г. Киров |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А17-8276/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сетевик"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2023 по делу N А17-8276/2023
по исковому заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ОГРН: 1033700074671, ИНН: 3729007176)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сетевик" (ОГРН: 1193702023052, ИНН: 3702229823)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сетевик" (далее - ответчик, Общество) 1 884 158 рублей излишне полученной субсидии.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, является необоснованным вывод суда о том, что ответчиком получено неосновательное обогащение в виде переплаты средств субсидии по причине изменения ответчику тарифа для потребителей в меньшем размере. Ответчик полагает, что вред, причиненный применением регулируемых цен, должен возмещаться за счет виновного субъекта, ответственного за принятие незаконного нормативного акта, а не за счет стороны по гражданско-правовому договору, которая должна была исполнять такой акт.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы, просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.02.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.02.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2020 N 60-т/9 для потребителей Общества были установлены долгосрочные тарифы (в том числе льготные) на тепловую энергию на 2021-2023 годы.
В 2021 году между Департаментом и Обществом в порядке, установленном постановлением Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п, заключены соглашения о предоставлении субсидий на общую сумму 20 552 849 рублей, которая в полном объеме перечислена Департаментом в адрес Общества.
Решением Ивановского областного суда от 31.01.2023 по делу N За-1/2023 постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24.11.2020 N 60-т/9 в части установленных приложением 1 долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества признано недействующим со дня принятия.
Во избежание образования бестарифного периода Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области принято постановление от 14.04.2023 N 16-т/1, которым с 01.01.2021 года утверждены тарифы на тепловую энергию и льготные тарифы для потребителей Общества на 2021 год.
Поскольку постановлением от 14.04.2023 N 16-т/1 тариф установлен в меньшем размере, Департаментом установлено, что Обществу излишне перечислены бюджетные средства в виде предоставленной субсидии.
04.05.2023, 07.07.2023 Департамент направил Обществу уведомления о необходимости возврата субсидии в размере 1 884 158 рублей.
Излишне полученные денежные средства ответчиком не возвращены, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг юридическим лицам предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По Закону Ивановской области от 09.12.2014 N 103-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области" (далее - Закон N 103-ОЗ) компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется путем предоставления субсидий, грантов в форме субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета (далее - субсидии, гранты в форме субсидий). Бюджетному возмещению подлежат выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, возникающие в результате превышения размера расходов, связанных с обеспечением теплоснабжения (производства, транспортировки, сбыта тепловой энергии для отопления жилищного фонда на нужды населения и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на нужды населения), учтенных в составе тарифов на тепловую энергию (мощность) на соответствующий регулируемому год, над расходами, приходящимися на эти цели, в установленных на основании части 1 статьи 5 настоящего Закона льготных тарифах на тепловую энергию (часть 1 статьи 6 Закона N 103-ОЗ).
Во исполнение Закона N 103-ОЗ принято постановление Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п "О предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома", которым утвержден Порядок предоставления субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды.
Расходы, понесенные Обществом в связи с осуществлением указанной деятельности, являются основанием для возмещения убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов.
При этом при определении размера неполученных в связи с применением льготных тарифов выпадающих доходов Департаментом обоснованно применены тарифы, установленные постановлением от 14.04.2023 N 16-т/1, что привело к уменьшению суммы недополученных доходов и образованию на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной суммы субсидии.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо установление обогащения одного лица (приобретателя (ответчика)) за счет другого (потерпевшего (истца)) при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц либо произошло помимо их воли.
Поскольку материалами дела подтверждается факт перечисления ответчику субсидии в большем размере, чем ответчиком должно быть получено, заявленные исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Методика расчета неосновательного обогащения ответчиком по существу не оспорены, контррасчет не представлен.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2023 по делу N А17-8276/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сетевик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8276/2023
Истец: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
Ответчик: ООО "Сетевик"
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд