г. Москва |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А40-185057/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.М. Новиковой,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Главное управление обустройства войск" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "03" декабря 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-185057/21,
по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
к Акционерному обществу "Главное управление обустройства войск" (ОГРН: 1097746390224, ИНН: 7703702341)
о взыскании неустойки по государственному контракту в размере 327 225 руб. 42 коп.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "Главное управление обустройства войск" (ответчик) о взыскании неустойки по государственному контракту в размере 327 225 руб. 42 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2021 с Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (ОГРН: 1097746390224, ИНН: 7703702341) в пользу Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261) взыскана неустойка в размере 295 223 руб. 79 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства от сторон не поступало, в связи с чем оснований для перехода к рассмотрению дела в общем порядке судом апелляционной инстанции не установлено.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.06.2018 между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (далее - Генподрядчик) заключен государственный контракт N ДС-Т-12/18-58 (далее - Контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту напольного покрытия в зале игровых видов спорта (по паспорту военного городка N 17, территория N 2) ФГКОУ "Московского кадетского корпуса "Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации", г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38Г, стр. 44 (шифр объекта Т-12/18-58).
Согласно п. 2.1 Контракта Генподрядчик выполняет разработку Технической документации (проектной документации), работы по капитальному ремонту объекта, и все иные работы, необходимые для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации, в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта (выполнение работ по капитальному ремонту объекта "под ключ").
В соответствии с пунктом 3.1 цена Контракта составляет 14 724 910,00 руб.
Разделом 5 контракта установлены сроки выполнения обязательств: разработка Технической документации (Проектной документации) - 10.08.2018; государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости - 20.09.2018; работы по капитальному ремонту - 01.12.2018; В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. 03.12.2018; подписание итогового акта приемки выполненных работ -20.02.2019.
Как следует из искового заявления, в указанные сроки Генподрядчиком работы в полном объеме не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Расчет неустойки за просрочку выполнения этапов работ по Контракту складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени, определенной с учетом коэффициента х количество дней просрочки.
На основании п. 18.4 Контракта истец начислил ответчику неустойку за нарушение сроков выполнения этапов работ, а именно:
- неустойка за нарушение срока выполнения работ по этапу "разработка Технической документации (Проектной документации)" за период с 11.08.2018 по 20.09.2018 составляет 74 813,54 руб.;
- неустойка за нарушение срока выполнения работ по этапу "государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости" за период с 21.09.2018 по 03.12.2018 составляет 116 473,58 руб.;
- неустойка за нарушение срока выполнения работ по этапу "работы по капитальному ремонту" за период с 04.12.2018 по 20.02.2019 составляет 127 806,14 руб.;
Согласно пункту 13.9 Контракта выполнение всех обязательств генподрядчиком (за исключением гарантийных) подтверждается подписанием итогового акта приемки выполненных работ
Итоговый акт приемки выполненных работ подписан 20.02.2019.
Согласно пункту 18.3 контракта в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
На основании п. 18.3 Контракта истец начислил ответчику неустойку за нарушение сроков подписания итогового акта за период с 21.02.2019 по 25.02.2019 в размере 8 132,16 руб.
Общий размер неустойки по государственному Контракту складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом (п. 18.4 контракта) и неустойки за просрочку исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом (п. 18.3 контракта) и составляет:
327 225,42 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить неустойку, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, поскольку вышеуказанные выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Спорные отношения, возникшие в связи с исполнением договора, по своей правовой природе являются подрядными, подлежат регулированию общими гражданско-правовыми нормами об обязательствах, специальными положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работы.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно расчету истца общий размер неустойки составил 327 225,42 руб.
В данном случае отказывая в удовлетворении требования о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапу работ (подписание итогового акта приемки выполненных работ), судом апелляционной инстанции разъясняется, что поскольку подписание итогового акта - это совместное действие сторон Контракта, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки не правомерно.
Подписание итогового акта не является обязательством по смыслу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что начисление неустойки за нарушение срока этапа "государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости" противоречит существу обязательства.
Условиями Контракта на ответчика не возлагается обязанность по прохождению экспертизы и получению соответствующего заключения (раздел 8 Контракта "Права и обязанности генподрядчика"), указанные мероприятия осуществляются Заказчиком), в свою очередь на ответчика возложена ответственность за своевременное исполнение третьим лицом своих обязательств по Контракту, т.е. ответчик несет ответственность за наступление обстоятельства, которые не зависят от его воли.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ только Заказчик или технический Заказчик имеют право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
В соответствии с п. 10 ст. 49 ГрК РФ только у Заказчика или Технического заказчика есть право оспаривать отрицательное заключение экспертизы.
Таким образом, направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, а, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно Заказчик или Технический заказчик.
Указанное действие не может быть совершено ответчиком, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно зачисление неустойки неправомерно.
Вопросы передачи Заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства.
Получение положительного заключения государственной экспертизы к работам не относится, поскольку ответчик может лишь устранять замечания экспертизы по разработанной документации, которые находятся в его компетенции, а не компетенции Заказчика, следовательно, п. 18.4 Контракта не предусматривает ответственности за несвоевременное получение положительного заключения.
Кроме того, удовлетворяя исковые требования в части взыскания неустойки в размере 295 223, 79 руб., суд первой инстанции исходил из того, что данные расчеты истец выполнил верно.
Однако судом установлено, что истец предъявляет требования о нарушении этапов работ, но рассчитывает неустойку исходя не из стоимости конкретного этапа, а от общей стоимости контракта.
Следовательно, истец начисляет неустойку не только на стоимость ненадлежащим образом выполненных работ, но и на стоимость работ, которые были выполнены.
Соответственно, при наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит ст.330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стоимость этапов работ согласована сторонами в Приложении N 3 к Контракту и составляет: СМР - 14 633 330 руб.; ПИР- 91 580 руб.
По состоянию на 30.09.2020 генподрядчиком выполнено работ по этапу СМР на общую сумму 8 429 040,91 руб., что подтверждается актом о приемке выполненных работ (форма N КС-2), а также справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 16.08.2018 N 1.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции осуществляет перерасчет неустойки, в связи с чем размер неустойки составит 101218,07 руб., из которых:
- неустойка по этапу "СМР" за период с 04.12.2018 по 06.02.2019 составляет 100 819,70 руб. (14 633 330 руб. - 8 429 040,91 руб. х 1/300 х 7,5% х65);
- неустойка по этапу "ПИР" за период с 11.08.2018 по 28.08.2018 составляет 398,37 руб. (91580 руб. х 1/300 х 7.25% х 18).
Исходя из вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует изменить на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования удовлетворить частично, взыскав с Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" в пользу Министерства обороны Российской Федерации 101 218,07 руб. неустойки.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску подлежат взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в сумме 2952,27 руб. на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы с истца в пользу ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1980 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2021 по делу N А40-185057/21 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" в пользу Министерства обороны Российской Федерации 101 218,07 руб. неустойки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" в доход федерального бюджета 2952,27 руб. государственной пошлины.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" 1980 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-185057/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"