г. Санкт-Петербург |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А42-4387/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Емельяновой Н.О.
при участии:
от истца: Тененбаум В.А. по доверенности от 10.01.2022
от ответчика: Бабкова А.Ю. по доверенности от 12.05.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5486/2022) АО "Ситиматик" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.01.2021 по делу N А42-4387/2020, принятое
по иску ООО "ОРКО-инвест"
к АО "Ситиматик"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОРКО-инвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Управление отходами" (после смены наименования акционерное общество "Ситиматик", далее - Компания) о взыскании задолженности по договору от 09.12.2019 N 49-2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области за общий период с 01.01.2020 по 19.06.2020 в размере 27 616 237,27 рублей.
Определением суда от 15.09.2020 к совместному рассмотрению принят встречный иск Компании о взыскании с Общества 126 001 462,72 рублей штрафа, начисленного на основании пункта 8.8 договора N 49-2019, 2 830 611,14 рублей убытков, а также 500 584,40 рублей упущенной выгоды в виде недополученного дохода от реализации вторичных материальных ресурсов вследствие нарушения истцом схемы потоков по транспортированию ТКО.
Решением суда от 13.01.2022 первоначальные исковые требования удовлетворены полностью: с Компании в пользу Общества взыскано 27 616 237,27 рублей долга; в удовлетворении встречного иска судом отказано.
В апелляционной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым первоначальные исковые требования удовлетворить частично: взыскать задолженность в размере 24 967 047,26 рублей, встречные требования удовлетворить в полном объеме: взыскать с истца 129 332 658,66 рублей.
Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества существенных нарушений условий договора и надлежащем качестве оказанных услуг.
Места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами являются существенными условиями договора и не должны нарушаться; схема потоков ТКО не должна нарушаться.
Факты нарушений обязательств по договору подтверждены актами N 884 от 29.04.2020, N 892 от 08.06.2020 и N 897 от 19.06.2020, АО "Управление отходами" отказалось принимать услуги за март - май 2020 года, что отражено в письмах об отказе от подписания актов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, приведенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установил суд и следует из материалов дела, 09.12.2019 на основании протокола N 49-2019 от 28.11.2019 аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области, расположенных на территории муниципальных образований Мурманской области: Первомайский административный округ муниципального образования город Мурманск, жилой район Три Ручья, микрорайон Дровяное, жилой район Абрам-Мыс, включая территории (объекты) Министерства обороны Российской Федерации, между АО "Управление отходами" (Региональный оператор) и ООО "ОРКО-инвест" (Исполнитель) заключен договор N 49-2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области (далее - Договор), согласно которому Исполнитель своими силами и за свой счет оказывает услуги по транспортированию ТКО в порядке и на условиях, определенных настоящим Договором, на территории, описание границ которой определено в Приложении N 1 к Договору (зона деятельности Исполнителя), а Региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги в соответствии с условиями настоящего Договора.
В зону деятельности Исполнителя включаются, в том числе территории и объекты, требующие для оказания услуги по транспортированию ТКО надлежащего качества получение разрешительных документов, включая допуски, разрешения, пропуска (ЗАТО, пограничные зоны, объекты Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, территории организаций с особым, внутриобъектным и иным специальным режимом нахождения и тому подобные) (пункт 2.1 Договора).
В услугу Исполнителя в рамках настоящего Договора входит погрузка ТКО в мусоровоз в местах приема ТКО на территории зоны деятельности Исполнителя, их транспортирование до места передачи ТКО и передача на ОПО, а также иные функции, определенные условиями настоящего Договора. ТКО должны транспортироваться от мест приема ТКО до объекта передачи отходов. Осуществление транспортирования ТКО в иные места, не определенные настоящим Договором и Территориальной схемой, запрещено (пункты 2.2-2.3 Договора).
Пунктом 2.4 Договора установлено, что Исполнитель оказывает услуги по транспортированию на основании лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности.
Согласно пункту 2.5 Договора деятельность Регионального оператора осуществляется на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области от 10.01.2018, заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области и Региональным оператором.
Сроки и порядок оплаты услуг по Договору определены в разделе 4 Договора.
