г. Пермь |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А71-4553/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Гладких Д.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии в судебном заседании путем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики от истца, товарищества собственников жилья "Наш городок": Ахмитшин Р.Р. по доверенности от 11.09.2019;
в отсутствие представителей иных лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца, товарищества собственников жилья "Наш городок",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 февраля 2022 года
по делу N А71-4553/2021
по иску товарищества собственников жилья "Наш городок" (ОГРН 1031800552673, ИНН 1831056533)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
третье лицо: Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики (ОГРН 1071831002814, ИНН 1831120884),
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Наш городок" (далее - ТСЖ "Наш городок") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к публичному кционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (далее - ПАО "Т Плюс") о взыскании 109 835 руб. 56 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 11.01.2022 к участию в деле на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - Управление по надзору УР).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.02.2022 в удовлетворении иска отказано, истцу из федерального бюджета возвращено 2 160 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 11.03.2021 N 56.
Истец с принятым по делу решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, иск удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец приводит доводы о том, что судом не учтен некоммерческий характер деятельности ТСЖ; не учтено, что письменный договор теплоснабжения между сторонами не заключен; не принят во внимание преюдициальный акт по спору за предыдущий период (дело N А71-12418/2019). Считает, что применением повышающего коэффициента суд применил меры ответственности по отношению к ТСЖ, которое в спорный период действовало добросовестно и разумно. Отмечает, что судом в обоснование наличия технической возможности установки ОДПУ принят формальный акт ответчика (заинтересованного лица) без оценки фактических обстоятельств дела. Между тем, как полагает истец, установка в МКД N 104 прибора учета не на транзитном трубопроводе невозможна. Более того, как сообщает истец, через указанные дома подключено нежилое здание с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Кирова, д. 100, что подтверждается материалами дела N А71-15799/2016, соответственно, транзитные трубы питают не только 2 МКД, но и еще 1 нежилое здание.
Ответчик направил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель истца с решением суда первой инстанции не согласился, поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, которую просит удовлетворить, обжалуемое решение суда первой инстанции - отменить.
Ответчик и привлеченное к участию в деле третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Наш городок" на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: Удмуртская Республика, город Ижевск, улица Кирова, 104 и Кирова, 106.
Между ПАО "Т Плюс" и ТСЖ "Наш городок" заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией и горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01.05.2016 N Т0216 в редакции протокола разногласий.
Срок действия договора сторонами установлен в пункте 7.1 - с 01.01.2016 по 31.12.2016 включительно. По окончании указанного периода в отсутствие заявлений сторон о его прекращении, расторжении в соответствии с пунктом 7.4 договора и пунктом 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации его действие продлено на неопределенный период на тех же условиях.
Пунктом 1.1 договора установлено, что теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Потребитель является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и (или) жилых домов, указанных в Приложении N 3 к договору, и приобретает тепловую энергию по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения (пункт 1.2 договора).
Приложением N 2 к договору стороны подписали акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно представленному акту границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является наружная стена ЦТП Наш Городок, тепловых камер ТК-1422/1 б (УТ-П, УТ-2 и УТ-6 и жилых домов по ул. Кирова, д. 104, д. 106 (по схеме).
Теплотрассы с теплоносителем от тепловой камеры ТК-1422/1 б (УТ-П. тепловая камера ТК-1422/16 (УТ-1) с оборудованием находятся на балансе ООО "УКС" (правопредшественник ответчика).
ЦТП - Наш городок (с оборудованием 4), теплотрассы отопления и горячего водоснабжения (далее ГВС), ЦТП - Наш городок, проходящие через тепловую камеру УТ-6. до тепловых пунктов ТП-1 и ТП-2 жилых домов по ул. Кирова, 104, 106; тепловая камера УТ-6 с оборудованием; тепловые пункты ТП-1 и ТП-2 оборудованием, внутренняя система отопления и ГВС жилых домов по ул. Кирова, д. 104, д. 106 принадлежат потребителю ТСЖ "Наш городок".
МКД N 104 по ул. Кирова оборудован прибором учета тепловой энергии, учитывающим объем теплопотребления на нужды отопления и горячего водоснабжения обоих МКД.
Иск мотивирован тем, что в период май - декабрь 2019 года ПАО "Т Плюс" произвело расчет объема потребленной тепловой энергии по показаниям спорного прибора учета, вместе с тем, поскольку прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких МКД, не является общедомовым, объем поставленной тепловой энергии подлежит определению исходя из норматива потребления.
Согласно расчету истца размер неосновательного обогащения составил 109 835 руб. 56 коп. Указанная сумма оплачена истцом ответчику в полном объеме.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием вернуть уплаченные денежные средства, оставлена последним без удовлетворения.
