город Ростов-на-Дону |
|
03 мая 2022 г. |
дело N А32-31810/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.
судей Мисника Н.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель Фисенко Ж.Т. по доверенности от 05.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Фирма "Югмебель"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2022 по делу N А32-31810/2021
по заявлению ООО "Фирма "Югмебель"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании, об обязании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Югмебель" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края, с требованиями:
- признать незаконным решение уполномоченного органа, приведенное в письме от 20.05.2021 N 202-06.3-10-13361/21, об отказе в утверждении акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию к договору от 15.12.2009 N 09-08а-001 аренды лесного участка и подписании дополнительного соглашения к договору аренды от 15.12.2009 N 09-08а-001;
- возложить на министерство обязанность утвердить акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию к договору аренды от 15.12.2009 N 09-08а-001;
- возложить на министерство обязанность подготовить и направить обществу проект дополнительного соглашения к договору аренды от 15.12.2009 N 09-08а-001.
Решением от 17.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Фирма "Югмебель" обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
В решении N 202-06.3-10-13361/21 от 20.05.2021 Министерство природных ресурсов Краснодарского края фактически отказалось от действий, которые могут быть произведены только уполномоченным органом государственной власти, а именно: утвердить акт несоответствия натурному обследования, в соответствии с которым вносится измененная информация в государственный лесной реестр, чем нарушило права общества. На основании измененной информации, внесенной в лесной реестр, заключается дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка. По мнению заявителя, в случае удовлетворения заявления и исполнения необходимых действий со стороны Министерства нарушенные права общества будут восстановлены. При этом, ошибка истца в квалификации спорного правоотношения и выбор неверного способа защиты нарушенного права не являются безусловным основанием для отказа в удовлетворении предъявленного иска.
В судебном заседании представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании протокола аукциона от 09.12.2009 N 099-08a-001 департамент лесного хозяйства Краснодарского края и общество заключили договор от l5.12.2009 N 09-08a-001 аренды лесного участка площадью 2,0 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, лесничество Краснодарское, участковое лесничество Каневское, квартал 2А, части выделов 18, 19, 20, 21, сроком на 49 лет.
Схема расположения и характеристики лесного участка указаны в приложениях N 1 и 2 к договору аренды.
В заявлении общество указывает, что в 2019 году разработало и направило в адрес министерства проект освоения лесов по договору от 15.12.2009 N 09-08a-001. В результате рассмотрения данного проекта уполномоченным органом принято заключение о его несоответствии в части распределении площади земного участка по лесным и нелесным землям условиям договора аренды, лесохозяйственному регламенту, Лесному плану Краснодарского края. Заявитель указывает, что такое несоответствие вызвано обстоятельствами непреодолимой силы (в результате повышения воды и частичного затопления ст. Должанской в результате шквалистого южного и юго-западного ветра, а также нагонных явлений в Азовском море и Таганрогском заливе часть лесных насаждений на арендованном лесном участке повреждена (погибла).
Обществом было проведено натурное обследование лесного участка в целях определения несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию лесного участка, переданного в аренду по договору от 15.12.2009 N 09-08a-00 1. Результаты проведенного обследования закреплены в соответствующем акте.
Общество 20.04.2021 обратилось в министерство с письмом об утверждении акта осмотра к договору аренды лесного участка от 15.12.2009 N 09-08a-001 и акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию к договору аренды от 15.12.2009 N 09-08a-001. Заявитель также направил дополнительное соглашение для его подписания уполномоченным органом.
В письме от 20.05.2021 N 202-06.3-10-13361/21 министерство сообщило о том, что спорный договор аренды заключен по результатам торгов, следовательно, внесение в него существенных изменений относительно количественных и качественных характеристик лесного участка возможно только в судебном порядке.
Общество, указывая, что приведенное решение министерства не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Пунктом 6 части 2 статьи 91 Лесного кодекса предусмотрено внесение сведений о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов в государственный лесной реестр.
Согласно части 9 статьи 91 Лесного кодекса ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых установлены Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение"
Согласно пункту 2.1 Приказа N 496 одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию (абзац первый пункта 4.3 Приказа N 496).
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом (абзац третий пункта 4.3 Приказа N 496).
В соответствии с пунктом 1 статьи 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (пункт 2 статьи 74.1 Лесного кодекса).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (пункт 3 статьи 74.1 Лесного кодекса).
Таким образом, действующий договор может быть изменен или оспорен лишь по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим материальным и процессуальным законодательством, а избираемый лицом способ защиты должен соответствовать характеру допущенного, по мнению заявителя, нарушения его субъективного права или законного интереса и обеспечивать возможность их восстановления (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно установлено, что как следует из рассматриваемого заявления и представленных дополнительных пояснений требования общества по существу направлены на внесение изменений в договор от 15.12.2009 N 09-08a-001 аренды лесного участка, следовательно, требование общества о признании незаконными действий министерства, заявленное в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, не может быть удовлетворено.
Защита прав заявителя в данной ситуации должна осуществляться в порядке гражданского судопроизводства.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2022 по делу N А32-31810/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31810/2021
Истец: ООО "ФИРМА "ЮГМЕБЕЛЬ", ООО Фирма "Югмебель"
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