Пунктами 4.1, 4.2 Договора установлено, что цена Договора составляет 140 001 625,24 руб. и включает в себя все расходы Исполнителя, необходимые для оказания услуги, в том числе расходы на специализированные технические средства для транспортирования, инвентарь и оборудование, используемые для оказания услуги, транспортные расходы, стоимость всех работ, материалов, оборудования, затраты связанные с оформлением работ, заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование, таможенное оформление, в том числе и уплата таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию РФ в соответствии с существующими расценками на момент совершения таможенного оформления, расходы на получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых Исполнителем, вывоз мусора, накладные расходы, лимитированные затраты, а также все налоги (в том числе и НДС, если Исполнитель облагается НДС), действующие на момент заключения настоящего Договора, иные расходы, связанные с выполнением работ по настоящему Договору, а также все иные виды расходов, связанные с надлежащим оказанием услуги в границах Зоны деятельности Исполнителя услуги.
Под расчетным (отчетным) периодом по Договору понимается один календарный месяц (период времени с первое по последнее число соответствующего месяца) (пункт 4.5 Договора).
Как следует из пункта 4.8 Договора стоимость услуг Исполнителя за расчетный период определяется по формуле, расчет которой приводится в Акте оказания услуг:
S = Sобщ / Vобщ *Vпериод *Kфакт исп,
где:
S - стоимость услуг Исполнителя за расчетный период, в рублях;
Sобщ - стоимость услуг Исполнителя в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Договора за год, к которому относится расчетный период, в рублях;
Vобщ - общий объем ТКО, образующихся в зоне деятельности Исполнителя в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Договору за год, к которому относится расчетный период, в куб.м;
Vпериод - общий объем ТКО, образующихся в зоне деятельности Исполнителя в течение расчётного периода, в куб.м, который определяется по следующей формуле:
Vпериод = Vобщ / 12,
где:
Vобщ - в том же значении, в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Договору за год, к которому относится расчетный период, в куб.м;
Kфакт исп - коэффициент фактического выполнения услуги, определяемый по формуле:
Kфакт исп = Кфакт / Кплан,
где:
Кплан - плановое количество мест накопления ТКО, определенных утвержденным графиком вывоза ТКО и необходимых для транспортирования ТКО, образующихся в зоне деятельности Исполнителя, в течение расчетного периода (согласно Приложению N 5);
Кфакт - фактическое количество мест накопления ТКО, выполненных Исполнителем в соответствии с условиями настоящего Договора в течение расчетного периода, подтвержденное копиями Маршрутных журналов, сведениями журналов учета ТКО, принятого ОПО, данными мониторинга системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и материалами фото-фиксации.
Пунктом 4.6 Договора установлено, что Исполнитель предоставляет Региональному оператору до 5 числа месяца, следующего за отчетным, Акт оказания услуг, составленный по форме в соответствии с Приложением N 6 к настоящему Договору, копии Маршрутных журналов за расчетный период, счет на оплату, счет-фактуру (УПД). При непредставлении Исполнителем документов, указанных в настоящем пункте Договора, приемка услуг и срок расчета сдвигается соразмерно сроку просрочки предоставления документов.
Региональный оператор обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 4.6 настоящего Договора, рассмотреть, подписать Акт оказания услуг и направить его второй подписанный экземпляр Исполнителю. В случае возражений Региональный оператор направляет в адрес Исполнителя в тот же срок мотивированный отказ от подписания Акта оказания услуг. После устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе от приемки услуг, Региональный оператор осуществляет приемку услуг сначала в порядке и сроки, предусмотренные настоящим разделом (пункт 4.7 Договора).
Оплата оказанных услуг по транспортированию ТКО за расчетный период производится Региональным оператором не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания в предусмотренном порядке акта оказания услуг, составленного по форме в соответствии с Приложением N 6 к настоящему договору, подтверждающего факт предоставления (оказания) услуг, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя (пункт 4.9 договора).
Пунктом 4.10 Договора стороны согласовали, что факт надлежащего оказания услуг подтверждают данные мониторинга системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, копии маршрутных журналов, материалы фотофиксации с Мест накопления ТКО, при этом учитывается соблюдение Исполнителем Графика вывоза ТКО, завершение маршрута в Месте передачи ТКО (или ином месте в соответствии с Графиком вывоза ТКО), факт передачи ТКО на ОПО, отсутствие со стороны потребителей, органов местного самоуправления и административных органов обоснованных претензий и замечаний по качеству оказанной Исполнителем услуги в рамках настоящего Договора.
Услуга, оказание которой не подтверждено указанными выше данными, оплате не подлежит и в указанной части считается не оказанной.
