город Омск |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А70-23147/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3225/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.02.2022 по делу N А70-23147/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473, адрес: 628301, город Нефтеюганск, улица Ленина, строение 26) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании недействительным требования от 09.09.2021 N 2 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы на негативное воздействие на окружающую среду,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" Пяткиной Т.В. по доверенности от 28.01.2022 N 189/22 сроком действия 31.12.2022, Кураковой С.В. по доверенности от 01.02.2022 N55/22 сроком действия 31.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - заявитель, ООО "РН-Юганскнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) об оспаривании требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы на негативное воздействие на окружающую среду от 09.09.2021 N 2.
Решением Арбитражного суда Тюменской области 08.02.2022 по делу N А70-23147/2021 (далее - обжалуемое решение) оспариваемое требование было признано недействительным.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось управление, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее заявитель указал, что в рамках производства по делам об административных правонарушениях N N 03/2-17/2020, 03/2-311/2020, 03/2-312/2020, 03/2-373/2020 в отношении общества управлением установлен факт размещения в 2019 году отходов бурения (бурового шлама) на эксплуатируемых объектах свыше 11 месяцев, что также подтверждено судебными актами судов общей юрисдикции. При этом в ходе контроля полноты и правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) выявлено, что в представленной ООО "РН-Юганскнефтегаз" декларации о плате за НВОС за 2019 год плата за размещение свыше 11 месяцев отходов бурения (бурового шлама) не исчислена.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы, указывает, что факт накопления буровых отходов свыше 11 месяцев заинтересованным лицом не доказан; управлением исследования на предмет отнесения материала проб к отходам бурения не проводились, в то время как согласно проведённым обществом исследованиям отобранный грунт является материалом "Литогрунт" ("грунт искусственный"); нарушение срока проведения проверки декларации по НВОС свидетельствует о нарушении порядка выдачи оспариваемого требования; места накопления отходов осуществляют функцию временного складирования отходов, при этом складирование отходов в таких местах более чем 11 месяцев не может являться достаточным основанием считать такое место накопления отходов объектом размещения отходов в смысле, предаваемом данному понятию статьёй 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в связи с чем основания для внесения платы за НВОС отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "РН-Юганскнефтегаз" просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
10.03.2020 общество представило в управление декларацию о плате за НВОС за 2019 год.
По результатам проверки данной декларации управлением составлен акт от 08.09.2021, в котором указано, что обществом за 2019 год не исчислена плата за размещение свыше 11 месяцев отходов бурения (бурового шлама) в шламонакопителях кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки ПР3 Правдинского месторождения от скважины N 7311 Нефтеюганксого района и кустовой площадки N 53 Угутского месторождения в Сургутском районе.
В этой связи управлением была доначислена обществу плата за НВОС за 2019 год в размере 104 419 301 руб. 41 коп. и пени в размере 12 579 045 руб. 18 коп. за несвоевременное или неполное внесение платы.
По окончанию проверки обществу выставлено требование от 09.09.2021 N 2 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС в указанном размере.
Полагая, что требование Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 09.09.2021 N 2 нарушает права и интересы общества, ООО "РН-Юганскнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
08.02.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Законом N 89-ФЗ.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрены следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается (пункт 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
В силу пункта 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Согласно пункту 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (пункт 4 Правил N 255).
В пункте 2 Правил N 255 предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории (пункт 5 Правил N 255).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 255 Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В пункте 9 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; в отношении каждого класса опасности отходов.
Вопреки доводам общества, из вышеизложенных норм следует, что накопление отходов свыше 11 месяцев, в том числе в объекте, не соответствующем требованиям, предъявляемым к месту размещения отходов, является основанием для внесения платы за НВОС.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств того обстоятельства, что буровой шлам на вышеперечисленных шламонакопителях складировался более чем 11 месяцев, указав, что данное обстоятельство (отсутствие доказательств складирования свыше 11 месяцев) также было установлено вступившими в законную силу судебными актами, которыми проверялась законность постановлений о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Между тем указанные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Так, как указывалось выше, в рамках производства по делам об административных правонарушениях N N 03/2-17/2020, 03/2-311/2020, 03/2-312/2020, 03/2-373/2020 в отношении общества управлением установлен факт размещения в 2019 году отходов бурения (бурового шлама) на эксплуатируемых объектах свыше 11 месяцев, а именно:
- 4464 м3 в шламовом амбаре кустовой площадки N 53 Угутского месторождения в Сургутском районе;
- 6480 м3 в шламовом амбаре кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района;
- 6480 м3 в шламонакопителе кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района;
- 1500 м3 в шламовом амбаре кустовой площадки ПР3 Правдинского месторождения от скважины N 7311 Нефтеюганского района.
