г. Саратов |
|
06 мая 2022 г. |
Дело N А12-22009/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" мая 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Комнатной Ю.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2022 года по делу N А12-22009/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, эт. 3, ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337)
к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин (403882, Волгоградская область, г.Камышин, ул. Октябрьская, д. 60; ИНН 3436016974, ОГРН 1073453000015)
с участием в деле в качестве заинтересованного лица: Казакова Александра Владимировича (Волгоградская область, г. Камышин),
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" - Тымчук Ю.А., действующая на основании доверенности от 23.12.2021; от Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышина - Артемьев А.А., действующий на основании доверенности от 10.01.2022 N 3; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин (далее также - Комитет) о признании недействительным предписания Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышина от 30.04.2021 N 50-гк.
Судом к участию в качестве заинтересованного лица привлечен Казаков Александр Владимирович (далее - Казаков А.В.).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2022 по делу N А12-22009/2021 в удовлетворении заявленных ООО "Ситиматик-Волгоград" требований отказано.
ООО "Ситиматик-Волгоград" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи, организованной при содействии Арбитражного суда Волгоградской области, принимали участие представители ООО "Ситиматик-Волгоград" и Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от ООО "Ситиматик-Волгоград" вместе с апелляционной жалобой поступили копия маршрутного журнала на от 01.03.2021, выписки из лицевых счетов, сведения системы ГЛОНАСС на 01.03.2021, данные Яндекс.карты.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
Ходатайство о принятии новых доказательств в силу требований части 3 статьи 65 АПК РФ должно быть заявлено лицами, участвующими в деле, до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Данное ходатайство должно соответствовать требованиям части 2 статьи 268 АПК РФ, то есть содержать обоснование невозможности представления данных доказательств в суд первой инстанции, и подлежит рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Представляя в суд апелляционной инстанции дополнительные доказательства, заявитель не подтвердил невозможность их представления в суд первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд не усматривает уважительных, не зависящих от истцов причин, исключающих возможность представления в суд первой инстанции соответствующего документа (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что арбитражный суд сбором доказательств не занимается и не выполняет обязанности сторон, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, поскольку могут быть нарушены принципы арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон.
В связи с тем, что указанные дополнительные документы поданы заявителем в электронном виде, применительно к пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", возврат документов на бумажном носителе не производится.
Представитель ООО "Ситиматик-Волгоград" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2022 по делу N А12-22009/2021 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2022 по делу N А12-22009/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Управление отходами - Волгоград" с 01.04.2019 осуществляет деятельность по сбору отходов.
Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин, в связи с обращением Казакова А.В., на основании распоряжения N 50-гк от 14.04.2021 (т.д. 2, л.д. 34-35) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Управление отходами - Волгоград" по вопросам предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января 2019 года по март 2021 года жителям дома N 27 по ул. Мичурина в г. Камышине Волгоградской области.
В ходе проверки установлено, что сбор и вывоз ТКО от ул. Мичурина в г.Камышин Волгоградской области в период с января 2019 года по март 2021 года не осуществлялся, при этом начисление платы за данную коммунальную услугу в период с февраля 2019 года по март 2021 года производилось в полном объеме, за январь 2019 года произведен перерасчет платы на 50%.
Установленные обстоятельства, по мнению Комитета, свидетельствуют о нарушении ООО "Управление отходами - Волгоград" требований пункта 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и пункта 98 Правил N 354.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 30.04.2021 N 50-гк (т.д. 1, л.д. 17-23, 127-133).
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 30.04.2021 N 50-гк об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым ООО "Управление отходами-Волгоград" в срок до 30.08.2021 необходимо: обеспечить своевременный вывоз ТКО потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Мичурина, в соответствии с пунктом 17 Приложения 1 к Правилам; произвести перерасчет начисленных сумм за коммунальную услугу по обращению с ТКО и собственнику жилого дома N 27 по ул. Мичурина в г. Камышин Казакову А.В. за период с января 2019 года по март 2021 года; дальнейшее начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственнику жилого дома N 27 по ул. Мичурина г.Камышин Казакову А.В., производить в соответствии с требованиями действующего законодательства (т.д. 1, л.д. 15-16; т.д. 2, л.д. 32-33).
27.04.2021 ООО "Управление отходами - Волгоград" изменило наименование на ООО "Ситиматик-Волгоград", что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
ООО "Ситиматик-Волгоград", полагая, что предписание является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Комитета соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с ТКО.
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исходя из подпункта "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 4(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) указанных Правил.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) закреплено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу части 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с Законом N 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с ТКО (далее - Правила N 1156).
