город Томск |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А27-23398/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачеовй А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса (N 07АП-2634/2022) на решение от 01.03.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23398/2021 (судья Кормилина Ю.Ю.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южный" (город Кемерово, ул. Веры Волошиной, 13, ОГРН: 1034205061538; ИНН: 4205055150) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (город Кемерово, проспект Советский, 60, 229, ОГРН: 1024200719828; ИНН: 4207052789) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 15/2021/ЛК/1/ЖКУ-284-ю от 22.06.2021.
В судебном заседании приняли участие: без участия, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южный" (далее - заявитель, общество, ООО "Южный") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - административный орган, ГЖИ Кузбасса, Инспекция) N 15/2021/ЛК/1/ЖКУ-284-ю от 22.06.2021 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.03.2022 постановление ГЖИ Кузбасса, вынесенное в отношении ООО "Южный" 15/2021/ЛК/1/ЖКУ-284-ю от 22.06.2021 по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Не согласившись принятым судебным актом, Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что на момент вынесения оспариваемого постановления неправомерные действия со стороны общества по начислению платы в отношении жилого помещения по ул. В.Волошиной д.14, кв.25 не прекращены.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, на основании распоряжения заместителя начальника ГЖИ Кузбасса от 29.04.2021 N 15/2021/ЛК/ЖКУ-284, в связи с поступлением обращения гражданина, проживающего по адресу: г. Кемерово, ул. В. Волошиной, д. 14, кв. 25 (вх. N 6253/2021/20313-ОБ-Эпр/от 05.04.2021) по вопросу начисления НДС на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в отношении ООО "Южный" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что стоимость коммунальной услуги по вывозу ТКО предъявлена ООО "Южный" собственнику жилого помещения, по адресу: г. Кемерово, ул. В.Волошиной, 14 - 25, с учетом НДС 20%. Согласно расчетам платежей за декабрь 2020 года - март 2021 года ООО "Южный" произведено начисление платы за обращение с ТКО в размере 57,43 руб., из расчета тарифа и установленного приложением к постановлению РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" норматива накопления твердых коммунальных отходов (2,073 м 3 / 12 мес. х 332,46 руб./м?). При этом НДС - 11,49 руб. (20% от суммы 57,43 руб.), предъявлен управляющей организацией собственнику жилого помещения к оплате в том же платежном документе отдельной строкой.
По итогам проведенной проверки составлен акт N 15/2021/ЛК/ЖКУ-284 от 30.04.2021, в котором отражены выявленные нарушения.
18.05.2021 в отношении ООО "Южный" составлен протокол N 15/2021/ЛК/1/ЖКУ-284 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 15/2021/ЛК/1/ЖКУ-284-ю от 22.06.2021 по результатам рассмотрения материалов дела, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Полагая, что постановление Инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, посчитав доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, пришел к выводу, что на момент привлечения ООО "Южный" к административной ответственности и принятия Инспекцией оспариваемого постановления, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.
ООО "Южный" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии от 29.04.2015 N 107, является ответственным за управлением многоквартирным домом по адресу: г. Кемерово, ул. В. Волошиной, 14, на основании договора управления.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги регламентируют Правила N 354.
С 2019 года обращение с твердыми коммунальными отходами стало коммунальной услугой наряду с отоплением, водоснабжением, электричеством.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), сбор, транспортирование обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации может обеспечиваться одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области на основании соглашения, заключенным 22.11.2018 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса), присвоен ООО "Чистый Город Кемерово".
Согласно части 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов 8 деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
При этом, в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость с 01.01.2020.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 6 статьи 168 НК РФ установлено, что в случае, если покупателем является население, то при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Согласно Приложению к постановлению РЭК Кузбасса от 20.12.2019 N 691 "Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Чистый Город Кемерово" единый тариф на услугу регионального оператора ООО "Чистый Город Кемерово" по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020-2022 годы НДС не облагается.
Факт нарушения обществом требований жилищного законодательства установлен административным органом, подтверждается материалами дела и обществом не опровергнут.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом вышеприведенных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, вопреки доводам административного органа суд первой инстанции пришел к верному выводу об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При этом указанный день определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ платежные документы, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, представляются потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Иной срок представления платежных документов может быть установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом).
В силу приведенных норм права апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что вмененное обществу правонарушение не является длящимся, поскольку днем совершения административного правонарушения является дата выставления каждого платежного документа, содержащего необоснованно начисленный НДС за услугу по обращению с ТКО.
Принимая во внимание, что последний счет, являвшийся предметом проверки Инспекции, был выставлен за март 2021 года не позднее 01.04.2021, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что двухмесячный срок давности привлечения к ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления, то есть на 22.06.2021, истек.
Ссылки административного органа на платёжные документы за последующие периоды (май, июнь 2021 года), правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные документы не являлись предметом проверки, отсутствовали в материалах административного дела, в связи с чем не могут быть приняты в качестве доказательства административного правонарушения в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным оспариваемого постановления административного органа, вынесенного с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.03.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23398/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23398/2021
Истец: ООО "Южный"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кузбасса