Постановлением от 14.08.2020 N 180-ОН по административному делу N 03-2/17/2020 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и накопления, выразившееся в размещении отходов (бурового шлама) на объекте "шламовый амбар кустовой площадки N 53 Угутского месторождения", не внесённым в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.12.2020 по делу N 12-313/2020, оставленным без изменения решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.03.2021 по делу N 7-161/2021, названное постановление признано законным, поскольку факт размещения опасных отходов на кустовой площадке N 53 Угутского месторождения в объёме 4464 м3 свыше 11 месяцев нашёл своё подтверждение в судебном заседании.
Определением от 29.07.2020 N 132-ОН Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора было возбуждено дело об административном правонарушении N 03/2/311/2020, предусмотренном статьёй 8.41 КоАП РФ, по факту поступления письма региональной общественной организации Экологическая безопасность Югры, согласно которого буровые отходы размещены на кустовой площадке N 36 Омбинского месторождения нефти более 11 месяцев.
В рамках указанного административного производства заинтересованным лицом 10.09.2020 был осуществлен осмотр территории кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения, в ходе которого было установлено, что визуально наблюдается обвалование по периметру площадки с видимым углублением в теле куста территории, занимаемой под складирование, накопление, размещение отходов бурения вдоль скважин. Участок не обводнен, засыпан минеральным грунтом без видимых загрязнений. При отборе проб визуально наблюдалось различие по консистенции - отбираемые пробы серо-коричневого цвета с примесью минерального песка.
Также от общества получена информация о количестве пробуренных скважин с указанием сроков начала и окончания бурения каждой скважины кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения, а также проектное образование отходов бурения на скважину, плотность отходов бурения.
Заключением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - филиал ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 27.10.2020 N 600 отходов бурения кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения установлено, что пробы соответствуют отходам IV класса опасности.
Постановлением от 30.12.2020 N 518-ОН по административному делу N 03/2-311/2020 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.41 КоАП РФ, за невнесение в установленные сроки платы за НВОС за размещение отходов в шламонакопителе куста N 36 Омбинского месторождения за 2019 год.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.04.2021 по делу N 12-162/2021, оставленным без изменения решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.06.2021 по делу N 7-452/2021, названное постановление отменено ввиду отсутствия в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" события вменяемого административного правонарушения (не представлены доказательства размещения обществом отходов бурения в шламонакопителе свыше 11 месяцев).
Постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2021 по делу N 16-5810/2021 вышеназванные судебные акты признаны незаконными ввиду того, что судами при рассмотрении дел в полном объёме не были исследованы все доказательства по вопросу утилизации спорных отходов бурения, но в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности были отменены как оспариваемое постановление, так и обжалуемые судебные акты.
Определением от 06.08.2020 N 192-ОН Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора было возбуждено дело об административном правонарушении N 03/2-373/2020, предусмотренном статьёй 8.41 КоАП РФ, по факту поступления письма региональной общественной организации Экологическая безопасность Югры, согласно которого буровые отходы размещены на кустовой площадке N 309 Приразломного месторождения более 11 месяцев.
В рамках указанного административного производства заинтересованным лицом 30.09.2020 был осуществлен осмотр территории кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения, в ходе которого было установлено, что визуально наблюдается обвалование по периметру площадки накопления отходов бурения с видимым углублением в теле куста территории, задействованной под складирование, накопление, размещение отходов бурения вдоль скважин. Участок не обводнён, частично засыпан минеральным грунтом без видимых нефтяных загрязнений. При отборе проб визуально наблюдалось пастообразное состояние отбираемых проб с уровня 1,0 и 1,5 метра, серо-коричневого цвета, с уровня 0,5 метров пробы в сыпучем состоянии.