Пунктом 3 раздела I Правил N 1156 предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 4 раздела I Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что 06.08.2018 Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области с ООО "Управление отходами - Волгоград" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области (далее - Соглашение), в соответствии с которым статус регионального оператора присвоен ООО "Управление отходами - Волгоград" на 10 лет.
В пункте 1.3 Соглашения указано, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области. Описание границы зоны содержится в приложении N 1 к Соглашению.
Из указанного приложения следует, что зоной деятельности является территория г.Камышина Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Соглашения региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области.
Из пункта 2.1.7 Соглашения следует, что региональный оператор обязан в течение месяца со дня наделения его статусом направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора в соответствии с формой типового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В пункте 2.1.8 Соглашения указан срок начала деятельности - не позднее 01.01.2019.
В силу пункта 2.1.12 Соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора, определенными в заявке на участие в конкурсном отборе. При этом региональный оператор не вправе допускать более 40 допустимых нарушений графика вывоза ТКО из мест накоплений в год. Допустимым нарушением графика вывоза считается нарушение данного графика в теплое время года не более чем на 24 часа с одного места накопления ТКО и крупногабаритных отходов (далее - КГО), в холодное время года - не более чем на 24 часа с одного места накопления ТКО и КГО.
Пунктом 2.1.39 Соглашения предусмотрена обязанность заявителя нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением и законодательством, выплачивать неустойки (штрафы, пени) за нарушение обязательств, возмещать убытки, причиненный вред, в том числе окружающей среде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.
Соглашением урегулированы права заявителя, в том числе осуществлять взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, индивидуальными предпринимателями и иными юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.2.4 Соглашения), а также вносить предложения в уполномоченный орган (ранее - ОблкомЖКХ, в настоящее время - Облкомприроды) и иные органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области по вопросам, связанным с реализацией и поддержанием в актуальной состоянии территориальной схемы, государственных программ в сфере обращения с ТКО, а также по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обращения с ТКО.
Для коммунальной услуги по обращению с ТКО в пункте 17 приложения N 1 к Правилам N 354 установлена обязанность исполнителя по обеспечению своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Положения Правил N 354 корреспондируют положениям СанПиН 42-1284690-88, которыми определен срок хранения ТКО - в холодное время года (при температуре -5°С и ниже) - не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5°С) - не более одних суток (ежедневный вывоз) (пункт 2.2.1).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, Правилами N 354 установлены четкие сроки (периодичность) вывоза отходов и обязанность регионального оператора к их соблюдению. Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО, устанавливаются Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно пункту 148(1) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В силу пункта 148(2) Правил N 354 договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО "Управление отходами - Волгоград" и собственником жилого дома N 27 по ул. Мичурина в г. Камышине считается заключенными путем совершения конклюдентных действий на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
На основании пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан:
- предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;
- производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентируется Закон N 89-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, и осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно представленным ООО "Управление отходами - Волгоград" платежным документам собственнику жилого дома N 27 Казакову А.В. по ул. Мичурина начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с февраля 2019 года по март 2021 года производилось в полном объеме из расчета 4 человека, за январь 2019 года произведен перерасчет платы на 50%.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норма СанПиН 2.1.3684-21 определены требования к установке контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора ТКО: расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
ООО "Управление отходами - Волгоград" указывает, что в целях удобного накопления ТКО для жителей города Камышин, предотвращения несанкционированных мест размещения ТКО, региональным оператором организована погрузка ТКО из контейнеров, расположенных по адресам:
- пересечение ул. Стахановская и Зеленая (60 м до ул. Мичурина);
- пересечение ул. Лесозащитная и Зеленая (70 м до ул. Мичурина).
Для потребителей, проживающих в жилом доме N 27 по ул. Мичурина в г.Камышине, вывоз ТКО осуществляется с ближайшего места (площадки) накопления ТКО, расположенного на пересечении ул. Стахановская и Зеленая, находящегося на расстоянии около 160 м (указано в письме от 29.04.2021 N 17016).
В силу статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Распоряжением Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин N 158-р от 13.12.2019 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, в соответствии с которым из вышеуказанных ООО "Управление отходами - Волгоград" места накопления ТКО не значится.
Пунктами 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 установлено, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пункта 4.1 раздела 4 Приказа от 30.05.2020 N 927-ОД "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Волгоградской области" (далее - Приказ N 927-ОД), утвержденного Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, накопление ТКО может осуществляться несколькими различными способами:
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах;
- в пакеты, размещаемые в установленных местах;
- путем приема отходов по заявке;
- путем объезда территории и приема отходов по графику;
- в контейнеры раздельно для разных видов отходов.
