г. Москва |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А41-41172/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от ООО "ИнфраструктураСтрой": Босомыкин А.С., по доверенности от 18.05.2021;
от Комитета по конкурентной политике Московской области: Кудряшов Е.С., по доверенности от 28.12.2021;
от ООО "ИКС Орехово-Зуево": Ерзунов Д.Г., по доверенности от 09.09.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ИнфраструктураСтрой" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2021 года по делу N А41-41172/21 по иску ООО "ИнфраструктураСтрой" к Комитету по конкурентной политике Московской области, третье лицо: ООО "ИКС Орехово-Зуево", об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИнфраструктураСтрой" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением (с учетом принятых судом уточнений) к Комитету по конкурентной политике Московской области об обязании провести конкурс согласно лота, размещенного 27.10.2020 на официальном электронной площадке www.torgi.gov.ru по извещению N 271020/5684892/01.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 28 декабря 2021 года по делу N А41-41172/21 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ИнфраструктураСтрой" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны и третье лицо направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представители ответчика и третьего лица против указанных доводов возражали.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.10.2020 ответчиком, как уполномоченным органом, на официальном сайте единой информационной системы размещено предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения (извещение N 271020/5684892/01 от 27.10.2020).
Заявитель, посредством АО "Почта России", 30.10.2020 направил в Комитет по конкурентной политике Московской области предложения о заключении концессионных соглашений в отношении Лотов N 1.
Данному почтовому отправлению присвоены почтовые идентификаторы N ЕD198692779RU. Согласно представленным отчетам об отслеживании почтовых отправлений, данные почтовые отправления были доставлены 02.11.2020.
Заявитель указал, что на период 05.03.2021, на официальном сайте по извещению N 271020/5684892/01 от 27.10.2020, отсутствует информация о протоколе рассмотрения заявок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона N 115-ФЗ.
Частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ установлено, что концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 115-ФЗ и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
В силу положений части 4.2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 Закона N 115-ФЗ, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
В соответствии с частью 4.4 статьи 37 Закона N 115-ФЗ орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о возможности либо невозможности заключения концессионного соглашения.
Согласно положениям частей 4.7, 4.8 статьи 37 Закона N 115-ФЗ в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения уполномоченный орган размещает предложение о заключении концессионного соглашения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
Согласно части 4.9 статьи 37 Закона N 115-ФЗ если в сорокапятидневный срок с момента размещения предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе.
В соответствии с частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ если в сорокапятиднедный срок с момента размещения преклонения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в преклонении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном Законом N 115-ФЗ.
Из анализа указанных норм Закона N 115-ФЗ следует, uтo законодатель различает лицо, выступающее с инициативой заключения соглашения, и лицо, подающее заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, а также понятия "предложение о заключении концессионного соглашения" и "заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения", которые не являются тождественными.
В исковом заявлении указано на то, что Комитет безосновательно не рассмотрел предложение Истца о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора до момента принятия решения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Между тем данный вывод истца основан на неверном толковании норм Закона N 115-ФЗ, а также заблуждении относительно роли Комитета при организации торгов на право заключения концессионных соглашений.
В соответствии с Положением о Комитете по конкурентной политике Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 N 785/44 (далее - Положение о Комитете), Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, реализующим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в том числе в сферах организации и проведения в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области иных конкурентных процедур (в том числе торгов на право заключения концессионных соглашений).
В соответствии с пунктом 12.8 Положения о Комитете к полномочиям Комитета относится осуществление функции по организации, проведению иных конкурентных процедур в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Московской области.
В целях реализации указанных полномочий Комитета между Администрацией Орехово-Зуевского городского округа Московской области, Комитетом и государственным казенным учреждением "Региональный центр торгов" заключено Соглашение о взаимодействии при подготовке, организации и проведении торгов и иных конкурентных процедур от 14.04.2015 N 43-1404/201 (далее - Соглашение о взаимодействии), в соответствии с пунктом 2.2.1 которого Комитет обеспечивает организацию и проведение торгов и иных конкурентных процедур в соответствии с требованиями законодательства. При этом согласно пункту 2.1.2 Соглашения о взаимодействии документы и информацию, необходимую для реализации мероприятий, предусмотренных Соглашением о взаимодействии, сторонам предоставляет Администрация.
Постановлением Главы Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 25.05.2020 N 5-ПГ "Об определении уполномоченного органа по рассмотрению предложений о заключении концессионных соглашений" Администрация определена уполномоченным органом на рассмотрение предложений о заключении концессионных соглашений в отношении муниципального имущества, поступивших от лиц, выступающих с инициативой заключения таких концессионных соглашений, и принятия решения по ним.
