г. Пермь |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А60-46321/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А., при участии от ответчика: Юсупов С.А. - предприниматель, паспорт;
от истца: представители не явились (извещен);
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - индивидуального предпринимателя Юсупова Сергея Алексеевича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 февраля 2022 года,
по делу N А60-46321/2021,
по первоначальному иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к индивидуальному предпринимателю Юсупову Сергею Алексеевичу (ОГРН 318665800144283, ИНН 662516272373)
о взыскании долга за тепловую энергию по договору теплоснабжения,
по встречному иску индивидуального предпринимателя Юсупова Сергея Алексеевича (ОГРН 318665800144283, ИНН 662516272373)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Юсупову Сергею Алексеевичу о взыскании 29 902 руб.11 коп. долга за поставленную тепловую энергию за период с 01.10.2020 по 28.02.2021 по договору теплоснабжения N ТЭ3200-87712-ТС/МКД, 64 руб.80 коп. судебных издержек, 2000 рублей - госпошлины по иску.
Определением суда первой инстанции от 25.10.2021 к рассмотрению также принят встречный иск ИП Юсупова С.А. к ПАО "Т Плюс" о взыскании 120 666 руб.64 коп. ущерба.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2022 года (резолютивная часть от 03.02.2022) первоначальный иск удовлетворен.
С индивидуального предпринимателя Юсупова Сергея Алексеевича в пользу ПАО "Т ПЛЮС" взыскано 29 902 руб. 11 коп. долга, а также 2000 руб. госпошлины и 64 руб. 80 коп. судебных издержек.
Во встречном иске отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик по делу (ИП Юсупов С.А.) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказать, требования по встречному иску удовлетворить.
В апелляционной жалобе ответчик настаивает на том, что требования истца по первоначальному иску о взыскании с ответчика суммы задолженности за тепловую энергию на отопление за период с 01.10.20220 по 28.02.2021 в сумме 29902руб.11 коп. удовлетворены необоснованно. Ответчик с данной суммой не согласен, поскольку в арендуемом ИП Юсуповым помещении по адресу: г.Первоуральск, ул.Ленина.д.9а в заявленный истцом период температурный режим не соответствовал нормативам, указанным в пункте 15 Приложения N 1 Правил N 354, о чем 15.01.2021 был составлен акт обследования данного помещения ООО "УК "Даниловское".
Согласно данному акту температурный режим в цокольном помещении не соответствует нормативу, температура в помещении + 16 градусов, тогда как температура наружного воздуха - 12 градусов по состоянию на 15.01.2021; полагает, что данный акт является основанием для перерасчета размера платы за отопление, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором; 15.03.2021 ИП Юсупов С.А. направил в ПАО "Т Плюс" заявление о произведении замеров в нежилом помещении по указанному адресу, а также с просьбой произвести перерасчет, так как температурный режим внутри цокольного помещения не соответствует нормативам с самого начала отопительного сезона; 19.03.2021 ПАО "Т Плюс" дан ответ, согласно которому в перерасчете отказано, предложено обратиться в управляющую компанию, так как РСО поставляет ресурс до внешней стены дома, а ответственность за регулировку внутридомовых тепловых сетей несет управляющая компания; по мнению заявителя жалобы, ПАО "Т Плюс", как исполнитель коммунальной услуги должно было произвести проверку в помещении ответчика по всем обращениям Юсупова С.А.; истец требований пунктов 105-109 Правил не исполнил, уклонился от согласования даты и времени проверки; заявитель жалобы полагает, что им, как потребителем коммунальной услуги, исполнена предусмотренная п.105 Правил N 354 обязанность по уведомлению аварийно-диспетчерской службы о предоставлении коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества; считает, что лицом, ответственным за качество коммунальной услуги - отопление в нежилом помещении ответчика является ПАО "Т Плюс"; также ИП Юсупов С.А. утверждает, что в связи с некачественным отоплением арендуемого помещения в спорный период не мог осуществлять свою предпринимательскую деятельность, тем самым понес убытки, которые обосновывает размером ежемесячной арендной платы за помещение с 01.10.2020 по 07.05.2021, что составляет 120 666 руб.64 коп.; не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что акт обследования нежилого помещения от 15.01.2021 составлен с нарушениями, поскольку Носова Г.А. является представителем ООО "УК "Даниловское", в подтверждение полномочий данного лица ссылается на материалы проверки от 20.07.2021 и от 28.054.2017.