Согласно статье 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО.
Из материалов дела усматривается, что на территории городского округа - город Камышин действует Генеральная схема очистки территории городского округа - город Камышин (далее - Схема очистки территории), утвержденная постановлением Администрации городского округа - город Камышин от 29.12.2015 N 2850-п "Об утверждении Генеральной схемы очистки территории городского округа - город Камышин".
В силу пункта 3.3 раздела 3 Схемы очистки территории способ вывоза мусора от индивидуальных жилых домов - бестарный, который не предусматривает установку контейнеров на специально оборудованных площадках.
Кроме того, согласно содержащегося в материалах проверки и прилагаемого к настоящему отзыву межведомственного акта от 11.10.2019 осмотра ул. Мичурина создание мест (площадок) накопления ТБО в районе указанной улицы невозможно в связи с нарушением норм СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных мест", постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О ведении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПин 2.1.4.1110-02", постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей.
В этой связи, вопреки доводам апеллянта, в рассматриваемом случае должен применяться бестарный способ.
В соответствии с актом от 30.04.2021, составленным отделом ЖКХ Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин, в период с 01.01.2019 коммунальная услуга по обращению с ТКО собственнику жилого дома N 27 по ул. Мичурина в г. Камышине Волгоградской области Казакову А.В. не оказывалась, вывоз ТКО не осуществлялся, контейнерная площадка отсутствует, оборудование контейнерной площадки в соответствии с действующим законодательством невозможно.
Доказательств обратного, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено.
Согласно пункту 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении, или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В силу пункта 148 (30) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N2 к настоящим Правилам.
В соответствии с Приказом Комитета тарифного регулирования по Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области" утверждены среднемесячные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов, расположенных в городских населенных пунктах на одного проживающего в размере 0,203 м3/мес.
Согласно Приказу Комитета тарифного регулирования по Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград" для населения в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлен тариф в размере 557,86 руб./м3 в месяц.
В соответствии с Приказом Комитета тарифного регулирования по Волгоградской области от 20.12.2019 N 44/1 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград" для населения в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 установлен тариф в размере 514,14 руб./м3 в месяц.
Согласно Приказу Комитета тарифного регулирования по Волгоградской области от 18.12.2020 N 48/2 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград" для населения в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 установлен тариф в размере 489,74 руб./м3 в месяц.
В результате размер перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом доме N 27 по ул. Мичурина в г. Камышине за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 составил 11 412,04 руб.
Судами первой и апелляционной инстанции установлен и подтверждается материалами дела факт нарушения ООО "Ситиматик-Волгоград" режима, обеспечивающего своевременный вывоз ТКО. Обществом данное обстоятельство по существу не оспорено.
В силу пункта 150 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
Комитетом представлен фрагмент Яндекс.карты г. Камышин в районе ул. Мичурина, из которой видно, что ул. Мичурина не является тупиковой, указанную улицу пересекает множество других улиц, из чего следует, что необходимость совершать развороты отсутствует, а также отсутствуют непреодолимые сложности для осуществления вывоза ТКО бестарным способом, т.е. путем объезда улиц, как предусмотрено пунктом 3.3 генеральной схемы очистки территории городского округа - город Камышин, утвержденной постановлением Администрации городского округа - город Камышин от 29.12.2015 N 2850-п. Из фрагмента карты видно, что расстояние от дома N 27 по ул. Мичурина до ближайшей площадки сбора ТКО составляет 160 м, что превышает норматив, установленный в пределах 100 м.
Как верно отмечено судом первой инстанции, на дату принятия постановления администрации городского округа - город Камышин от 29.12.2015 N 2850-п, которым утверждена генеральная схема очистки территории городского округа - город Камышин вывоз ТКО осуществлялся иными организациями, при этом в пункте 3.1 данного постановления указаны спецмашины и механизмы, задействованные в вывозе ТКО, наименование которых дает четкое понимание того, что в деятельности по вывозу ТКО использовалась достаточно габаритная техника на базе автомобилей КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, при этом аргументы о невозможности разворотов и маневрирования по улицам не приводились.
В соответствии с разделом 13 Территориальной схемы предложения по корректировке Территориальной схемы представляются региональным оператором, другими операторами по обращению с отходами, осуществляющими деятельность на территории Волгоградской области, ассоциациями организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, общественными организациями и другими заинтересованными лицами.
Однако ООО "Ситиматик-Волгоград" указанным правом не воспользовался, в уполномоченный орган с предложением по корректировке Территориальной схемы не обращался.