Также от общества получена информация о количестве пробуренных скважин с указанием сроков начала и окончания бурения каждой скважины кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения, а также проектное образование отходов бурения на скважину, плотность отходов бурения.
Заключением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - филиал ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 09.11.2020 N 636 отходов бурения кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения установлено, что пробы соответствуют отходам IV класса опасности.
Постановлением от 30.12.2020 N 519-ОН по административному делу N 03/2-373/2020 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.41 КоАП РФ, за невнесение в установленные сроки платы за НВОС за размещение отходов бурения на кустовой площадке N 309 Приразломного месторождения за 2019 год.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2021 по делу N 12-141/2021 названное постановление отменено ввиду отсутствия в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" события вменяемого административного правонарушения (неправильное исчисление платёжной базы не является таковым событием по мнению суда).
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.06.2021 по делу N 7-445/2021 решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение ввиду доказанности материалами дела события вменяемого административного правонарушения (обществом не предоставлены доказательства утилизации отходов бурения с кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения).
Постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.11.2021 по делу N 16-5688/2021 поддержаны выводы суда автономного округа о доказанности события вменяемого правонарушения, но в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности были отменены как оспариваемое постановление, так и судебные акты по делу.
Определением от 29.07.2020 N 133-ОН Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора было возбуждено дело об административном правонарушении N 03/2-312/2020, предусмотренном статьёй 8.41 КоАП РФ, по факту поступления письма региональной общественной организации Экологическая безопасность Югры, согласно которого буровые отходы размещены на кустовой площадке N ПР3 Правдинского месторождения более 11 месяцев.
В рамках указанного административного производства заинтересованным лицом 17.09.2020 был осуществлен осмотр территории кустовой площадки N ПР3 Правдинского месторождения, в ходе которого было установлено, что визуально наблюдается обвалование по периметру площадки с видимым углублением в теле куста территории, задействованной под складирование, накопление, размещение отходов бурения вдоль скважины. Участок не обводнён, засыпан минеральным грунтом, без видимых загрязнений. При отборе проб визуально наблюдалось различие по консистенции, отбираемые пробы серо-коричневого цвета с примесью минерального песка.
Также от общества получена информация о количестве пробуренных скважин с указанием сроков начала и окончания бурения каждой скважины кустовой площадки N ПР3 Правдинского месторождения, а также проектное образование отходов бурения на скважину, плотность отходов бурения.
Заключением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - филиал ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 27.10.2020 N 602 отходов бурения кустовой площадки N 3-ПР Правдинского месторождения установлено, что пробы соответствуют отходам IV класса опасности.
Постановлением от 30.12.2020 N 520-ОН по административному делу N 03/2-312/2020 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.41 КоАП РФ, за невнесение в установленные сроки платы за НВОС за размещение отходов бурения на кустовой площадке N ПР3 Правдинского месторождения за 2019 год.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.04.2021 по делу N 12-161/2021 названное постановление отменено ввиду отсутствия в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" события вменяемого административного правонарушения (не представлены доказательства размещения обществом отходов бурения в шламонакопителе свыше 11 месяцев).
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.05.2021 по делу N 7-446/2021 решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.04.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение ввиду того, что обществом не предоставлены доказательства утилизации отходов бурения с кустовой площадки N ПР3 Правдинского месторождения.
Постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2021 по делу N 16-6303/2021 поддержаны выводы суда автономного округа о том, что материалами дела с достоверностью не подтвержден факт вывоза на утилизацию отходов шламонакопителя из куста NПР3 Правдинского месторождения, но в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности были отменены как оспариваемое постановление, так и судебные акты по делу.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, судебными актами суда общей юрисдикции не подтверждён факт накопления обществом отходов в шламонакопителях менее 11 месяцев, более того, судебными актами по делам о привлечении к административной ответственности по факту размещения отходов на кустовой площадке N 53 Угутского месторождения и кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения установлено размещение отходов свыше 11 месяцев.
Повторно оценив имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд приходит к выводу не неподтвержденности материалами дела доводов заявителя о том, что спорные отходы хранились обществом менее 11 месяцев в связи с направлением отходов на утилизацию.