Обнаружение факта ненадлежащего оказания услуг (в том числе, путем проведения встречных сверок с данными, представляемыми ОПО) после подписания Региональным оператором Акта оказания услуг, является основанием для перерасчета вознаграждения Исполнителя за соответствующий расчетный период. Перерасчет осуществляется Региональным оператором и направляется Исполнителю для рассмотрения и подписания в виде акта в порядке, предусмотренном разделом 7 настоящего Договора. Подтвержденный Исполнителем перерасчет является основанием для удержания суммы перерасчета из суммы очередного платежа Исполнителю.
Договор действует с момента его подписания обеими сторонами по 31.12.2020, срок оказания услуги Исполнителем с 01.01.2020 по 31.12.2020 (пункты 9.1, 9.2 Договора).
В рамках заключенного договора в период с 01.01.2020 по 19.06.2020 истец оказал ответчику услуги, составил соответствующие акты оказания услуг, выставил счета на оплату и счета-фактуры.
Сопроводительными письмами от 19.02.2020 N 170, от 05.03.2020 N 222, от 06.04.2020 N 561, от 06.05.2020 N 679, от 30.06.2020 N 968 истец направил ответчику копии маршрутных журналов вывоза ТКО за спорный период.
В нарушение принятых на себя обязательств, ответчик оплату оказанных услуг в полном объеме не произвел, в результате чего образовалась задолженность, которая на момент рассмотрения дела составила 27 616 237,27 руб.
В связи с неоплатой ответчиком задолженности в установленный договором срок, истец направил ответчику претензию.
Поскольку ответчик, в добровольном порядке оказанные услуги не оплатил; претензию оставил без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд.
В свою очередь ответчик обратился к истцу со встречным иском о взыскании 126 001 462,72 руб. штрафа, начисленного на основании пункта 8.8 Договора, 2 830 611,14 руб. убытков в виде реального ущерба, в размере стоимости произведенной ответчиком оплаты заводу АО "Завод ТО ТБО" за оказание услуг по обезвреживанию ТКО, переданных ООО "ОРКО-инвест", 500 584,40 руб. упущенной выгоды в виде недополученного дохода от реализации вторичных материальных ресурсов, всего 129 332 658,26 руб., вследствие нарушения истцом схемы потоков по транспортированию ТКО.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта оказания услуг по транспортированию ТКО, отсутствия доказательств оказания услуг в меньшем объеме или ненадлежащего качества, и непредставления Компанией доказательств, подтверждающих факт совершения Обществом вменяемых ему нарушений.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 23, 24 Правил, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов. По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из принципа, свободы договора (статья 421 ГК РФ) следует, что стороны вправе определить порядок оплаты выполненных работ по своему усмотрению.
В соответствии со статьями 779, 780, 781 ГК РФ обязательственное правоотношение по договору возмездного оказания услуг состоит из двух основных встречных обязательств, определяющих тип этого договора: обязательства исполнителя оказать услуги надлежащего качества и обязательства заказчика уплатить обусловленную договором цену в порядке, предусмотренном сделкой (статья 328 ГК РФ). Из встречного характера указанных основных обязательств и положений.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе договор, акты, переписку сторон, установив факт оказания Обществом услуг в спорный период, учитывая поведение сторон в ходе исполнения своих обязательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об оснований у Компании для отказа от оплаты спорных услуг, в связи с чем правомерно удовлетворил первоначальные исковые требования.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд, учитывая доказанность факта оказания истцом услуг, исходил из того, что действия Общества по транспортированию ТКО на АО "Завод ТО ТБО", являющийся в соответствии с Территориальной схемой объектом передачи отходов не могут быть квалифицированы как существенные нарушения условий Договора и свидетельствующие в целом о ненадлежащем качестве услуг по Договору.
Отклоняя доводы ответчика, суд указал, что условия Договора, в том числе пункты 2.2, 2.3, 3.18, Приложение N 3 к Договору, должны применяться с учетом Территориальной схемы в силу ее императивности и, следовательно, не могут толковаться как запрещающие Исполнителю (истцу) транспортировать ТКО на АО "Завод ТО ТБО", являющийся в соответствии с положениями Территориальной схемы объектом по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО для города Мурманска.
С означенными выводами суда первой инстанции апелляционный суд согласен.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 25 Правил N 1156 места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами являются существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе ТКО, Мурманской области утверждена Постановлением правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 (далее - Территориальная схема) в порядке осуществления областным Правительством полномочия, предусмотренного абзацем 18 статьи 6, пунктом 2 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ и абзацем девятым пункта 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 07.10.2008 N 1006-01-ЗМО "О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в сфере обращения с отходами производства и потребления".
Территориальная схема содержит основополагающие условия осуществления обращения с ТКО в Мурманской области, в том числе сведения об объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО в Мурманской области (приложение N 1 к Схеме (таблица N 11), схемы расположения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО, в том числе в 2019 - 2020 годах (рисунок N 2, приложение N 2 к Схеме).
Территориальная схема разработана в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Мурманской области, является одним из правовых актов Мурманской области в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в Мурманской области, определение целевых показателей перспективного развития отрасли обращения с отходами на период до 2025 года, осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с ТКО и других операторов по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Изложенное означает императивность регулирования, осуществляемого Правительством Мурманской области посредством Территориальной схемы, в том числе в части транспортирования ТКО на те или иные объекты передачи отходов, и, следовательно, невозможность изменения или ограничения данного публично-правового регулирования условиями договоров между юридическими лицами, к которым относится и Договор N 49-2019, заключенный между АО "Управление отходами" и ООО "ОРКО-инвест".
В пункте 1.4 Соглашения от 10.01.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области, заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области и АО "Управление отходами" (далее - Соглашение), закреплена обязанность регионального оператора осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Мурманской области в соответствии с Территориальной схемой.
В силу подпункта 2.1.4 пункта 2.1 Соглашения в обязанности регионального оператора входит обеспечение на территории Мурманской области обращения с ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, в соответствии с Территориальной схемой.
Императивный характер Территориальной схемы подтверждается и правовыми позициями, выраженными в судебных актах арбитражных судов, в частности в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2021 по делу N А42-8162/2020, от 15.07.2021 по делу N А21-9731/2020 и в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2020 по делу N А63-10241/2019. Как отмечают суды вышестоящей инстанции, места передачи ТКО и объекты передачи отходов могут устанавливаться только непосредственно территориальной схемой обращения с отходами и, следовательно, не могут корректироваться договорами между региональным оператором и операторами по обращению с ТКО, осуществляющими транспортирование ТКО; изъятия из территориальной схемы являются недопустимыми.
Согласно пункту 2.3 Договора, ТКО должны транспортироваться от мест приема ТКО до объекта передачи отходов (ОПО); осуществление транспортирования ТКО в иные места, не определенные указанным Договором и Территориальной схемой, запрещено.
Из буквального толкования данного пункта следует запрет транспортирования ТКО в места, не указанные ни в Договоре N 49-2019, ни в Территориальной схеме, а не запрет транспортирования ТКО в какое-либо конкретное место из числа указанных в Территориальной схеме.
В силу пункта 3.22 Договора N 49-2019 Исполнитель при оказании услуг по Договору руководствуется, в том числе Территориальной схемой.
Таким образом, в Договоре содержатся прямые указания на необходимость применения Территориальной схемы при оказании услуг.
Условия Договора, в том числе пункты 2.2, 2.3, 3.18, Приложение N 3 к Договору, как верно указал суд, должны применяться с учетом Территориальной схемы в силу ее императивности и, следовательно, не могут толковаться как запрещающие Исполнителю транспортировать ТКО на АО "Завод ТО ТБО", являющийся в соответствии с положениями Территориальной схемы объектом по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО для города Мурманска.
Территориальной схемой (строки 2 и 3 таблицы N 11 приложения N 1; рисунок 2 приложения N 2 - схема потоков ТКО на 2020 год, согласно разделу 9 Территориальной схемы) в качестве объектов передачи отходов определены и мусоросжигательный завод АО "Завод ТО ТБО", и полигон ТКО. При этом, какого-либо разделения потоков ТКО исходя из территориального деления муниципального образования положениями Территориальной схемы не установлено.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение условий Договора истец в спорный период осуществлял транспортирование ТКО из Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск, жилого района Три Ручья, микрорайона Дровяное, жилого района Абрам-Мыс как на полигон ТКО, так и на АО "Завод ТО ТБО", о чем свидетельствуют маршрутные журналы, копии которых имеются в материалах дела (флеш-накопитель). Территориальной схемой мусоросжигательный завод АО "Завод ТО ТБО" (город Мурманск), и полигон ТКО, расположенный в сельском поселении Междуречье Кольского района Мурманской области, определены в качестве объектов передачи отходов, образующихся на территории города Мурманска (строки 2 и 3 таблицы N 11 приложения N 1; рисунок 2 приложения N 2 - схема потоков ТКО на 2020 год, согласно разделу 9 Территориальной схемы).