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что Общество, являясь региональным оператором, осуществляя с 01.01.2019 свою деятельность на территории Волгоградской области, в том числе на территории указанного муниципального образования, не взаимодействовал (не понуждал в судебном порядке) с органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, в рассматриваемом случае с Администрацией городского округа - город Камышин, по вопросу обеспечения транспортной доступности для специальной техники заявителя с целью обеспечения оказания надлежащего качества коммунальной услуги жителям ул. Мичурина в г.Камышине.
Таким образом, по истечении более чем двух лет с момента начала осуществления обществом деятельности, Комитетом правомерно установлен факт предоставления коммунальной услуги жителям ул. Мичурина г. Камышина Волгоградской области с нарушением периодичности, установленной пунктом 17 приложения N 1 Правил N 354.
По положению статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На территории Волгоградской области в целях организации рациональной системы накопления ТКО, для предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека установлен Порядок накопления твердых коммунальных отходов (Приказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской обл. от 12.07.2019 N 1923) (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.1 Порядка на территории Волгоградской области складирование ТКО осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления ТКО следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором; г) предусмотренными для отдельных видов отходов в соответствии с разделами 7-9, 11 настоящего Порядка. Способ накопления ТКО в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления ТКО емкости непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления - есть бестарный способ накопления ТКО.
Таким образом, на территории Волгоградской области накопление ТКО осуществляется также и бестарным способом, что не противоречит Правилам N 1156.
Соответственно, если расположенное в районе индивидуальной жилой застройки (частном секторе) место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того, как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО при предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО.
При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам, которое накапливают мусор в месте накопления, не включенным в схему, Правилами не предусмотрен. Таким образом, Правила N 354 распространяют свое действие и на бестарный способ накопления ТКО.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание не противоречит закону, являются исполнимым, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных ООО "Ситиматик-Волгоград" требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Довод апеллянта со ссылкой на пункты 3.1, 3.4 и 3.5 Приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 N 1923 которым утвержден Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 3.1 Приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 N 1923 в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии
соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором;
г) предусмотренными для отдельных видов отходов в соответствии с разделами 7-9, 11 настоящего Порядка.
На территории индивидуальной жилой застройки, территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, применяются способы накопления ТКО, указанные в подпунктах "б", "в" пункта 3.1 настоящего Порядка (пункт 3.4).
Согласно пункту 3.5 данного Приказа изменение способа накопления с указанного в подпункте "в" пункта 3.1 настоящего Порядка на способ, указанный в подпункте "б" того же пункта, осуществляется путем создания контейнерных площадок и оборудования их контейнерами и бункерами.
Вместе с тем, согласно материалов проверки и обжалуемого предписания, течение периода нарушения в предоставлении услуги по обращению с ТКО начинается с января 2019 года, то есть до принятия Приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 N 1923, в связи с чем действие данного приказа не полной мере совпадает с периодом выявленных нарушений.
Кроме того, пунктом 6.1 указанного Приказа (в ред. приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 17.10.2019 N 2641) закреплено, что способ накопления ТКО в пакеты или другие емкости применяется на территориях, указанных в пункте 3.4 настоящего Порядка, в случаях временной невозможности либо нецелесообразности применения иных способов накопления ТКО. Таким образом, наличие акта осмотра улицы Мичурина, согласно которому создание контейнерной площадки невозможно, указывает на то, что в рассматриваемом случае, следует применить положения пункта 6.1, то есть применить способ накопления ТКО который по своей сути является бесконтейнерным (в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором), не требующим создания контейнерной площадки накопления ТКО в ущерб нормам СанПин.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оказываемая им услуга вывозу ТКО является коммунальной услугой надлежащего качества, поскольку вывоз ТКО от потребителей, проживающих по ул. Мичурина г. Камышин осуществляется из мест накоплений, расположенных по адресам: пересечение улиц Стахановская и Зеленая (60 м до ул. Мичурина): пересечение улиц Лесозащитная и Зеленая (70 м до ул. Мичурина), ближайшее место накопления ТКО от дома N 27 по ул. Мичурина расположено на пересечении улиц Стахановская и Зеленая (160 м), со ссылкой на данные Яндекс.карты и информацию, передаваемую с использованием спутниковой системы Глонасс/GPS о вывозе ТКО за 01.03.2021, апелляционной коллегией отклоняется.
ООО "Ситиматик-Волгоград" предоставлены данные спутниковой системы Глонасс/GPS о вывозе ТКО и маршрутные журналы за 01.03.2021, при этом, согласно оспариваемому предписанию нарушения имели место в период с января 2019 года по март 2021 года, в связи с чем данные спутниковой системы Глонасс/GPS о вывозе ТКО и маршрутные журналы за 01.03.2021 не могут являться доказательством оказания услуги в предшествующий этой дате период, в том числе в 2019-2020 гг.
