15 декабря 2021 г. |
Дело N А42-8162/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Власовой М.Г. и Елагиной О.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ОРКО-инвест" Тененбаума В.А. (доверенность от 16.11.2020), от акционерного общества "Ситиматик"Хохолева А.В. (доверенность от 26.04.2021 N 51-40/2021),
рассмотрев 15.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ситиматик" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А42-8162/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОРКО-инвест", адрес: 183034, город Мурманск, улица Свердлова, дом 13, ОГРН 1045100212277, ИНН 5190132322 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Ситиматик" (до 08.04.2021 - акционерное общество "Управление отходами"), адрес: 117447, Москва, Большая Черемушкинская улица, дом 13, строение 4, этаж 2, помещение II, комнаты 1,3,4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Компания), о взыскании 30 354 957 руб. 96 коп. задолженности по договору от 09.12.2019 N 47-2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области (далее - Договор) за период с 01.01.2020 по 20.08.2020.
Иск принят судом с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 20.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.09.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы не согласен с выводами судов о том, что условия Договора должны применяться с учетом Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 (далее - Территориальная схема) в силу ее императивности.
По мнению Компании, вывод апелляционного суда о принятии ею услуг без замечаний не соответствует материалам дела.
Кроме того, податель жалобы обращает внимание на то, что сумма задолженности за оказание услуг надлежащего качества подлежит уменьшению на сумму штрафа за ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Договору.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании протокола аукциона в электронной форме от 28.11.2019 N 49-2019 на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области, расположенных на территориях муниципальных образований Мурманской области - Первомайский административный округ муниципального образования город Мурманск, жилой район Три Ручья, микрорайон Дровяное, жилой район Абрам-Мыс, включая территории (объекты) Министерства обороны Российской Федерации, Компания (региональный оператор) и Общество (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого исполнитель обязался своими силами и за свой счет оказывать услуги по транспортированию ТКО в порядке и на определенных Договором условиях на территории согласно приложению N 1 к Договору (зона деятельности исполнителя); региональный оператор обязался оплачивать услуги исполнителя в соответствии с условиями Договора.
В обязанности исполнителя входит погрузка ТКО в мусоровоз в местах приема ТКО на территории зоны деятельности исполнителя, их транспортирование до места передачи ТКО и передача на объект передачи отходов, а также иные функции, определенные условиями Договора. ТКО должны транспортироваться от мест приема ТКО до объекта передачи отходов (пункт 2.2 Договора).
Пунктом 2.4 Договора установлено, что исполнитель оказывает услуги по транспортированию ТКО на основании лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности.
Согласно пункту 2.5 Договора деятельность регионального оператора осуществляется на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018, заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области и региональным оператором.
Сроки и порядок оплаты услуг определены в разделе 4 Договора.
Стоимость услуг исполнителя за расчетный период определяется по формуле, расчет которой приводится в акте оказания услуг (пункт 4.8 Договора).
Оплата оказанных услуг по транспортированию ТКО за расчетный период производится региональным оператором в течение 30 дней с даты подписания в предусмотренном порядке акта оказания услуг, составленного по форме в соответствии с приложением N 6 к Договору, подтверждающего факт предоставления (оказания) услуг, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя (пункт 4.9 Договора).
Пунктом 4.6 Договора установлено, что исполнитель предоставляет региональному оператору до пятого числа месяца, следующего за отчетным, акт оказания услуг, составленный по форме в соответствии с приложением N 6 к Договору, копии маршрутных журналов за расчетный период, счет на оплату, счет-фактуру. При непредставлении исполнителем документов, указанных в данном пункте Договора, приемка услуг и срок расчета сдвигается соразмерно сроку просрочки предоставления документов.
Региональный оператор обязан в течение 30 календарных дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 4.6 Договора, рассмотреть, подписать акт оказания услуг и направить его второй подписанный экземпляр исполнителю. В случае возражений региональный оператор направляет в адрес исполнителя в тот же срок мотивированный отказ от подписания акта оказания услуг. После устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе от приемки услуг, региональный оператор осуществляет приемку услуг сначала в порядке и сроки, предусмотренные Договором (пункт 4.7).