Неисполнение требования о возврате суммы неосновательного обогащения ответчиком послужило истцу основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, руководствуясь статьями 8, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Обязательства вследствие неосновательного обогащения представляют собой особый вид обязательств, необходимыми условиями возникновения которых являются следующие: приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, то есть увеличение или сохранение в прежнем размере имущества на одной стороне явилось результатом соответствующего его уменьшения на другой стороне; приобретение или сбережение произошло без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
С учетом положений пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец по требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком имущества (денежных средств) за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения. Недоказанность хотя бы одного из перечисленных обстоятельств влечет отказ в удовлетворении иска о взыскании неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ТСЖ "Наш городок" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, ПАО "Т Плюс", тепловую энергию с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Разногласия сторон относительно определения объема потребления тепловой энергии на ГВС и отопления между сторонами урегулированы в ходе судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета следует понимать средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
При этом согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Принимая во внимание положения пунктов 2, 42 (1) Правил N 354, а также тот факт, что прибор учета, расположенный на сетях в жилом доме N 104 по ул. Кирова, аккумулирует сведения об объеме тепловой энергии, затраченной на теплоснабжение домов N 104 и N 106, следует признать, что такой прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких многоквартирных домах, и потери, возникающие не только во внутридомовых сетях, не является общедомовым прибором учета.
Более того, положениями действующего законодательства не предусмотрена установка одного коллективного (общедомового) прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов.
При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги (пункт 42 (1) Правил N 354).
Как следует из пояснений ответчика и представленного контррасчета, ПАО "Т Плюс" в отсутствие общедомового прибора учета произвело расчет объема теплопотребления в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 по формуле 2 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Учитывая, что прибор учета, установленный в МКД N 104 по ул. Кирова, не является коммерческим, ответчик согласился с доводами истца о том, что расчет платы за горячее водоснабжение следует производить в соответствии с формулой, изложенной в подпункте "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Неурегулированными остались разногласия сторон относительно начисления тепловой энергии, потребляемой для приготовления горячей воды в целях содержания общего имущества МКД.
Разногласия сторон в этой части составляют 47 712 руб. 29 коп.
Доводы апелляционной жалобы в данной части аналогичны доводам, изложенным в иске, направлены на переоценку правомерных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 названных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В пункте 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Расходы, в том числе на оплату холодной и горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и на оплату отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ с 01.01.2017 включаются в состав платы за содержание жилого помещения.
Будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, указанные расходы с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил (абзац 3 пункта 54 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с этими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года обязаны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208 утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике для: многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; многоквартирных домов без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованных раковинами, мойками и унитазами; многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Между тем нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.01.2021 N 5. При этом нормативы холодной, горячей воды, водоотведения для данной категории жилого фонда утверждены в том же размере, что и для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением.
Отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива горячего водоснабжения для общедомовых нужд для МКД с оборудованием для самостоятельного производства горячей воды не исключает возможности использовать в расчетах между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией норматив, утвержденный для домов с аналогичными конструктивными характеристиками (МКД с централизованной системой горячего водоснабжения). Коммунальный ресурс, пройдя через внутридомовое оборудование, фактически поступает в систему горячего водоснабжения МКД в виде горячей воды, как и в МКД с централизованным горячим водоснабжением, отбор коммунального ресурса производится на те же цели, что и для МКД с централизованным горячим водоснабжением.
Наличие в многоквартирных домах оборудования для самостоятельного приготовления горячей воды не влияет на объем используемого в целях надлежащего содержания общего имущества коммунального ресурса по отношению к МКД с централизованным горячим водоснабжением. Порядок определения норматива потребления горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества, предусмотренный пунктом 27 приложения N 7 Правил N 306 не зависит от типа системы горячего водоснабжения.
Указанное подтверждается также тем, что нормативы потребления горячей воды для общедомовых нужд для МКД с оборудованием для самостоятельного приготовления горячей воды утверждены в том же объеме, что и для МКД с централизованным горячим водоснабжением.
Таким образом, верным признается вывод суда первой инстанции о том, что в исковой период стороны имели возможность самостоятельно определить норматив потребления горячей воды для МКД, оборудованных ИТП.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что контррасчет ответчика с применением норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208, утвержденного в отношении МКД с централизованной системой ГВС, является правомерным и соответствует действующему жилищному законодательству.
Проанализировав представленный ответчиком контррасчет (т. 1, л.д. 111), суд первой инстанции сделал вывод о том, что в спорный период ПАО "Т Плюс" предъявлена к оплате сумма 3 436 605 руб. 31 коп., вместе с тем, фактически предъявлению, без учета повышающего коэффициента подлежала сумма 3 326 769 руб. 76 коп. (отопление +ГВС+ ГВС на СОИ).
Таким образом, сумма неосновательного обогащения (без учета повышающего коэффициента), по мнению истца, составила 109 835 руб. 55 коп.