Как следует из материалов дела, управлением срок накопления отходов бурения исчислен с даты окончания срока бурения скважин, что признаётся апелляционным судом не противоречащим нормам действующего природоохранного законодательства, поскольку обстоятельство образования при бурении скважин соответствующих отходов не подлежит доказыванию (часть 1 статьи 69 АПК РФ), более того, предусматривается проектное образование таких отходов.
По утверждению общества, в рамках заключенных между ПАО "НК "Роснефть" и подрядными организациями ООО "ЭлитКомфорт" и ООО "ГАЗХОЛОДМАШ" договоров от 14.05.2019 N 100019/02488Д, от 06.12.2019 N 100019/06302Д, подрядными организациями по окончанию бурения скважин кустов выполнены работы по утилизации отходов бурения, с участков производства работ (шламонакопителей) отобраны пробы, по результатам испытаний которых согласно протоколам испытаний отобранный грунт является материалом "Литогрунт" ("грунт искусственный").
Между тем условиями договора, заключенного с ООО "ЭлитКомфорт", от 14.05.2019 N 100019/02488Д предусмотрено, что доказательством выполнения работ по утилизации объёма отходов бурения является акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), при этом заявителем данные акты в подтверждение осуществления утилизации отходов не предоставлены.
Условиями договора, заключенного с ООО "ГАЗХОЛОДМАШ", от 14.05.2019 N 100019/06302Д также предусмотрена сдача работ по утилизации объёма отходов бурения по акту сдачи-приемки выполненных работ, при этом заявителем данные акты в подтверждение осуществления утилизации отходов не предоставлены.
Журналы производства работ в отсутствие доказательств как передачи площадки временного накопления отходов подрядной организации, так и доказательств утилизации таковых отходов не подтверждают факт накопления спорных отходов обществом менее 11 месяцев.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно письма ООО "ЭлитКомфорт" от 24.10.2019 N 928/19 на территории производственной деятельности ООО "РН-Юганскнефтегаз" на Омбинском, Правдинском месторождениях работы приостановлены, на Приразломном месторождении к выполнению работ не приступали.
Ссылка общества на то, что по результатам испытаний отобранный грунт является материалом "Литогрунт" ("грунт искусственный"), отклоняется апелляционным судом, как противоречащий протоколам осмотра заинтересованного лица.
Так, согласно Техническим условиям ТУ 23.64.10-001-27009934-2017 литогрунт представляет собой однородный по цвету и составу песчаный слабоуплотнённый, песчаный среднеуплотнённый, песчаный сильноуплотнённый дресвяной либо щебневый негорючий материал, что не соответствует описанию проб, приведённому в протоколах осмотра управления.
Расчёт платы за НВОС управлением осуществлен исходя из проектного образования отходов бурения и плотности буровых отходов. Доказательств того, что обществом было накоплено отходов в меньшем размере, заявителем в материалы дела не представлено, ввиду чего расчёт заинтересованного лица признается верным. Указание подателем жалобы расчёта суммы платы в 7 графе п/п 1 таблицы в размере 13 123 600 руб. 56 коп. коллегия признаёт опечаткой, поскольку результатом перемножения указанных управлением коэффициентов является сумма 24 631 566 руб. 37 коп.
Доводы общества о том, что нарушение срока проведения проверки декларации по НВОС свидетельствует о нарушении порядка выдачи оспариваемого требования, отклоняются апелляционный судом, поскольку проведение контроля за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил N 255 (9 месяцев со дня приема декларации), не свидетельствует об отсутствии нарушений в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год со стороны общества и об освобождении общества от обязанности внесения платы за НВОС; нарушение данного срока не отменяет обязанности плательщика по внесению платы, исчисляемой в определенном законом порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для вывода о несоответствии оспариваемого требования положениям законодательных и иных нормативных правовых актов у апелляционного суда не имеется, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ) является основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления ООО "РН-Юганскнефтегаз".
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество; за подачу апелляционной жалобы не распределяются, поскольку управление освобождено от её уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.02.2022 по делу N А70-23147/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз", отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-23147/2021
Истец: ООО "РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3605/2023
14.02.2023 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-23147/2021
15.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4366/2022
04.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3225/2022
08.02.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-23147/2021