Пунктом 4.10 Договора стороны согласовали, что факт надлежащего оказания услуг подтверждают данные мониторинга системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, копии маршрутных журналов, материалы фотофиксации с мест накопления ТКО, при этом учитывается соблюдение исполнителем графика вывоза ТКО, завершение маршрута в месте передачи ТКО (или ином месте в соответствии с графиком вывоза ТКО), факт передачи ТКО на объект передачи отходов, отсутствие со стороны потребителей, органов местного самоуправления и административных органов обоснованных претензий и замечаний по качеству оказанной исполнителем услуги по Договору.
Во исполнение условий Договора исполнитель в период с 01.01.2020 по 20.08.2020 оказал региональному оператору услуги, составил акты оказания услуг, выставил счета на оплату и счета-фактуры.
Сопроводительными письмами исполнитель направил региональному оператору копии маршрутных журналов вывоза ТКО за спорный период.
Ссылаясь на неоплату Компанией оказанных услуг в полном объеме, Общество направило в ее адрес претензию от 21.08.2020 с требованием погасить 30 354 957 руб. 96 коп. задолженности.
Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования Общества обоснованными и иск удовлетворил.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Пунктом 4 Правил N 1156 предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Частью 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. При этом территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе, лицами, в деятельности которых образуются отходы.
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, в соответствии с которыми места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды двух инстанций исследовали представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и установили следующее.
Факт оказания услуг в спорный период, объем оказанных услуг и их стоимость подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Суды рассмотрели довод Компании о необходимости снижения суммы задолженности на 18 986 928 руб. 30 коп. и отклонили его как необоснованный.
Апелляционный суд отметил, что на момент оказания услуг Компания не ссылалась на их недостатки, приняла услуги без замечаний и возражений.
Суды учли, что обнаружение факта ненадлежащего оказания услуг (в том числе, путем проведения встречных сверок с данными, представляемыми объектами передачи отходов) по условиям Договора является основанием для перерасчета вознаграждения исполнителя за соответствующий расчетный период. Перерасчет осуществляется региональным оператором и направляется исполнителю для рассмотрения и подписания в виде акта в порядке, предусмотренном разделом 7 Договора.
При таких обстоятельствах суды не усмотрели оснований для уменьшения стоимости оказанных услуг.
Суды также отклонили довод Компании о том, что Общество ненадлежащим образом оказало спорные услуги, так как транспортирование и передача ТКО фактически были осуществлены на объект, не являющийся объектом передачи отходов и местом передачи ТКО.
Суды приняли во внимание, что согласно пункту 2.3 Договора ТКО должны транспортироваться от мест приема ТКО до объекта передачи отходов; осуществление транспортирования ТКО в иные места, не определенные Договором и Территориальной схемой, запрещено.
Поскольку Общество в силу пункта 3.22 Договора при оказании услуг по Договору должно руководствоваться в том числе Территориальной схемой, согласно которой в качестве объектов передачи отходов определены мусоросжигательный завод и полигон ТКО, указанные в качестве объектов передачи отходов (приложение N 3 "Сведения о местах передачи ТКО"), какого-либо разделения ТКО исходя из их принадлежности (к ТКО, не являющимся крупногабаритными отходами, или к крупногабаритным отходам) положениями Территориальной схемы не установлено, оснований полагать, что Общество нарушило условия Договора не имеется.
Довод подателя жалобы о том, что сумма задолженности за оказание услуг надлежащего качества подлежит уменьшению на сумму штрафа за ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Договору, также следует отклонить.
При рассмотрении дела суды не установили со стороны Общества нарушений условий Договора в виде транспортирования ТКО не на объект передачи отходов, предусмотренный Договором, что исключает его ответственность по пункту 8.6 Договора.
У кассационного суда не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А42-8162/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ситиматик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2021 г. N Ф07-17774/21 по делу N А42-8162/2020