В Администрацию поступило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: объекты теплоснабжения и централизованные системы горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области, инициатором которого выступило ООО "Интеллектуальные Коммунальные Системы Орехово-Зуево" (далее - Предложение).
Комитет в рамках реализации постановления Главы Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 23.10.2020 N 11-ПГ "О согласовании проекта концессионного соглашения с внесенными изменениями" разместил на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.torgi.gov.ru) предоставленное Администрацией Предложение в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в Предложении.
Порядок и место подачи заявок о готовности к участию в конкурсе определен в извещении N 271020/5684892/01 от 27.10.2020, размещенном на официальном сайте torgi.gov.ru.
Таким образом, любое иное лицо, изъявившее желание о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в Предложении (в данном случае предложении ООО "Интеллектуальные Коммунальные Системы Орехово-Зуево"), должно было в установленный срок подать в Комитет заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, на условиях, предусмотренных в Предложении.
Документы, направленные истцом почтовым отправлением, поступили в Комитет 02.11.2020.
В сопроводительном письме от 29.10.2020 N 29/10-1 "О направлении предложения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области" указано, что в соответствии с частями 4.1 - 4.12 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения", общество с ограниченной ответственностью "ИнфраструктураСтрой" направляет Предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области.
Таким образом, в Комитет поступило предложение Истца о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 года N 300.
Между тем, Комитет не является органом, уполномоченным на рассмотрение предложений о заключении концессионного соглашения в отношении муниципального имущества Орехово-Зуевского городского округа Московской области. В этой связи поступившее от Истца предложение оставлено Комитетом без рассмотрения, о чем Комитет уведомил Истца письмом от 06.11.2020 N 29Исх-5394/20-10.
Истец ссылается на позицию ФАС России, изложенную в письме от 26.10.2018 N РП/86694/18 "О практике применения концессионного законодательства при заключении концессионного соглашения", согласно которой утвержденная Постановлением N 300 форма представления сведений о соответствии инициатора требованиям может применяться также и к лицам, подающим заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, при условии установления уполномоченным органом требования к данной форме в рамках размещения информации об инициативе заключения концессионного соглашения на официальном сайте. При этом сам же Истец указывает на тот факт, что "информация о требованиях к форме и представляемым документам при подаче заявки о готовности к участию в конкурсе Комитетом на сайте www.torgi.gov.ru не была размещена, что исключает возможность отклонения заявки".
Таким образом, именно ввиду того, что требование о том, что заявка о готовности к участию в конкурсе должна быть подана по форме, утвержденной Постановлением N 300, не устанавливалось, предложение о заключении концессионного соглашения, поступившее от ООО "ИнфраструктураСтрой", не могло быть расценено Комитетом в качестве заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
Ссылки Истца на судебные решения не состоятельны в виду принятия указанных решений при иных фактических обстоятельствах.
Письма ФАС России и Минэкономразвития России, на которые ссылается истец, также подтверждают позицию Комитета. Из указанных писем следует, что к предложению о заключении концессионного соглашения законодатель предъявляет определенные требования, в том числе к форме такого предложения, а также к документам, которые являются его приложением, К заявке о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения таких требований не предъявляется, что подтверждает тот факт, что предложение о заключении концессионного соглашения не является заявкой о готовности к участию в конкурсе. Указанные документы различны по своей природе и подаются при различных процедурах в рамках отношений, возникающих при заключении концессионных соглашений. Следует отметить, что Закон N 115-ФЗ формально определен. Неопределенность содержания законодательного регулирования порождает его неоднозначное толкование, что, в свою очередь, приводит к произвольному его применению, что недопустимо.
Истец указывает на отсутствие протокола рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, который должен быть размещен на сайте www.torgi.gov.ru при отклонении заявок.
Между тем на дату и время окончания подачи заявок (11.12.2020 16:45) в Комитет не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, на условиях, предусмотренных в Предложении, в связи с чем у Комитета отсутствовали основания для размещения на сайте torgi.gov.ru информации о поступивших заявках и инициирования процедуры заключения концессионного соглашения на конкурсной основе.
Способы судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав определены в статье 12 ГК РФ.
При этом в тех случаях, когда для защиты того или иного права закон предусматривает определенные способы защиты, лицо, считающее свое право нарушенным, может воспользоваться только предусмотренным законом способом.
Избранный способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2021 по делу N А41-41172/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ИнфраструктураСтрой" (ИНН 9728013876) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41172/2021
Истец: ООО "ИнфраструктураСтрой"
Ответчик: Комитет по конкурентной политике МО