Истец возражал относительно правомерности предъявления ответчиком требования о возмещении ему повышающего коэффициента в связи с отсутствием в спорных МКД общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Разногласия сторон в этой части составили 268 122 руб. 95 коп.
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета и нести риск возникновения неблагоприятных последствий, связанных с ее неисполнением, в том числе оплачивать коммунальные услуги в размере, определяемом с использованием повышенных нормативов.
Изложенное соответствует правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608, от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 N АКПИ16-375.
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "О теплоснабжении" предусмотрено, что при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.
В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
В подпункте "е" пункта 22 Правил N 124 предусмотрено, что при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячей воды) размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента равном 1,1.
При наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5 (подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124).
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячей воды) в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающая организация применяет повышающий коэффициент к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 закреплена обязанность Минстроя РФ определить критерии наличия или отсутствия технической возможности установить индивидуальный или общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов, а также форму и порядок составления акта.
Приказом Минстроя Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" утвержден перечень критериев, которые определяют, можно установить в доме или помещении МКД прибор учета, форму акта, где фиксируется наличие/отсутствие технической возможности для монтажа ИПУ/ОДПУ, а также порядок заполнения такого акта.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, прибор учета установленный на сетях в жилом доме N 104 по ул. Кирова, аккумулирует сведения об объеме тепловой энергии, затраченной на теплоснабжение как МКД N 104, так и на МКД N 106 по ул. Кирова, такой прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии нескольких объектов и потери, возникающие не только во внутридомовых сетях не может быть признан общедомовым.
В ходе судебного разбирательства стороны произвели совместный осмотр спорных МКД на предмет возможности установления ОДПУ в каждом МКД.
По результатам обследования составлены акты от 27.12.2021 (т. 2, л.д. 3-5).
В результате обследования установлено, что в обоих спорных МКД имеется возможность установки прибора учета без реконструкции. Вместе с тем, представитель ТСЖ "Наш городок" подписал акты обследования с "особым мнением": система отопления МКД устроена таким образом, что поступающий теплоноситель в горячей воде в ЦТП проходит через 2 теплообменника: подогрев ГВС и подогрев воды для отопления. Системы ГВС и отопления замкнутые. Установка счетчика после теплообменника перед элеватором будет учитывать тепловую энергию вторичного контура, без учета потребления на подогрев ГВС.
Таким образом, установка счетчика на отопление в предлагаемом варианте не будет отвечать требованиям пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе осмотра представителями РСО зафиксирована возможность установки ОДПУ на вводе в каждый МКД, особое мнение истца в рассматриваемом случае, судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание, поскольку потребление тепловой энергии ИТП не поставлено во взаимосвязь с потреблением тепловой энергии каждого МКД.
Более того, судом первой инстанции учтено, что сам истец не отрицает возможность оборудования спорных МКД узлами учета тепловой энергии, используемой в целях отопления.
В силу требований федерального закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Положения подпункта "и" пункта 11 Правил N 491, предусматривающие проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, соответствуют требованиям федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. С учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая организация обязана выполнять, в том числе требования подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил N 491, с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Исполнитель коммунальных услуг как лицо, ответственное за содержание общего имущества, в силу прямых указаний закона и договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Отсутствие обязанности по установке общедомовых приборов учета в силу действующего законодательства предусмотрено только для определенных объектов энергоснабжения.
Для домов, в которых не установлены общедомовые приборы учета, но которые должны быть оснащены такими приборами учета, ресурсоснабжающая организация обязана применять указанный выше способ расчетов - по нормативу с применением повышающего коэффициента, который стимулирует к осуществлению работ по приведению общедомового имущества в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В рассматриваемом споре судом установлено, что истец, осуществляя функции по управлению спорными МКД, не осуществил свою обязанность по оснащению МКД приборами учета тепловой энергии.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки РСО правомерно применяет повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунального ресурса. Указанная мера введена законодателем в целях стимулирования потребителя осуществить установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные ресурсы.
Довод истца в этой части судом первой инстанции также правомерно отклонен.
Таким образом, согласно представленному контррасчету ответчика в спорный период (май - декабрь 2019 года) истцу должно было быть предъявлено к оплате 3 594 892 руб. 70 коп. (с учетом повышающего коэффициента), а не 3 436 605 руб. 31 коп.
Представленный контррасчет ответчика проверен судами первой и апелляционной инстанций, признан верным.
Таким образом, исковые требования истца о взыскании 109 835 руб. 56 коп. неосновательного обогащения удовлетворению не подлежат в силу статей 8, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 февраля 2022 года по делу N А71-4553/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4553/2021
Истец: ТСЖ "Наш городок"
Ответчик: ПАО "Т Плюс" Филиал "Удмуртский"
Третье лицо: Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики