г. Москва |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А41-90725/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от АО "Кварцит": представитель не явился, извещено;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Юнусова Л.А. по доверенности от 07.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кварцит"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 14 февраля 2022 года по делу N А41-90725/21,
по заявлению акционерного общества "Кварцит"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кварцит" (далее - АО "Кварцит", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.11.2021 N 04/94/1414/2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 года по делу N А41-90725/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 98-100).
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Кварцит" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя АО "Кварцит", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Министерства экологии и природопользования Московской области, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество имеет лицензию на пользование недрами серии МСК N 09213 вид лицензии ТЭ (с изменением и дополнением N 1) с целевым назначением и видами работ: добыча формовочных песков в блоке СьУШ Восточно-Новочеркасского месторождения и использование их по назначению, на участке в 6, 0 км на ЮВ от пос. Перхурово в Воскресенском районе Московской области.
В соответствии с пунктом 5.1 лицензии серии МСК N 09213 ТЭ (с изменением и дополнением N 1), ежегодный уровень добычи формовочных песков "Недропользователю" устанавливается в пределах от 700 до 1300 тыс.т.
В Министерство поступила служебная записка консультанта управления недропользования Министерства экологии и природопользования Московской области о том, что согласно отчетности по форме 5-гр обществом за 2020 год добыто 0,00 тыс.м3.
Проанализировав изложенные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований пункта 10 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и наличии в деянии последнего признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Министерство составило в отношении общества протокол об административном правонарушении 22.11.2021 N 04/094/1414/2021.
Рассмотрев материалы административного дела, Министерством вынесено постановление от 25.11.2021 N 04/94/1414/2021, которым привлекло общество к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 300 000 руб. (т. 1 л. д. 8-10).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "Кварцит" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Отношения по геологическому изучению, использованию и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона N 2395-1).
Статьей 6 Закона N 2395-1 предусмотрено, что недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Статьей 12 Закона N 2395-1 установлено, что лицензия на пользования недрами закрепляет условия и форму договорных - отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащим настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 10 Закона N 2395-1).
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды, и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды" юридическими лицами, их обособленными подразделениями - пользователями недр, ведущими разведку и разработку месторождений, предоставляется отчетность по форме N 5 -ГР в срок до 5 февраля года, следующего за отчетным. Соответствующая отчетность по объектам недропользования, по нераспределенному фонду месторождений представляется органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; территориальному органу Госгортехнадзора России; территориальному геологическому фонду; Российскому федеральному геологическому фонду МПР России.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные (статья 12 Закона N 2395-1).
Ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется нарушение части 10 статьи 22 Закона N 2395-1, а именно: нарушение условий к лицензии.
Как указывалось выше, общество имеет лицензию на пользование недрами МСК N 09213 вид лицензии ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча формовочных песков в блоке СьУШ Восточно-Новочеркасского месторождения и использование их по назначению, на участке в 6,0 км на ЮВ от пос. Перхурово в Воскресенском районе Московской области.
В соответствии с пунктом 5.12 лицензии серии МСК N 09213 ТЭ (с изменением и дополнением N 1), ежегодный уровень добычи формовочных песков "Недропользователю" устанавливается в пределах от 700 до 1300 тыс.т.
Однако, согласно отчетности по форме 5-гр обществом за 2020 год добыто 0,00 тыс.м3, то есть пользователем недр не соблюден ежегодный уровень добычи полезного ископаемого.
Ответственность за пользование недрами с нарушением условий предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Факт вменяемого заявителю административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривается обществом.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия своевременных мер по соблюдению условий недропользования при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, либо обращения с заявлением о пересмотре условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, в материалы дела не представлены.
Полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП МО.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Санкция части 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В рамках оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении обществу назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 300 000 руб., следовательно, штраф назначен в минимальном размере.
Административный штраф, являющейся мерой ответственности, принимается в целях предупреждения совершения новых правонарушений, его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом, отвечая критериям пропорциональности и обеспечения индивидуализации наказания (постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П).
Оснований снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется в связи со следующим.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П и положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Вместе с тем, доказательств наличия указанных исключительных обстоятельств заявителем не представлено и судом не установлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 года по делу N А41-90725/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-90725/2021
Истец: АО "КВАРЦИТ"
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области