Истец - ПАО "Т "Плюс" в отзыве на апелляционную жалобу доводы жалобы отклонил, указал на то, что ответчик не представил надлежащих доказательств поставки истцом некачественного теплового ресурса на отопление; в отношении требований по встречному иску полагает, что арендные платежи, предъявленные РСО к взысканию в качестве убытков, таковыми не являются по своей правовой природе, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; отказать ответчику во встречном иске, отказать ответчику в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, поскольку у ответчика было объективно достаточно времени для предоставления необходимых доказательств в материалы дела на стадии его рассмотрения в первой инстанции - с 10.09.2021 по 03.02.2022, в суде первой инстанции ответчик такое ходатайство не заявил.
Явка представителя ПАО "Т Плюс" в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечена, что рассмотрению апелляционной жалобы ответчика не препятствует (ст.156,123 АПК РФ).
В судебном заседании ИП Юсуповым С.А. поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Апелляционным судом удовлетворено ходатайство о приобщении к материалам дела документа, поименованного "Мероприятие по контролю_" на 7 листах, в подтверждение того, что Носова Г.А. является работником ООО УК "Даниловское", начальник участка N 3, представитель.
Оснований для удовлетворения ходатайства ИП Юсупова С.А. об истребовании доказательств по делу на стадии его рассмотрения в суде апелляционной инстанции, исходя из положений ст.66, п.2 ст.268 АПК РФ, не имеется; в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель таким правом не воспользовался при отсутствии к тому объективных причин, на что обоснованно указал истец в отзыве на апелляционную жалобу (ст.9,65 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и указал истец по первоначальному иску, между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения N N ТЭ3200-87712-ТС/МКД регулирующий отношения по поставке энергоресурсов.
В соответствии с вышеназванным договором истец обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ответчик обязуется оплачивать принятые энергоресурсы.
За период 01.10.2020-28.02.2021 истцом во исполнение договора поставлены тепловые ресурсы, количество фактически потребленных тепловых ресурсов определено истцом исходя нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органом местного самоуправления (объем и стоимость указаны в расчете ТЭР).
При расчете стоимости отпущенных тепловых ресурсов истцом применены тарифы, установленные для соответствующего периода Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
Для оплаты отпущенных тепловых ресурсов в вышеназванный период истец выставил ответчику счета-фактуры, которые своевременно не оплачены в связи с чем, у ответчика образовалась задолженность перед истцом за потребленные тепловые ресурсы в сумме 29 902 руб.11 коп.
В адрес ответчика направлена претензия об уплате задолженности за указанный период, поскольку ответчик оплату не произвел, ссылаясь на то, что задолженность ответчика за указанный период не оплачена, истец обратился в арбитражный суд.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции исходил из того, что возражений по качеству и объему потребленных по договору тепловых ресурсов ответчиком в период потребления не заявлено; сумма задолженности на момент подачи искового заявления за поставленную в указанном периоде тепловую энергию и теплоноситель составила 29 902 руб. 11 коп., что подтверждается выставленным ТЭР, счетом - фактурой, расчетом задолженности; поскольку долг не погашен, первоначальный иск удовлетворен судом; рассмотрев встречный иск, суд первой инстанции оснований для его удовлетворения не усмотрел.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы ответчика, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно п. 1,2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст.542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о технической регулировании, и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (ч.1).
В соответствии с ч.2 ст.542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 ст.1105).
