г. Москва |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А41-62242/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": Макаренко И.А., по доверенности от 01.11.2020;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Парасоцкая М.А., по доверенности от 22.12.2021 (представитель участвует посредством веб конференции),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2022 года по делу N А41-62242/21, по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ОАО "Российские железные дороги" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" со следующими требованиями:
1) Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" за свой счет в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда убрать с территории лесного фонда квартал 71 выдел 19 Подберезного участкового лесничества расположенного вблизи с. Константиново Раменского городского округа Московской области горючие материалы в виде сухостоя, валежника и порубочных остатков.
2) Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" за свой счет в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда произвести опашку шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров границу полосы отвода железной дороги расположенной в квартале 71 выделе 19 Подберезного участкового лесничества и прилегающего к лесному массиву в квартале 71 выделам 2,3 Подберезного участкового лесничества расположенного вблизи с. Константиново Раменского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 марта 2022 года по делу N А41-62242/21 исковые требования удовлетворены в части. Суд решил: обязать ОАО "Российские железные дороги" за свой счет в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда произвести опашку шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров границу полосы отвода железной дороги расположенной в квартале 71 выделе 19 Подберезного участкового лесничества и прилегающего к лесному массиву в квартале 71 выделам 2,3 Подберезного участкового лесничества расположенного вблизи с. Константиново Раменского городского округа Московской области. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2021 г. при патрулировании территории земель государственного лесного фонда по маршруту N 4 в соответствии с приказом ГКУ МО "Мособллес" N П-34 от 11.01.2021 г. "Об утверждении маршрутов наземного патрулирования земель лесного фонда на территории Московской области на 2021 год" произвел осмотр квартал 71 выдела 19 Подберезного участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного вблизи с. Константиново Раменского городского округа Московской области по которому проходит железная дорога протяженностью 0,4 км, ведущая от ст. Авиационная Павелецкого направления на Раменский ГОК принадлежащая ОАО "Российские железные дороги".
Согласно акту осмотра, на лесном участке квартала 71 выдела 19 Подберезного участкового лесничества Виноградовского филиала "ГКУ МО "Мособллес" на момент осмотра выявлено нарушение лесного законодательства выразившееся в следующем: полоса отвода железной дороги в месте прилегания к лесному массиву выделов 2,3 квартала 71 Подберезного участкового лесничества не очищено от сухостоя, валежника, порубочных остатков границ полос отвода не отделены от леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой не менее 3 метров.
На основании этого 01 июня 2021 года государственным лесным инспектором Московской области был составлен протокол об административном правонарушении N 02-198/2021 в отношении Ответчика.
В ходе производства по делу об административным правонарушении 01.06.2021 г. страшим участковым лесничим Подберезного участкового лесничества Тимохиным В.В. выдано предписание ОАО "РЖД" о необходимости устранить нарушения лесного законодательства, в срок до 15.07.2021 г.
18 июня 2021 г. заместителем начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области в отношении ОАО "Российские железные дороги" было вынесено Постановление о назначении административного наказания N 02-198/2021.
На основании вышеуказанного Постановления ОАО "РЖД" было признанным виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, выразившееся в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах и назначен административный штраф в размере 125 000 руб. 00 коп.
16.07.2021 г. Административный штраф был оплачен, о чем свидетельствует копия платежного поручения N 631837.
16.07.2021 г. государственным лесным инспектором Московской области - старшим участковым лесничий Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" Тимохиным В.В. в отношении ОАО "РЖД" был составлен протокол об административном правонарушении N 02-273/2021 за совершения правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, неисполнения выданного предписания).
