г. Киров |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А31-6307/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Колос"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2021 по делу N А31-6307/2021
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
(ОГРН: 1024400519330, ИНН: 4401017094)
к Лечебно-профилактическому учреждению "Санаторий "Колос"
(ОГРН: 1024402235395, ИНН: 4414000884)
о взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением к Лечебно-профилактическому учреждению "Санаторий "Колос" (далее - Учреждение) о взыскании нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 162 159,89 руб., штрафа в сумме 216 215,99 руб., пени, начисленных за период с 07.08.2020 по 11.05.2021 в сумме 85 153,06 руб., пени, начисленных за период с 12.05.2021 по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что законодателем не установлено требований к соблюдению пропорций при распределении целевых денежных средств между статьями расходов относительно отдельного вида расходов. Исходя из норм законодательства об обязательном медицинском страховании, учетной политики, утвержденной в Учреждении, пропорция при распределении целевых денежных средств на расходы организации, понесенных при оказании медицинских услуг в рамках базовой территориальной программы обязательного медицинского страхования, должна соблюдаться ко всему объему средств, направленных на косвенные расходы, а не отдельным статьям расходов. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что направляя средства обязательного медицинского страхования на оплату расходов по упрощенной системе налогообложения, Учреждение руководствовалось тем, что перечень расходов, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, является открытым.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Учреждения не согласился.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Фонд представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Учреждения проведена комплексная проверка использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
По результатам проверки выявлено нецелевое использование средств ОМС на общую сумму 2 162 159,89 руб., а именно:
1) уплата налога по упрощенной системе налогообложения в сумме 271 770 руб., пени по налогу в сумме 491,45 руб.,
2) в нарушение учетной политики Учреждения уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 939 546,53 руб., оплата счетов по коммунальным услугам в сумме 950 351,91 руб.
По итогам проверки Фонд составил акт от 10.07.2020, в котором Учреждению предложено восстановить нецелевое использование средств ОМС в сумме 2 162 159,89 руб. и уплатить штраф в размере 216 215,99 руб., а также выставил требование от 23.07.2020 N 32 об уплате указанных сумм.
Поскольку Учреждение требование не исполнило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался подпунктом 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), частью 6 статьи 14, частью 6 статьи 15, пунктом 5 части 2 статьи 20, статьей 21, частью 5 статьи 26, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 7 статьи 35, частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Как следует из материалов дела, Учреждение оказывает медицинские услуги гражданам на некоммерческой основе в сфере ОМС, а также осуществляет предпринимательскую деятельность.
Для осуществления деятельности по оказанию медицинских услуг на некоммерческой основе в рамках территориальной программы ОМС Учреждением используется отдельный расчетный счет.
1. В проверяемый период за счет средств ОМС Учреждением уплачен налог по упрощенной системе налогообложения (далее - УСНО) в сумме 271 770 руб. и пени по УСНО в общей сумме 491,65 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по УСНО не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса.
В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ указано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Таким образом, средства целевого финансирования ОМС, полученные ответчиком за оказание медицинских услуг, не относятся к объекту налогообложения по УСНО. Поэтому в отношении данного вида услуг (по ОМС) не начисляется налог по УСНО.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что сумма уплаченных из средств ОМС налога и пени по УСНО является нецелевым использованием средств ОМС.
Доводы заявителя жалобы о том, что перечень расходов, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, является открытым, подлежат отклонению, поскольку прочие расходы также должны быть связаны с оказанием медицинской помощи по ОМС.
То обстоятельство, что ответчик является плательщиком УСНО, не подтверждает его позиции, так как иные доходы от предпринимательской деятельности (а не средства ОМС), облагаются по УСНО, и оснований для отнесения налога (в том числе частично) к финансированию за счет средств ОМС не имеется.
2. В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 69.02.7 сумма начисленных Учреждением страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в 2019 году составила 5 050 800, 54 руб. по всем сотрудникам.
Страховые взносы отнесены к общим расходам, так как сотрудники медицинского учреждения выполняют работу как в рамках программы ОМС, так и по другим видам деятельности. Раздельный учет расходов на уплату страховых взносов в отношении операций со средствами ОМС Учреждением не велся.
Приказом Учреждения от 29.12.2018 N 34о утверждена учетная политика на 2019 год (далее - Приказ). Согласно пункту 3.11 Приказа организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Согласно пункту 3.12 Приказа косвенные расходы распределяются между видами оказываемых услуг пропорционально выручке от продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
На основании справки "Расчет доли расходов на ФОМС пропорционально выручке", подготовленной главным бухгалтером Учреждения Рассадиным М.Н., который также является директором Учреждения, доля расходов по ОМС в 2019 году составляет 58,2%.
Фонд применил указанный процент к сумме начисленных страховых взносов за 2019 год и определил, что за счет средств ОМС подлежит оплате 2 939 565, 91 руб. страховых взносов (5 050 800,54 х 0,582).
Вместе с тем, за счет средств ОМС (с расчетного счета по учету средств ОМС) в 2019 году перечислено страховых взносов на общую сумму 5 104 061,47 руб., из них 1 224 949,03 руб. - погашение задолженности за 2018 год, 3 879 112,44 руб. - за 2019 год.
Поскольку за счет средств ОМС возможно было перечислить 2 939 565,91 руб. страховых взносов, а Учреждение перечислило 3 879 112,44 руб. за 2019 год, то Фонд правильно признал нецелевым расходованием средств ОМС уплату страховых взносов в сумме 939 546,53 руб. (3 879 112,44 руб. - 2 939 565,91 руб.).
Кроме того, Учреждением в 2019 году за счет средств ОМС (с расчетного счета по учету средств ОМС) оплачены счета по коммунальным услугам в сумме 6 156 213,78 руб., из них задолженность за декабрь 2018 года - 641 188,52 руб., 5 515 025,26 руб. - оплата текущих платежей за 2019 год.
Всего к оплате за 2019 год предъявлено счетов за оказанные коммунальные услуги на 7 843 081,35 руб.
Фонд применил указанный процент доли расходов по ОМС в 2019 году (58,2%) к сумме предъявленных счетов за оказанные коммунальные услуги на сумму 7 843 081,35 руб. за 2019 год.
Поэтому Фонд правильно определил, что за счет средств ОМС подлежат оплате счета на коммунальные услуги за 2019 год в сумме 4 564 673,35 руб. (7 843 081,35 руб. х 0,582).
Таким образом, нецелевое расходование средств ОМС для оплаты коммунальных услуг составило 950 351,91 руб. (5 515 025,26 руб. - 4 564 673,35 руб.).
Доводы заявителя жалобы о том, что Фонд должен был установить правомерность расчета пропорции, а также осуществить проверку иных видов доходов, не связанных с оказанием медицинской помощи в рамках ОМС, подлежат отклонению.
Как было указано выше, на медицинской организации лежит обязанность вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС. В отсутствие такого учета Фонд правомерно применил пропорцию доли расходов по ОМС, установленную самим Учреждением.
Учреждение не представило доказательств, что какая-либо конкретная сумма расходов (заработной платы работника и соответствующих страховых взносов) должна учитываться именно в деятельности по ОМС и только в деятельности по ОМС, а также, что какая-либо из коммунальных услуг могла оказываться только для осуществления деятельности по ОМС.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Костромской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2021 по делу N А31-6307/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Колос" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6307/2021
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинмкого страхованияКостромской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРИЙ "КОЛОС"