Ответчик, возражая относительно удовлетворения исковых требований по первоначальному иску и настаивая на удовлетворении требований по встречному иску, ИП Юсупов С.А. ссылается на то, что ПАО "Т Плюс" поставлял в спорный период по договору теплоснабжения тепловой ресурс на отопление нежилого помещения ответчика в МКД ненадлежащего качества, в связи с чем температурный режим в арендуемом ответчиком помещении не соответствовал нормативному; во встречном иске и в апелляционной жалобе ИП приводит расчет снижения платы за отопление, исходя из п.101 Правил N 354 и Приложения N2 к Правилам, согласно которому долга за отопление за спорный у него не имеется.
В обоснование своей позиции по встречному иску предприниматель ссылается на следующие фактические обстоятельства: помещение, являющееся объектом отопления, принадлежит предпринимателю на праве аренды на основании договора аренды N 450 от 08.07.2020.
Согласно п.1.2 договора аренды целевым назначением объекта является: складским, офисным, торговым, административно-хозяйственным, бытовым обслуживанием населения.
В соответствии с актом обследования нежилого помещения от 15.01.2021, составленным на бланке ООО УК "Даниловское", температурный режим в цокольном помещении дома N 9а по улице Ленина не соответствует нормативу. Температура в помещении +16 градусов, когда как температура наружного воздуха - 12 градусов по состоянию на 15.01.2021.
ИП Юсупов С.А. указывает, что в связи с этим не мог осуществлять свою деятельность из-за не соответствующего температурного режима в помещении.
Согласно п.5.4.2 договора аренды арендатор обязан вносить арендную плату за объект аренды в порядке и в сроки, установленные настоящим договором, также п.6.1.
Размер ежемесячной арендной платы составляет 18100 руб. в том числе НДС 20%.
С 01.10.2020 по 07.05.2021 арендная плата за помещение составляет 120 666 руб. 64 коп., что заявитель считает ущербом, который ИП Юсупов С.А. просит взыскать с ПАО "Т Плюс" по встречному иску в качестве убытков.
Согласно пункту 154 Правил N 354 под убытками понимаются расходы, которые потребитель, чьи права нарушены, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
ИП Юсупов С.А., заявляя о взыскании убытков по встречному иску, ссылается на поставку РСО по договору теплоснабжения ресурса ненадлежащего качества.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 25) разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Таким образом, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков. Недоказанность одного из указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, вину ответчика, наличие причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками, а также их размер.
В п. 10 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств.
Согласно ч.1 ст.547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненным этим реальный ущерб (пункт 2 ст.15).
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 150 Правил N 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пункт 151 Правил N 354 предусматривает полное возмещение убытков за нарушение качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах.
В соответствии частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 утверждены Правила N 354, которые предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно пункту 99 Правил N 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.
Объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности не предоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги - для жилых помещений.
Объем (количество) не предоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии (пункт 100 указанных Правил).
В соответствии с пунктом 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 Правил N 354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Согласно приведенным выше нормам законодательства - оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги размер платы за такую коммунальную услугу снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.
Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил N 354 - перерыв в предоставлении коммунальной услуги обязывает исполнителя коммунальной услуги произвести перерасчет.
Пункт 14 приложения N 1 к Правилам N 354 содержит требования к качеству коммунальной услуги "отопление", а также порядок изменения размера платы при перерывах в отоплении.
Так, пункт 14 устанавливает "бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода"; "допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°C до +12°C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°C до +10°C.
Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность - за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения в числе прочего предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении также предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно подпункту "д" пункта 22 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором.
В соответствии с Правилами N 354 к качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях МКД. Отклонение температуры воздуха в жилых помещениях от нормативной температуры не допускается.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
Согласно пункту 104 Правил N 354 в случае обнаружения коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105). Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (п. 107).
Согласно пункту 15 приложения N 1 к Правилам N 354 качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже - +20 (+22) °C; в других помещениях - в соответствии с ГОСТ Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 00.00 до 05.00 часов) - не более 3°C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается.
При снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений Правила N 354 устанавливают порядок изменения размера платы за отопление.
Как уже указано ранее, в соответствии с данным порядком (пункт 15 Приложения N 1 к Правилам) за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Согласно пункту 15 приложения N 1 к Правилам N 354 необходимым фактором для квалификации услуги "отопление" как некачественной является температура внутри жилого помещения, при этом Правила регламентируют порядок замера температуры и соответствие измерительных приборов требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96).
Таким образом, показателями качества оказываемой коммунальной услуги по отоплению являются параметры температуры воздуха в жилых помещениях, а не температура теплоносителя в подающем трубопроводе системы теплоснабжения.
При этом для расчета снижения платы за некачественную услугу необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в конкретном жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения.
Помимо изложенного, факт поставки в многоквартирные дома тепловой энергии с температурой сетевой воды, не соответствующей температурному графику, может быть подтвержден, в том числе отчетами потребления тепловой энергии и теплоносителя, паспортами готовности к отопительному сезону, справкой о температуре наружного воздуха, документами, подтверждающими факт проведения перерасчета за некачественный коммунальный ресурс, заявлениями граждан о высокой (низкой) температуре воздуха внутри жилых помещений.
Согласно пункту 108 Правил N 354, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
В соответствии с пунктом 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
ИП Юсуповым С.А. представлен акт обследования нежилого помещения от 15.01.2021, который, по мнению суда первой инстанции, составлен с нарушениями, т.к. в акте отсутствуют свидетельства, подтверждающие полномочия членов комиссии, производившей 15.01.2021 обследование помещения (отсутствуют подписи, печать, доверенность), а также отсутствуют приложения к акту, которые бы могли подтвердить содержание акта обследования нежилого помещения.
По мнению апелляционного суда, оценивая предоставленный ИП Юсуповым С.А. в обоснование возражений по первоначальному иску и требований по встречному иску акт обследования от 15.01.2021, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что этот акт нельзя признать надлежащим доказательством поставки ресурса на отопление ненадлежащего качества РСО, помимо изложенных замечаний к данному акту, приведенных судом первой инстанции, следует отметить, что данный акт не содержит необходимых сведений, предусмотренных приведенными выше нормами Правил N 354, в том числе к проведению замеров температуры в помещении и используемых для этого приборов, а также акт составлен без участия ПАО "Т Плюс", как стороны по договору энергоснабжения, что также не позволяют признать указанный акт достоверным доказательством того, что зафиксированная в акте температура в помещении ответчика является именно следствием поставки РСО некачественного коммунального ресурса на отопление (ст.64,67,68 АПК РФ).
Таким образом, представленные ответчиком в обоснование встречного иска доказательства не являются достаточными, и подтверждающими поставку некачественного ресурса РСО, причина, повлекшая снижение температуры в помещении, арендуемом ответчиком в течение всего заявленного периода, данным актом также не зафиксирована.
Основанием для применения к теплоснабжающей организации ответственности за нарушение качества поставляемого коммунального ресурса является несоответствие температуры в помещении нормативной в течение всего спорного периода.
С учетом приведенных норм, предприниматель должен представить доказательства, что коммунальная услуга отопление в заявленный им период не соответствовала по температуре нормативной.
Учитывая, что надлежащих доказательств в обоснование встречного иска не представлено, оснований для его удовлетворения не имеется, в том числе не подтверждено наличие совокупности обстоятельств, необходимых для взыскания с РСО заявленных по встречному требованию убытков, исходя из приведенных положений Правил N 354 и статей 393,15 ГК РФ.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика не обоснованы, подлежат отклонению, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела.
При изложенных обстоятельствах оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по результатам рассмотренного спора, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, безусловных оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не выявлено.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2022 года по делу N А60-46321/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46321/2021
Истец: ПАО Т ПЛЮС
Ответчик: ИП Юсупов Сергей Алексеевич