18.07.2021 г. заместителем начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области было выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения по делу N 02-198/2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 2 статьи 60 ЗК РФ закреплено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. По смыслу приведенных правовых норм, обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся полоса отвода железных дорог, возлагается па лицо, в собственности которого эти линии находятся.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Согласно ст. 2 Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункта 37 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Кроме того согласно п. 234 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" полосы отвода и охранные зоны железных дорог (в том числе переведенных на консервацию) должны быть очищены от валежника, порубочных остатков и кустарника (за исключением деревьев и кустарников, отнесенных к художественно-ландшафтному оформлению дорог и сооружений, а также к защитным лесополосам), шпал железнодорожных деревянных отработанных и бракованных, а также других горючих отходов. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода. В полосах отвода и охранных зонах дорог, а также на участках железнодорожных путей и автомобильных дорог не разрешается выбрасывать горячие шлак, уголь и золу, а также горящие окурки и спички во время движения железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельных участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, требование об обязании общество за свой счет в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда убрать с территории лесного фонда квартал 71 выдел 19 Подберезного участкового лесничества расположенного вблизи с. Константиново Раменского городского округа Московской области горючие материалы в виде сухостоя, валежника и порубочных остатков исполнено ответчиком добровольно, после подачи иска в суд, что подтверждается актом осмотра земельного участка.
На основании изложенного, в удовлетворении требований в части обязания общество за свой счет в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда убрать с территории лесного фонда квартал 71 выдел 19 Подберезного участкового лесничества расположенного вблизи с. Константиново Раменского городского округа Московской области горючие материалы в виде сухостоя, валежника и порубочных остатков надлежит отказать.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком не представлены достоверные доказательства того, что устранены нарушения, послужившие основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями, доказательства невозможности произвести работы по противопожарной опашке шириной 3-5 метров или организации минерализованной полосы шириной 3 м.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 г. N 1325, вступившими в силу с 01.01.2021 г., порядок оценки соответствия объектов защиты установленном требованиям пожарной безопасности путем оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверки проведения соблюдения органами и гражданами противопожарного режима, проводится незаинтересованным в результатах такой оценки или такой проверки лицом.
Указанным нормативно-правовым актом определено, что оценка пожарного риска проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска.
Ответчиком не представлены суду доказательства проведения такой оценки объекта защиты (железнодорожного пути, расположенного в квартале 71 выделе 19 Подберезного участкового лесничества и прилегающего к лесному массиву в квартале 71 выделам 2,3 Подберезного участкового лесничества расположенного вблизи с. Константиново Раменского городского округа Московской области.), с заключением о возможности или невозможности соблюдения ОАО "РЖД" требований п. 37 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 г. N 1614 "О пожарной безопасности в лесах".
Также, ответчиком не представлены внутренние локальные акты ОАО "РЖД" (заключения, результаты комиссионных проверок, иные документы) о возможности (невозможности) обустройства противопожарного барьера на границе полосы отвода конкретной железной дороги, расположенной в квартале 71 выделе 19 Подберезного участкового лесничестваи прилегающего к лесному массиву в квартале 71 выделам 2,3 Подберезного участкового лесничества, расположенного вблизи с. Константиново
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае удовлетворения заявленных требований будет причинен ущерб лесному фонду, и с ответчика будут взыскиваться убытки, судом отклоняется ввиду следующего.
Во-первых, данный довод ответчика является преждевременным и несостоятельным, основанном на неверном толковании норм права. В материалы дела не представлено доказательств того, что с ответчика взыскиваются убытки.
Также согласно пункта 37 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Согласно пункту 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
С учетом изложенного, поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком правил пожарной безопасности в лесах, а именно, границы отвода полосы железной дороги не отделены от опушки леса противопожарной опашкой или минерализированной полосой, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается совместный акт осмотра (том 1 л.д. 14), согласно которому стороны отразили факт уборки порубочных остатков. При этом, в указанном акте отражено, что опашку осуществить невозможно по причине сложного рельефа.
Между тем, заметка про невозможность опашки приписана ответчиком. Кроме того, к акту приложены фотографии с места осмотра, на которых сложности рельефа не просматривается.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10.03.2022 по делу N А41-62242/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-62242/2021
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОАО "РЖД"