г. Москва |
|
5 мая 2022 г. |
Дело N А40-168833/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Лидинг Консалтинг Груп" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.10.2021 по делу N А40-168833/21(149-1244), принятое в порядке упрощенного производства судьей М.М.Кузиным
по заявлению ООО "Лидинг Консалтинг Груп"
к ИФНС России N 10 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лидинг Консалтинг Груп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованием о признании незаконными и отмене постановления ИФНС России N 10 по г.Москве (далее - инспекция) по делу об административном правонарушении от 08.07.2021 N 77102115900927600004 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ; об обязании прекратить исполнение постановления, а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2021, принятым в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 АПК РФ, требования общества о признании незаконным и отмене постановления инспекции, об обязании прекратить исполнение постановления оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих требований общество указывает, что в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2021 N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 223-ФЗ), зачисление на свой счёт, открытый в банке FILIAL DB АО SBERBANK ALMATY (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте, полученных по внешнеторговому договору, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, с 01 июля 2021 года больше не относится к незаконным валютным операциям.
Общество также полагает, что его позиция согласуется с разъяснениями, изложенными в письме ФНС России от 01.09.2021 N БВ-4-7/12350@ "О направлении разъяснений", о необходимости прекращения исполнения по вынесенным налоговыми органами и не исполненным до вступления в силу Закона N 223-ФЗ постановлениям о назначении административного наказания, в том числе по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 18.03.2022 производство по настоящему делу было приостановлено до вынесения судебного акта Арбитражным судом Московского округа по делу А40-168722/21.
18.04.2022 Арбитражным судом Московского округа по делу N А40-168722/21 вынесено постановление, которым признано незаконным и отменено постановление Инспекции ФНС N 10 по г.Москве от 08.07.2021 N 77102115900940800004 о назначении административного наказания ООО "Лидинг Консалтинг Груп" по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Определением суда от 28.04.2022 производство по настоящему делу возобновлено, поскольку обстоятельства послужившие приостановлению устранены.
В рамках настоящего дела ИФНС России N 10 по г.Москве в порядке части 3 статьи 49 АПК РФ заявлено о признании заявленных ООО "Лидинг Консалтинг Груп" требований.
Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела с вызовом сторон.
Рассмотрев ходатайство о рассмотрении настоящего дела с вызовом сторон, апелляционный суд отклоняет его, поскольку в силу ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Оснований для назначения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы с вызовом сторон апелляционный суд не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268, 272.1 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, с учетом постановления Арбитражного суда Московского округа от 18.04.2022 по делу N А40-168722/21 и поступившего заявления ИФНС России N 10 по г.Москве о признании заявленных ООО "Лидинг Консалтинг Груп" требований, считает, что решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Из фактических обстоятельств дела следует: при осуществлении Инспекцией проверки соблюдения Заявителем валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, установлено, что ООО "Лидинг Консалтинг Груп", в нарушение положений ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173 ФЗ), минуя счета в уполномоченных банках РФ, осуществило зачисление 13.03.2020 на счет NKZ45914002203KZ0074F, открытый в банке FILIAL DB AO SBERBANK ALMATY (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции от TOO АЛЕМ ЛТД (ALEM LTD) в сумме 288 159,00 казахских тенге, что подтверждается отчетом от 21.04.2020 о движении денежных средств в банке за пределами территории РФ за 1 квартал 2020 года и подтверждающими банковскими документами.
По итогам контрольных мероприятий должностным лицом возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена положениями части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Уведомлением о месте и времени составления протокола от 08.06.2021 N 77102115900927600001 заявителю предложено прибыть в инспекцию 16.06.2021 для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. Данное уведомление направлено в адрес Заявителя по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) и получено им 11.06.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Письмом от 15.06.2021 N 17-06/20119 инспекция сообщила обществу о переносе даты и времени составления протокола об административном правонарушении на 22.06.2021. Данное письмо направлено в адрес Заявителя по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) и получено им 16.06.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
При этом обществом в адрес инспекции представлено письмо от 21.06.2021 N 21062021 (письменные пояснения) (вх. от 22.06.2021 N 0040236), в котором поясняло, что денежные средства в казахских тенге (национальной валюте Республики Казахстан) были получены филиалом общества в рамках договора, заключенного с резидентом Республики Казахстан - юридическим лицом, в качестве оплаты за поставленные товары из Российской Федерации.
Факт того, что данный договор является внешнеторговым налоговым органом под сомнение не ставился.
22.06.2021 в присутствии представителя общества по доверенности - Климовской М.И. должностным лицом инспекции составлен протокол об административном правонарушении N 77102115900927600002.
Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 02.07.2021 N 77102115900927600003, которым общество вызвано в Инспекцию на 08.07.2021, получено 06.07.2021 лично представителем общества по доверенности - Климовской М.И., что подтверждается соответствующей отметкой.
08.07.2021 по результатам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом инспекции в присутствии представителя общества вынесено постановление N 77102115900927600004 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 75% от суммы незаконной валютной операции, что составляет 39 988,76 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюден.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемые постановления вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", апелляционным судом не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в контроле за порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями резидентов и нерезидентов.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании).
Из положений статьи 12 Закона N 173-ФЗ следовало, что операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за поставленные товары, не входит в перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Между тем Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ внесены изменения (далее - Закон N 223-ФЗ) в Закон о валютном регулировании.
Абзац второй части 5 статьи 12 Закона о валютном регулировании был дополнен положениями, согласно которым на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации могут быть зачислены денежные средства в иностранной валюте по внешнеторговым экспортным договорам, в отношении которых требование о репатриации иностранной валюты отменено.
При этом статья 19 Закона о валютном регулировании была дополнена частью 8 следующего содержания: требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в ряде позиций.
Тем самым Законом N 223-ФЗ были внесены изменения, отменяющие обязательное требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, за исключением установленного перечня товаров сырьевого экспорта, классифицированных в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Данные изменения вступили в силу 01.07.2021.
Таким образом, на дату вынесения инспекцией оспариваемого постановления (08.07.2021) о привлечении общества к административной ответственности за незаконную валютную операцию рассматриваемая валютная операция вошла в перечень допустимых случаев зачисления денежных средств, указанных в статье 12 Закона N 173-ФЗ.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
В связи с изложенными обстоятельствами у инспекции 08.07.2021 отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ по факту зачисления на счет общества, минуя банковские счета в уполномоченном банке Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования в части признания незаконным постановления Инспекции у суда не имелось. Решение суда подлежит отмене на основании пункта 1 части 2, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2021 по делу N А40-168833/21 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ИФНС России N 10 по г.Москве от 12.10.2021 N 77102115900927600004 о привлечении ООО "Лидинг Консалтинг Групп" к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168833/2021
Истец: ООО "ЛИДИНГ КОНСАЛТИНГ ГРУП""
Ответчик: ИФНС N10 по г. Москве