеры в одноразовой упаковке.
Учитывая изложенное, довод подателя жалобы о том, что в медицинском учреждении образуются только медицинские отходы, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 203 СанПиН 2.1.3684-21 при транспортировании медицинских отходов класса "А" с территории медицинских организаций разрешается применение транспорта, используемого для перевозки ТКО.
В силу пункта 244 СанПиН 2.1.3684-21 на полигоны ТКО допускается принимать ТКО, твердые промышленные отходы III - IV классов опасности и медицинские отходы класса "А", а также классов "Б" и "В" после соответствующего обеззараживания, обезвреживания.
Согласно информации Роспотребнадзора от 26.02.2021 "Об утилизации медицинских отходов класса А" к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, оборот медицинских отходов класса "А" в санитарно-эпидемиологическом отношении урегулирован. Санитарным законодательством допускается осуществление обращения медицинских отходов класса "А", в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Данная позиция также изложена в письме Росприроднадзора от 08.07.2016 N АА-03-03-32/13510.
Кроме того, указанная правовая позиция подтверждена судебными актами по делу N А70-764/2020.
Истцом в материалы дела представлен приказ главного врача ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват) от 11.01.2021 N 01С "Об организации работы по обращению с медицинскими отходами при осуществлении медицинской деятельности в ГБУЗ ТО "Областная больница N 20". Данным приказом, в частности утверждена схема обращения с медицинскими отходами класса "А", "Б", "Г" (приложение N 1), а также предусмотрено проведение раздельного сбора медицинских отходов по классам опасности.
Ссылка подателя жалобы на письмо Минприроды России от 29.12.2021 N 25-47/42949 является несостоятельной, так как изложенные в данном письме выводы не опровергают правовую позицию истца по делу о необходимости применения к обращению медицинских отходов класса "А", требований санитарных правил, предъявляемых к обращению с ТКО. При этом Минприроды указывает на обращение с "Отходами при обезвреживании медицинских отходов" на основании гражданско-правовых договоров" по нерегулируемой цене, однако, медицинские отходы класса "А" к данной группе отходов не относятся. В указанном письме порядок обращения медицинских отходов класса "А" конкретно не рассмотрен.
С учетом изложенного, доводы ответчика об отсутствии у него публичной обязанности заключить договор с ГБУЗ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват) являются необоснованными, не соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Принимая во внимание, что иного порядка по обращению с медицинскими отходами класса "А" санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации не установлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действие Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" распространяется на медицинские отходы класса "А", в связи с чем, региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО по цене тарифа на единую услугу регионального оператора.
При данных обстоятельствах требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы апелляционной жалобы не основаны на доказательственной базе или нормах права, не влияют на обоснованность и законность судебного акта, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2022 по делу N А70-21841/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-21841/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА N 20" (С. УВАТ)
Ответчик: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"