Довод апеллянта о том, что услугу по вывозу ТКО можно считать оказанной, поскольку иные потребители, проживающие на ул. Мичурина, оплачивают услугу на основании направленных в их адрес платежных документов, что подтверждается выписками из лицевых счетов, судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
Вопрос предоставления услуги и факта ее оплаты в отношении иных потребителей, за исключением Казакова А.В., не являлся предметом спора в суде первой инстанции, следовательно, не подлежит учету и рассмотрению в суде апелляционной инстанции.
Кроме того, выписки из лицевых счетов как в отношении потребителя Казакова А.В., так и в отношении иных потребителей в суд первой инстанции ООО "Ситиматик-Волгоград" не предоставлялись, следовательно, не подлежат принятию в качестве доказательства в суде апелляционной инстанции, с учетом того, что Общество не обосновало и не доказало невозможность их представления в суд первой инстанции.
Апелляционная коллегия также считает необходимым отметить, что отсутствие факта обращения иных жителей ул. Мичурина с вопросом не предоставлении услуги по обращению с ТКО в контрольно-надзорный орган является исключительно правом этих жителей, а право Казакова А.В. на такое обращение не зависит от мнения и волеизъявления иных лиц.
Таким образом, ссылка ООО "Ситиматик-Волгоград" на отсутствие претензий иных лиц не доказывает факт оказания услуги непосредственно Казакову А.В.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что услугу по вывозу ТКО можно считать оказанной, поскольку Казаков А.В. не предоставил доказательств обращения в аварийно-диспетчерскую службу по факту ненадлежащего качества предоставления услуги, судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
Положения пунктов 105-106 Правил N 354 находятся в тесной логической взаимосвязи с пунктом 104 Правил N 354, согласно которого при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. Таким образом, положения пунктов 105-106 подразумевают коммунальные услуги, которые предоставляются с использованием инженерных систем и коммуникаций. Услуга обращения с ТКО для потребителя Казакова А.В. не подразумевает использование инженерных систем и коммуникаций, следовательно, не находится в зависимости о работоспособности таких коммуникаций.
В целях участия аварийно-диспетчерской службы в процессе принятия и регистрации сообщений потребителей о нарушениях в предоставлении коммунальных услуг и содействии для бесперебойного предоставления коммунальных услуг между организацией, предоставляющей услугу, и аварийно-диспетчерской службой должны быть оформлены договорные отношения, регламентирующие права и обязанности сторон договора и права и обязанности в отношении потребителей. Такой договор региональным оператором не предоставлен в качестве доказательства.
Кроме того, региональным оператором не сообщалось Казакову А.В. о необходимости или возможности обращения в аварийно-диспетчерскую службу или иную службу, указанную исполнителем, при этом в пункте 105 Правил N 354 изложено требования для исполнителя, а в рассматриваемом случае ООО "Ситиматик-Волгоград", указать, в какую организацию должен обратиться потребитель. Такая информация Казакову А.В. заявителем не сообщалась, она не содержится, в том числе в платежных документах, направленных в его адрес.
Довод апеллянта о том, что услугу по вывозу ТКО можно считать оказанной, поскольку потребитель Казаков А.В. не обращался (письменно или устно) о нарушении качества указанной коммунальной услуги в адрес регионального оператора, апелляционной коллегией также отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае на Казакова А.В. законом прямо не возложена обязанность обращаться к региональному оператору и тем более, право Казакова А.В. на обращение в контрольно-надзорный орган с жалобой, по результатам которой выдано обжалуемое предписание не зависит от факта предварительного его обращения в адрес регионального оператора.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что услугу по вывозу ТКО можно считать оказанной ввиду отсутствия доказательств того, что Казаков А.В. не пользовался услугой по обращению с ТКО и при этом не нарушил требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства потребления", судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
Факт оказания ООО "Ситиматик-Волгоград" услуг ненадлежащего качества подтверждается постановлением от 25.10.2021 N 2179 вынесенным и.о. начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах, которым постановлено признать юридическое лицо ООО "Ситиматик-Волгоград" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 чт. 14.4 КоАП РФ, и в соответствии со статье 4.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. По состоянию на дату подачи и рассмотрения апелляционной жалобы данное постановление не признано незаконным, подлежащим отмене.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2022 года по делу N А12-22009/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22009/2021
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: КОМИТЕТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области, Казаков Александр Владимирович