Потоки ТКО в ходе оказания истцом услуг по транспортированию ТКО по Договору N 49-2019 полностью соответствовали Территориальной схеме; доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Изложенное означает отсутствие в действиях истца нарушений Территориальной схемы и условий Договора N 49-2019, подлежащих применению с ее учетом.
Выбирая место передачи ТКО, истец действовал не произвольно, а в соответствии с положениями Территориальной схемы и условиями Договора N 49-2019, на что правильно указал арбитражный суд первой инстанции в обжалуемом решении. Как пояснил истец, транспортирование части ТКО, образовавшихся на спорных территориях муниципального образования город Мурманск, в заявленный период на мусоросжигательный завод АО "Завод ТО ТБО" было обусловлено наличием объективных обстоятельств, не зависящих от воли Исполнителя, в целях обеспечения вывоза всех ТКО с территории зоны деятельности Исполнителя, о чем Региональный оператор был уведомлен.
Указанные в приложении N 1 к договору территории, исполнителем в спорном периоде охвачены и соответствующие услуги оказаны.
Доказательства того, что имеются претензии органов местного самоуправления муниципального образования, либо находящихся на его территории потребителей - юридических или физических лиц в части неоказания услуг или ненадлежащего оказания услуг в исковом периоде по вывозу ТКО, отсутствуют.
Доказательств, свидетельствующих, что транспортировка части ТКО на АО "Завод ТО ТБО" не позволила сторонами достоверно определить объем ТКО, которые транспортированы истцом в спорный период в рамках договора с ответчиком, материалы дела не содержат, ответчик на такие доказательства не ссылается.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный и соответствующий обстоятельствам дела вывод о доказанности факта надлежащего оказания услуг истцом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции сделал противоречащий материалам дела вывод о том, что ответчик не ссылался на недостатки и принял услуги без замечаний, со ссылкой на акты N 884 от 29.04.2020, N 892 от 08.06.2020 и N 897 от 19.06.2020 и письма об отказе от подписания актов, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Вмененные ответчиком нарушения (транспортирование ТКО истцом и их передача на АО "Завод ТО ТБО") не могут быть признаны нарушениями Территориальной схемы и условий Договора N 49-2019, и основанием для уменьшения стоимости оказанных услуг не являются.
Кроме того, представители Компании при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявляли об отсутствии претензий к объемам транспортирования ТКО, осуществлявшегося истцом, что подтверждается аудиозаписями судебных заседаний по делу.
Следует также отметить, что суд первой инстанции, указывая на то, что ответчик не представил доказательства предъявления в спорный период каких-либо претензий относительно объема и качества оказанных услуг, исходил из условий пункта 4.7 договора, которым установлена обязанность регионального оператора в течение 30 календарных дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 4.6 Договора, рассмотреть, подписать акт оказания услуг и направить его второй подписанный экземпляр Исполнителю, а в случае возражений направить в адрес Исполнителя в тот же срок мотивированный отказ от подписания акта оказания услуг. Доказательств своевременного направления региональным оператором возражений относительно актов оказания услуг за спорный период в дело не представлено; все претензии и письма направлены Компанией с нарушением указанного срока.
С учетом установленных обстоятельств, поскольку факт ненадлежащего исполнения Обществом обязательств по договору не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении встречного иска правомерно исходил из отсутствия оснований для применения меры ответственности в виде штрафа и недоказанности Компанией совокупности условий, необходимой для удовлетворения требования о взыскании убытков.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления N 25, по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
При обращении в суд с иском о взыскании убытков истец должен доказать факт причинения убытков, их размер, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения ответчика, причинную связь между поведением ответчика и наступившим вредом.
При недоказанности любого из этих элементов в возмещении убытков должно быть отказано.
Поскольку в данном случае Компанией не изложены обстоятельства и не приведены доказательства юридического состава убытков, упущенной выгоды, при том, что обязательства по Договору Обществом исполнены надлежащим образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении встречного иска.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.01.2021 по делу N А42-4387/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4387/2020
Истец: ООО "ОРКО-ИНВЕСТ"
Ответчик: АО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ", АО "Ситиматик", АО "Ситиматик" - Мурманский ф-л
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42901/2022
01.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10520/2022
04.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5486/2022
13.01.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-4387/20