21 февраля 2024 г. |
Дело N А83-23454/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей: Приваловой А.В., Архипенко А.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Доринвест-Крым" - Шубина М.А., представитель по доверенности от 17.02.2023 N 82/54-н/82-2023-1-189.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 декабря 2023 года по делу N А83-23454/2023, принятому по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Доринвест-Крым" к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании недействительным решения,,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Керчь-Терминал" (далее - заявитель, Общество, страхователь, ООО "Доринвест-Крым") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Фонд) о признании незаконными и отмене решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 07.08.2023 N 91012350000716 о привлечении страхователя (ООО "Доринвест-Крым") к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и N 91012380000707 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в части относительно Цымбал В.А.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2023 заявленные требования ООО "Доринвест-Крым" удовлетворены. Также, судом разрешен вопрос о взыскании с Фонда судебных расходов по уплате государственной пошлины в пользу заявителя в размере 6 000,00 руб.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2023 года обжаловано в апелляционном порядке Фондом в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд. Податель жалобы просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ООО "Доринвест-Крым" требований.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, поэтому подлежит отмене. Фонд ссылается на то, что судом первой инстанции не принято во внимание, что действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 14.01.1993 о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, распространяется на граждан, работающих за пределами своих государств. Соглашение не содержит норм, предусматривающих учет страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам Российской Федерации за период их трудовой деятельности на территории Украины, когда они являлись гражданами Украины.
Апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, соответствующая информация размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От ООО "Доринвест-Крым" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В итоговом судебном заседании представитель ООО "Доринвест-Крым" просил судебное решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения сведений на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены по правилам главы 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отклоняет доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки в отношении ООО "Доринвест-Крым", проведенной заместителем начальника отдела проверок ОСФР по Республике Крым Ермиловой Н.А., с 10.04.2023 г. по 01.06.2023 г., в отношении застрахованного лица Цымбал В.А. установлено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выполненных за счет средств работодателя с нарушением действующего законодательства, что подтверждается Актом выездной проверки от 07.07.2023 г. (л.д. 115, т. 1). Заявителем были поданы возражения по акту проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества, фондом вынесены решения от 07.08.2023 N 91012350000716 о привлечении страхователя (ООО "Доринвест-Крым") к ответственности за совершение правонарушения, выявленного по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д. 121, т. 1); от 07.08.2023 N 91012380000707 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения (л.д. 136, т. 1).
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Федеральным законом N 255-ФЗ регулируются правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, также определяется круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливаются права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяются условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Фонд осуществляет контроль за целевым использованием средств обязательного социального страхования и в случаях, установленных законодательством, возмещает страхователям расходы, произведенные на выплату пособий.
В случае выявления в результате проверки фактов представления недостоверных сведений и (или) документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения, страховщик принимает решение о возмещении излишне понесенных расходов (часть 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255).
Пособие по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ), выплачивается застрахованным лицам в следующем размере (часть 1 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ):
1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;
2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;
3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.
На основании части 1 статьи 16 Федерального закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 1.2 статьи 16 Федерального закона N 155-ФЗ установлено, что в страховой стаж застрахованного лица также могут включаться периоды его трудовой деятельности на территории иностранного государства, гражданином которого являлось застрахованное лицо до приобретения гражданства Российской Федерации, в случае, если между Российской Федерацией и этим иностранным государством заключен договор (соглашение), предусматривающий учет (суммирование) страхового (трудового) стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон.
Таким образом, в страховой стаж включаются только такие периоды, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
В соответствии с частью 2 статьи 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 09.09.2020 N 585н "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" (зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2020 N 60040) также предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, то применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 7).
Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих государств (Российской Федерации и Украины), взаимно признаются сторонами (ст. 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, заключенного в г. Москве 14.01.1993 (далее - Соглашение).
Согласно статьи 6 Соглашения работники Стороны выезда, работающие на территории Стороны трудоустройства, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством Стороны трудоустройства (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и другие). Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, взаимно признается Сторонами. Исчисление стажа производится по законодательству той Стороны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. Сторонами признаются дипломы, свидетельства и другие документы государственного образца об уровне образования и квалификации, выданные соответствующими компетентными органами Сторон, без легализации.
Таким образом, нормы Соглашения распространяются на граждан Украины, наравне с гражданами Российской Федерации, то есть периоды работы по трудовому договору в Украине подлежат учету при определении российским страхователем продолжительности страхового стажа в целях социального обеспечения, что в полной мере согласуется с положениями части 1.2 статьи 16, части 2 статьи 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исходя из положений Федерального закона N 255-ФЗ, пришел к верному выводу о том, что трудовой стаж Цымбал В.А., ранее являвшегося гражданином Республики Украина, на территории Республики Украина, подлежит включению в страховой стаж для выплаты пособия по временной нетрудоспособности на территории Российской Федерации.
Занижение базы для начисления страховых взносов заявителем, вопреки доводам апелляционной жалобы, не допущено.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда, что в страховой стаж застрахованного лица Цымбал В.А. подлежал включению период его работы на территории Украины, поскольку обратное приводит к ухудшению положения Цымбал В.А. - гражданина Российской Федерации, который до приобретения гражданства Российской Федерации осуществлял трудовую деятельность на территории Украины, гражданином которого он являлся, что в силу равного доступа граждан Российской Федерации к обязательному социальному страхованию, направленному на компенсацию последствий изменения материального положения работающего гражданина в связи с заболеванием, недопустимо.
Иное толкование Фондом норм материального права не свидетельствует о допущенной судебной ошибке и не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом норм материального и процессуального права, равно как не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 декабря 2023 года по делу N А83-23454/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23454/2023
Истец: ООО "ДОРИНВЕСТ-КРЫМ"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