город Омск |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А46-21481/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3915/2022) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.03.2022 по делу N А46-21481/2021 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601, адрес: 644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, дом 21) к Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1055553037957, ИНН 5528025122, адрес: 644513, Омская область, Омский район, село Надеждино, улица Центральная, дом 37), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, город Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1) в лице филиала по Омской области, кадастрового инженера Рычковой Марины Сергеевны, акционерного общества "Полигон" (ОГРН 1175543036041, ИНН 5501185680, 644029, город Омск, улица 19 Партсъезда, дом 19 Б) об исключении сведений об объекте недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Степанов Егор Сергеевич (по доверенности от 10.01.2022 N 1 сроком действия 31.12.2022);
от акционерного общества "Полигон" - Краецкая Екатерина Михайловна (по доверенности от 25.01.2022 сроком действия 1 год);
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области (далее - истец, Администрация района) обратилась в Омский районный суд Омской области с иском к Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - ответчик, Администрация поселения) об исключении сведений об объекте недвижимости - сооружение: автомобильная дорога с кадастровым номером 55:20:13 11 03:2172 протяжённостью 1493 м, местоположение: Омская область, Омский район, с. Надеждино, ул. Полигонная, из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Определением Омского районного суда Омской области от 27.10.2021 дело N 2-2576/2021 передано по подсудности в Арбитражный суд Омской области.
Определением Арбитражного суда Омской области от 02.12.2021 возбуждено производство по делу N А46-21481/2021, к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области, кадастровый инженер Рычкова Марина Сергеевна и акционерное общество "Полигон" (далее - АО "Полигон").
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.03.2022 по делу N А46-21481/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация района обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация района указывает, что спорная дорога не имеет признаков автомобильной дороги, соответственно, не является объектом капитального строительства; факт возведения спорного объекта АО "Полигон" установлен в рамках дела N А46-19883/2020, таким образом, указанный объект не может являться бесхозяйным.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу АО "Полигон" просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации района поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АО "Полигон" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей Администрации района и АО "Полигон", установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Администрацию района поступило обращение Администрации поселения с просьбой осуществить мероприятия по признанию права муниципальной собственности за Омским муниципальным районом Омской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение - автомобильная дорога, протяжённостью 1493 м, с кадастровым номером 55:20:13 11 03:2172, местоположение: Российская Федерация, Омская область, Омский район, с. Надеждино, ул. Полигонная.
По данным ЕГРН данный объект недвижимого имущества 21.01.2020 поставлен на учёт как бесхозяйный на основании обращения Администрации поселения.
Администрация района указывает, что по заключению кадастрового инженера Рычковой М.С. спорная автомобильная дорога имеет асфальтовое покрытие, но визуальный осмотр объекта не осуществлялся.
20.04.2021 по результатам проведённого осмотра кадастровым инженером МБУ "Центр кадастровых работ" Омского муниципального района Омской области Кардонисом В.В. осуществлён выезд с целью натурного определения характеристик сооружения - автомобильной дороги с кадастровым номером 55:20:13 11 03:2172, по адресу: Омской области, Омский район, с. Надеждино, ул. Полигонная.
По результатам осмотра выявлено следующее:
- отсутствуют конструктивные элементы дорожного полотна, асфальтового покрытия;
- объект представляет собой грунтовую наезженную дорогу (земля, вкрапления щебня и гравия);
- ширина проезжей части чётко не определена, имеет разную ширину на протяжении длины дороги;
- полосы движения не установлены.
Администрацией района было установлено, что данные о спорном объекте, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют фактическим признакам, определённым при осмотре на местности.
Ссылаясь на то, что спорное сооружение не имеет признаков автомобильной дороги, а, следовательно, не является объектом капитального строительства, истец обратился с соответствующим заявлением в суд с целью исключить объект с кадастровым номером 55:20:13 11 03:2172 из ЕГРН.
10.03.2022 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) относит к вопросу местного значения муниципального района дорожную деятельность вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, т.е. к компетенции муниципального района отнесены дороги между населёнными пунктами, расположенными в границах муниципального района.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться, в том числе автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Из пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) следует, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населённых пунктов поселения за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
На основании пунктов 1, 2 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьёй 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным законом сведений.
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (пункт 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально - определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
По правилам статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Материалами дела подтверждаются, что АО "Полигон" является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:20:13 11 03:358. На данном земельном участке располагается полигон твёрдых бытовых отходов. Проезд к данному полигону осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 55:20:13 11 03:1358.
В начале 2019 года АО "Полигон" была выявлена бесхозяйная дорога на земельном участке 55:20:13 11 03:1358, в связи с чем оно обратилось к Администрации поселения и кадастровому инженеру для подготовки документов и постановки её на учёт как бесхозяйной.
Постановлением Администрации поселения от 12.03.2019 N 23 указанной бесхозяйной дороге присвоен адрес: Омская область, Омский район, Надеждинское сельское поселение, с. Надеждино, ул. Полигонная; утверждена схема расположения дороги.
Постановлением Администрации поселения от 10.09.2019 N 131 данная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Надеждинского сельского поселения как внутрипоселковая дорога с идентификационным номером: 52-244-831 ОП МП 92.
Администрацией поселения выдана справка от 16.09.2019 N 02-15/687, в которой указано, что дорога включена в перечень, она имеет асфальтовое покрытие; имущественные права на дорогу у Администрации поселения отсутствуют.
21.11.2019 кадастровым инженером Рычковой М.С. был подготовлен технический план сооружения - автомобильной дороги, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, Надеждинское сельское поселение, с. Надеждино, ул. Полигонная. В рамках подготовки технического плана кадастровый инженер делал запросы в уполномоченные органы с целью найти собственника сооружения дорожного транспорта. Собственник сооружения не был найден.
По указанным причинам в регистрирующий орган были поданы документы для постановки дороги на учёт как бесхозяйной.
21.01.2020 Управление Росреестра по Омской области направило уведомление N КУВД-001/2020-377316/1 о принятии на учёт бесхозяйного сооружения.
Постановлением Администрации поселения от 03.03.2020 N 19 данная бесхозяйная дорога исключена из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Как указывает АО "Полигон", данное обстоятельство обнародовалось в 2021 году в связи с расторжением договора аренды с Администрацией района на земельный участок 55:20:13 11 03:1358. В Администрации поселения объяснили это тем, что дорога находится за пределами Надеждинского сельского поселения, поэтому не может быть принята на баланс Администрацией поселения. Данные действия должна выполнять Администрация района.
22.03.2021 АО "Полигон" направило обращение в Администрацию района с просьбой принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу и включить её в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Оценив представленные в настоящее дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе заключения кадастровых инженеров Рычковой М.С. и Кардониса В.В., приобщённые фотоматериалы, суд апелляционной инстанции полагает, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, в период действия договора аренды АО "Полигон" работы по строительству автомобильной дороги в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:13 11 03:1358 не осуществлялись, вместе с тем спорная дорога имеет признаки объекта капительного строительства.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, ответчик и АО "Полигон" ссылаются на тот факт, что данная бесхозяйная дорога существует в этом месте уже более 30 лет, имеет частично асфальтовое покрытие, отсыпку, разрушенные с течением времени, заезд с трассы, указатели.
При рассмотрении дела в Омском районном суде главой Администрации поселения даны пояснения, что:
- дорога была построена Совхозом Надеждинским в 90-х годах специально для подъезда к свалке твёрдых отходов;
- дорога имела асфальтовое покрытие по состоянию на 28.06.1993 (письмо от Омского районного Совета народных депутатов);
- дорога учтена в Генеральном плане Надеждинского сельского поселения именно как дорога (карта инженерной инфраструктуры Генерального плана).
Также Администрацией поселения представлены в материалы дела актуальные фотографии дороги, копии архивных документов по строительству свалки твёрдых отходов.
АО "Полигон" представило в материалы дела кальки контуров совхоза Надеждинский Омского района Омской области от 1989 года, полученные в государственном фонде данных.
Уже в 1989 году на плане земель совхоза Надеждинский была указана спорная дорога. Само размещение свалки предполагает необходимость доступа к ней для использования по целевому назначению. При этом иной, помимо спорной, дороги, картографические планы не содержат, что дополнительно подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что строителем дороги АО "Полигон" не является.
По убеждению суда апелляционной инстанции, дорога точно существует с 90-х годов. Также представляется закономерным разрушение дорожного полотна в силу давности и естественного износа.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав Администрации района в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация района согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.03.2022 по делу N А46-21481/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21481/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НАДЕЖДИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Полигон", Рычкова Марина Сергеевна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области